Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Куликовская битва 7 страница




вам. А когда рождается у Софьи сын Василий, то эта история с

разделением ближайшего окружения Ивана Третьего окончательно

фактически формируется. Почему?

У Ивана Третьего был сын от первого брака - Иван-молодой,

как его называют. Он фактически княжил вместе со своим отцом,

так же как Иван Третий с Василием Темным, он принимал очень

деятельное участие в отражении татар во время похода Ахмата, и

проблем никаких не возникало. Он был женат на дочери воложско-

го господаря Стефана Елене (Елена Волошанка), и от этого брака

у него был тоже сын, которого звали Дмитрием - Дмитрий Ивано-

вич-внук. Но вот через какое-то время после совершения второго

брака Ивана Третьего у Софьи Фоминичны рождается сын Василий,

а Иван молодой умирает. Кто должен быть наследником Ивана

Третьего в этой ситуации?

Московская традиция, которая была нерушима, говорит, что

московский стол переходит по прямой нисходящей линии. Следова-

тельно, Иван Третий был должен его передать Ивану-молодому.

Иван молодой был соправителем своего отца - следовательно,

коль скоро он правил, да и потом, он прямой наследник, следую-

щим московским правителем должен быть его сын - Дмитрий Ивано-

вич-внук. Иван Третий так и поступает: Дмитрий Иванович-внук,

несмотря на свое малолетство, возведен особым чином на великое

княжение и становится соправителем своего деда. То есть пар-

тия, которая стояла за московскую старину, за московский обы-

чай, осилила - партия, противная Софье Фоминичне.

Но через некоторое время все меняется. Елена Волошанка

вместе со своим сыном попадает в опалу, они заточены в темни-

цу, а на великое княжение Иван Третий возводит сына отвторого

брака Василия, будущего Василия Третьего. То есть окончатель-

ная победа осталась за Софьей Фоминичной и новой партией прид-

ворных. И вот этот раскол в московском обществе весьма важен,

потому что он будет усугубляться. Когда Ивана Третьего пыта-

ются спрашивать, на оснвании чего он свел с великого княжения

своего внука, он отвечает: "А что? Это мое право - право вели-

кого князя, государя московского: кого хочу, того милую". То

есть получается, что здесь фактически рождается идея... само-

державия, когда суверен является источником закона, источником

власти, когда он является стоящим выше закона, выше обычая, а

раз так, то, естественно, углубляется пропасть между ним и его

окружением, его двором, его обществом и т.д.

Впоследствии, уже во времена Василия Третьего, бояре го-

ворили6 что это все оттого, что греки приехали. Пока греков не

было, все было по-старому, приехали греки - начались у нас

всякие замешания и нестроения.

Может быть, конечно, оно и так. О том, что Софья Фоминич-

на кому-то поручила отравить Ивана-молодого, судить не берусь.

Греки, вероятно, способны на многое, но документов никаких на

эту тему нет, кроме того, что когда Иван-молодой заболел, у

него начались какие-то раны на ногах, ноги стали раздуваться.

Был выписан из-за границы какой-то еврей, лекарь, который обе-

щал вылечить великого князя, а если не вылечит, то князь Иван

Третий может его казнить. Ивана-молодого не вылечили, и князь

был этим очень недоволен, и когда прошло 40 дней после смерти

великого князя, лекарь был казнен. Иван Третий выполнил усло-

вие договора.

Я специально акцентирую ваше внимание на семейной истории

Ивана Третьего, потому что история со вторым браком великого

князя будет повторена с еще большими последствиями, с еще

большим соблазном для окружающих его сыном Василием Третьим.

Но если Иван Третий женился совершенно законно после смерти

своей супруги, то его сынишка попросту отправит свою супругу в

монастырь, наплевав на все и заставив церковь санкционировать

это безобразие. То есть в прямом смысле слова яблоко упало

очень недалеко от яблони.

Подобные вещи вели, конечно, к изменению представлений

о том, что собой представляет великий князь. Теперь он глава

самого большого государства на свете. Государства православно-

го, государства, которое наследует Византии. То есть князь на-

чинает на себя смотреть не просто как на Ивана Васильевича,

сына Василия Темного, московского князя, а как фактически на

византийского если не императора, то уж во всяком случае

властителя.

