Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2 главные вопросы экономики, ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике




Общество не может перестать производить,

так же, как оно не может перестать потреблять

Карл Маркс,

немецкий экономист, философ

 

Из ничего не сделаешь ничего,

Ничего не высосешь из пальца,

Сам бог не сделал бы ничего,

Не будь у него материальца

Генрих Гейне,

немецкий поэт

 

Вам всегда будет не хватать

либо времени, либо денег

Закон технологии Лернефа

 

Потребности и их классификация

Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Потребности – источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.

Что же такое потребности? Потребность - это побуждение к проявлению жизнедеятельности и активности всех живых существ. По мнению Г. И. Щукиной, потребности человека являются первоосновой, первичными побудительными силами, исходной причиной жизнедеятельности человека. Удовлетворяя свои многочисленные и разнообразные потребности, человек не только получает возможность жить, развиваться как организм, воспроизводить потомство, трудиться, общаться, но и приобретает способность к развитию общественного духовного и материального производства. На базе потребностей у человека возникают и развиваются иные источники его стремлений: чувства, интересы, убеждения, мотивы, волевые побуждения, которые, в свою очередь, вступают в весьма сложные взаимосвязи с потребностями. Связь потребностей и интересов в такой области, как познавательная деятельность человека, особенно сложна.

Разные ученые по-разному трактуют это определение. Так, например, одни говорят, что п отребность (need) это необходимость удовлетворения нужд в экономическом благе.

Другие говорят, что п отребности – это объективная нужда в чём-либо, необходимая для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.

Согласно еще одной точки зрения, потребность – это состояние неудовлетворенности человека.

Особенности потребностей:

1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.

4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек; а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Потребности многообразны и существуют различные классификации потребностей. Классификации потребностей уделялось внимание, начиная с древних времен. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Так, например польский психолог К. Обуховский насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций.

П. Ершов в своей книге «Потребности человека» считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

Достоевский Ф.М. делил множество интересов и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы:

1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни; 2. Потребности познания;

3. Потребности всемирного объединения людей.

У Гегеля 4 группы:

1. Физические потребности;

2. Потребности права, законов;

3. Религиозные потребности;

4. Потребности познания.

Еще одна классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

Естественные потребности делятся на:

ü первичные биологические (в пище, воде, воздухе, сне и т.д.);

ü потребности в воспроизведении рода;

ü первичные социальные потребности (в общении, в обмене информацией и т.д.).

Культурные потребности – потребности в предметах и явлениях, сформированные культурой и не передающиеся по наследству (в красоте, в социальном статусе, в знаниях, в религии, в музыке, литературе и искусстве и т.д.).

Следующая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

В экономической теории известна классификация, в соответствии с которой все потребности делятся по различным признакам:

По масштабу и структуре производства:

ü абсолютные (максимальный объем благ, который мог быть потреблён, если бы был в наличии);

ü перспективные (которые могут быть удовлетворены в будущем);

ü действительные (настоящие, т.е. которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства);

ü подлежащие удовлетворению;

ü фактически удовлетворяемые.

От роли в воспроизводстве рабочей силы:

ü физические;

ü социальные;

ü духовные.

От социальной структуры:

ü общества в целом (защита родины, развитие науки, образования, здравоохранения и т.д.);

ü классов, социальных групп;

ü личные или индивидуальные (отдельных людей).

По очерёдности удовлетворения:

ü первичные (необходимые: еда, вода, одежда и др.) или незаменяемые;

ü вторичные (избыточные: образование, развлечения и др.) или заменяемые.

По характеру изменения:

ü эластичные (легко изменяемые);

ü неэластичные (жесткие).

По участию в производственном процессе:

ü производственные (которые участвуют в процессе производства: средства производства и рабочая сила);

ü непроизводственные (не участвуют в процессе производства).

По происхождению:

ü экономические (для удовлетворения необходимо производство);

ü неэкономические (могут быть удовлетворены без наличия производства: в воздухе, дневном свете и др.).

Наибольшего распространения получила классификация потребностей американского психолога Абрахама Маслоу, согласно которой все потребности можно представить в виде пирамиды от низших к высшим:

ü физиологические потребности (в еде, воде, сне, сексе, одежде, жилье и т.д.);

ü в безопасности (защите от боли, страха, болезней и т.д.);

ü социальные (в общении, дружбе, любви и т.д.);

ü в самоуважении (достижение признания, одобрения, уважения других и т.д.);

ü в самореализации (достижение поставленных целей, реализация способностей и т.д.).

Экономические потребности органически связаны с условиями существования общества, социальных групп, отдельных людей. Экономические потребности динамичны, они изменяются с прогрессом общества. К. Маркс и В.И. Ленин назвали этот процесс законом возвышения потребностей, в соответствии с которым происходит их постоянный и качественный рост.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами (good). Блага бывают долговременные, которые предполагают многократное использование (автомобиль, книга, телевизор и др.) и кратковременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, напиток, спички и др.). Также блага делятся на взаимозаменяемые – субституты, которые удовлетворяют одну и туже потребность (поезд – самолет, мобильный телефон – смартфон) и взаимодополняемые – комплементарные, которые дополняют друг друга в удовлетворении одной и той же потребности (мобильный телефон и сим-карта; левый и правый ботинки).

Под продуктом понимается все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей. Продуктэто все, что может удовлетворить какие-нибудь потребности (физические предметы, услуги, люди, предприятия, виды деятельности, идеи). Как только продукту назначена цена, и он поступил на рынок, он становится товаром.

Товарыэто физические, материальные предметы (объекты), направляемые на рынок с целью купли-продажи.

C точки зрения конечного применения выделяют два главных типа товара: потребительские товары, продукция производственно-технического назначения (промышленные товары).

Потребительские товары — товары, купленные конечными потребителями для личного (семейного) потребления.

Товары производственно-технического назначениятовары, приобретаемые частными лицами и организациями для дальнейшей их переработки или применения в бизнесе.

Услуга – действие, которое продается-покупается. Услуги бывают индивидуальными и коллективными.

Индивидуальные услуги потребляются отдельными институциональными единицами, например, домашними хозяйствами или предприятиями. Примером индивидуальной услуги являются нерыночные услуги здравоохранения и рыночные услуги бытового обслуживания или связи.

Коллективные услуги оказываются обществу в целом или группе институциональных единиц. Например, это услуги науки или обороны.

Виды услуг:

ü производственные (транспортные, маркетинг, консультативные, банковские, строительные),

ü потребительские (снабженческие, торговые, страховые, туристические, коммунальные, рекреационные),

ü информационные (глобальные сети Интернета и связи, компьютерные услуги по изучению рынка, некоторые виды банковских услуг),

ü социальные (услуги в сфере культуры, образования, науки, медицины),

ü деловые (консалтинг, инжиниринг, франчайзинг и др.).

Наиболее высокими темпами развиваются услуги, и в первую очередь электронная коммерция, основанные на использовании информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). Повышая производительность в уже существующих секторах производственной деятельности, ИКТ обеспечивают также возможности для формирования новых отраслей в онлайновом режиме и производства различных видов продуктов ИКТ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.