В это время появляется и византийский герб - двуглавый

орел. В это время появляется и соответствующий очень не

простой московский протокол, он начинает складываться в прид-

ворной жизни, этикет вырабатывается. В это время начинают со-

зидаться первые намеки на будущие сочинения, которые будут

оформлять идеологически новую власть.

Несколько слов о титуле "государь". Этот титул использо-

вали в 1475 (или 78) году два новгородских чиновника, приехав-

шие в Москву жаловаться великому князю на несправедливости,

которые творятся в Новгороде, и обратившиеся к князю как к

государю. Иван Третий ловил подобные вещи, как говорится, на

лету. Это был подарок судьбы, и он тут же послал в Новгород

вопрос: какого государства они хотят? Новгородцы пытались объ-

яснить, что никакого государства они не хотят, а эти люди го-

ворили о том, чего толком не знают, и во всяком случае от се-

бя. На всякий случай новгородцы одного из этих чиновников каз-

нили по приговору вече. И этим совершили окончательно полити-

ческий промах, потому что Иван после этого уже считал их окон-

чательно изменниками, которые его обманывают, клеветниками,

которые не держат слова. Всю эту комедию разыгрывали как по

нотам, после чего уже говорить с Новгородом можно было гово-

рить только с позиции силы.

Значит, государь - уже тогда. Но ведь "принцесса" - не

титул на Руси, была царевна. И вот царь - таким словом ког-

да-то называли хана золотоордынского, теперь и Иван Третий

царь. Венчания на царство нет, венчание существует на великое

княжение. Это чин, который уже укоренился, потому что его раз-

работали еще раньше. Впоследствии этот чин и будет фактически

чином венчания на царство, который совершит впервые Иван Гроз-

ный, ну а тогда будет вся заковыка в том, что именно на

царство будет венчаться Иван Грозный, а не на великое княже-

ние. Здесь будет вопрос чисто формальный. Если сравнивать чины

венчания на царство и на княжение, то они очень похожи.

Вот какие произошли перемены в 70-е годы 15 века. Для то-

го, чтобы представить себе, как все это заканчивалось, скажу,

что процесс присоединения Новгорода растянулся, потому что

Вятка была присоединена только в 89-м году.

И вот Москва стала столицей колоссальной совершенно стра-

ны, потому что на север границы уходили до Белого моря, на

восток практически до Урала; с западом обстояло сложнее, пото-

му что граница проходила западнее Пскова ко Ржеву, дальше шла

к Смоленску и спускалась к северским городам. Ну а на юг, как

это ни странно звучит, границей была фактически Ока. А дальше

начиналась земля, которая называлась у нас дикое поле. Там не

было лесов, а раз так, значит там были кочевники, банды и,

главное, крымские татары, которые могли совершенно внезапно

появиться. Поэтому каждое лето начинают выставлят там подвиж-

ные отряды, которые должны были держать границу, прикрывать ее

со стороны степей. А дальше начнется строительство крепостей

каменных в Туле, Калуге, Зарайске, которые станут опорными

пунктами на южном направлении для русских войск.

Крымская опасность представляла собой нешуточное явление,

и весь 16 век - это очень большие проблемы и................,

потом попытка повторить это в конце 16 века, и даже в 17 веке

крымцы еще беспокоили Москву. Наверное, вы отлично знаете, что

у нас в центре города есть Крымский мост. Название его очень

правильное, очень точное, потому что он стоит на том месте,

где был брод, по которому крымцы шли к Москве. Следовательно,

крымский брод - Крымский мост. А шли они по Большой Калужской,

т.е. по проспекту Ленина. Отсюда - Донской монастырь, потому

что там при царе Федоре Иоанновиче стояла московская рать,

преграждая путь крымцам. В русском войске в особой палатке на-

ходилась чудотворная икона Донской Божией Матери, и коль скоро

сражения не получилось и крымцы повернули обратно, то на

месте, где стояла икона, был поставлен собор - теперь Малый

собор Донского монастыря, а сам монастырь стал называться

Донским в честь чудотворной иконы. Такова история этого места.

В следующий раз мы будем разбирать стояние на реке Угре и

"Судебник".

 

Л Е К Ц И Я 13

 

Сегодня нам надо разобрать две темы: стояние на реке Угре

и падение татаро-монгольского ига и "Судебник" 1497 года. При

том, что одно событие носило характер, если можно сказать, об-

щегосударственный, а "Судебник" некоторые воспринимают как

чисто юридический памятник, тем не менее взаимосвязь между

этими событиями, бесспорно, существует.

Падение татарского ига - своеобразный формальный акт, ко-

торый знаменовал создание новой, централизованной могучей

России, а что касается "Судебника", то этот юридический памят-

ник представлял собой своеобразное законодательство, которое

также фиксировало те нормы права, которые уже действовали или

должны были действовать в уже новом государстве.

Сначала о падении ига. У нас существует своеобразная пси-

хологическая картина, исходя из которой переломом и окончанием

всяких бед от татар является 1380 год: победили в Куликовской

битве - значит, конец татарам. На самом деле, как вы, вероят-

но, знаете, все было совсем иначе. Итогом Куликовской битвы

было нашествие Тохтамыша на Москву, ее сожжение, потом был по-

ход Едигея; о Тамерлане я не говорю, потому что он не дошел.

Затем Василию Дмитриевичу пришлось платить дань и ездить в Ор-

ду. И только, вероятно, после смерти Василия Темного можно го-

ворить об определенном переломе в отношениях с татарами. Не

забывайте, что Василий Темный сам побывал в татарском плену и

был выкуплен. Правда, сами обстоятельства его выкупа говорят о

том, что Золотая орда уже приходила в упадок, поскольку вместе

с Василием Темным из татарских земель выехало много татар, ко-

торые хотели перейти на службу, стали принимать православие и

получали здесь соответствующие наделы, службу, почет и т.д. То

есть налицо был внутренний упадок Золотой орды, и следователь-

но, задача избавления от всех последствия татарщины у

Московского государства облегчалась.

Орда уже не была той Золотой ордой, которая угрожала нам

в 13-14 столетиях. Собственно говоря, Орды уже не было в то

время, о котором идет речь (т.е. в княжение Ивана Третьего), а

скорее было несколько Орд, и та Орда, которая фактически зани-

мала место бывшей Золотой, была, во-первых, значительно мень-

ше, а во-вторых, ее уже называли Большой ордой. Постепенно она

начнет трансформироваться, причем произойдет удивительная

вещь: татары начнут менять тип своей цивилизации, т.е. из ко-

чевников они начнут становиться оседлым земледельческим наро-

дом, потому что мы с вами знаем, что волжские, казанские тата-

ры - земледельцы. Но они - наследники Золотой орды, кочевники.

Этот.......... к середине 15 столетия; естественно, он идет

не гладко, но в это же время выделяются уже Крымская, Астра-

ханская орды, появляются отдельно существующие Сибирские, Тю-

менская, Ногайская и т.д., которые вопследствии будут еще

представлять опасность для России, но в основном исключительно

для границ. Самым, пожалуй, опасным противником будет Крымская

орда, несмотря на то, что она будет дальше всех от центра

государства.

Избавление от ига произошло фактически одномоментно, если

вообще можно считать вторую половину 15 века временем та-

тарского ига - это скорее дань традиции, потому что формально-

го какого-то события не было. В 1480 г. хан Большой орды Ахмат

решил совершить набег на Москву. Иван Третий хорошо знал об

этих планах, он отдавал себе отчет в том, что Ахмат вступил в

союзнические отношения с Литвой, и старался обезопасить себя и

от Литвы, и от Ахмата и сумел, как полагают некоторые, органи-

зовать диверсию фактически в татарский тыл: когда Ахмат дви-

нулся к русским границам, то небольшая русская рать опустошила

собственно татарские земли в низовьях Волги, что тоже, естест-

венно, повлияло на события.

Летом 1480 г., когда стало известно, что татары идут тра-

диционным путем - с юго-востока - к московским границам, то

уже отмобилизованное московское войско заняло соответствующие

позиции на рубежах Московского государства. На рубежах южных,

а они проходили по течению реки Оки. Значит, крайним левым

флангом становится Коломна, а дальше Серпухов, Боровск и все

те места на Оке, где существуют броды. Они блокированы с лево-

го берега отрядами, полками, заставами, и татары, подойдя к

Оке, не могут переправиться. Сам великий князь в Коломне, его

сын - в Серпухове, другие воеводы в других местах, и татары

вынуждены двигаться по правому берегу Оки в сторону литовских

пределов. Был ли здесь какой-то стратегический расчет Ахмата

или, напротив, просчет, сказать сложно. Во всяком случае, дой-

дя до литовских пределов, Ахмат перешел свободно Оку и дви-

нулся уже вдоль берега Угры, опять натыкаясь с противоположно-

го берега на русские отряды и заставы, которые не давали воз-

можность сунуться ни к какому броду.

В это время Иван Третий приезжает в Москву. Там появление

великого князя без войска имело довольно своеобразный резо-

нанс, поскольку некоторые подумали, что он бежал (очевидно,

Иван Третий не отличался качествами полководца), причем его

старший сын Иван Молодой отказался ехать в Москву и остался со

своим полком на театре военных действий.

Иван Третий принимает меры для обеспечения безопасности

Москвы, и пожалуй, самое гнетущее впечатление оставляет его

приказ вывезти из города казну, а великой княгине Софье Фоми-

ничне ехать на север, к Белоозеру, причем, как говорят некото-

рые источники, ей был указан путь и дальше на случай каких-то

осложнений. Действительно, у страха глза велики, и видимо поэ-

тому реакция на действия великого князя была столь негативной.

Реакцию эту выразил не простой люд какими-то демократи-

ческими методами, а церковь в лице архиепископа Ростовского

Вассиана Рыло. он был в Москве в тот момент, когда туда вер-

нулся Иван Третий, встречал его вместе с митрополитом, и уже

тогда, при встрече, князю были сказаны весьма резкие слова

отом, что он должен делать. Смысл этих слов сводился к тому,

что он, заботясь о своей стране, о своей земле, о своем наро-

де, должен идти на врага, а ни в коем случае не уступать.

Очевидно, в окружении Ивана Третьего, человека, бесспор-

но, одаренного как политика и, видимо, совершенно не военного,

было немало людей, которые предлагали ему тянуть время, пойти

с татарами на мировую, что-то заплатить - короче говоря, изб-

рать традиционный путь и избавиться от неприятностей при помо-

щи чисто дипломатических усилий.

В Москве ничего подобного уже не желали слышать, и цер-

ковь в лице своих архипастырей не собиралась идти на поводу у

этих людей из окружения Ивана Третьего, которых впоследствии в

своем послании архиепископ Вассиан называет последними словами.

Ивану Третьему пришлось уехать из Москвы к войску, кото-

рое в это время уже занимало берега Угры, но до Угры он не до-

ехал, а остановился в Каменце неподалеку, но все-таки ближе к

Москве. Были затеяны даже какие-то переговоры с Ахматом, кото-

рый уже в это время понял, что ему не удастся переправиться,

и стал ждать наступления морозов, поскольку шла осень. Если бы

лед покрыл реку, никаких препятствий для татарской конницы уже

быть не могло.

Как раз этот расчет Ахмата и послужил причиной того, что

начались переговоры. И вот тогда архиепископ Вассиан посылает

свое знаменитое послание на Угру, где в чрезвычайно резких вы-

ражениях требует от Ивана Третьего боевых действий, а ни в ко-

ем случае не уступок своим злым советникам. Думаю, что вам бу-

дет интересно услышать несколько цитат.

"Ты, государь, повинуясь нашим молениям и добрым советам,

обещал крепко стоять за благочестивую нашу веру православную и

оборонять свое отечество от басурман. Мстецы же нашептывают в

ухо твоей власти, чтобы предать христианство, не считаясь с

тем, чтоты обещал. А митрополит со всем священным и боголюби-

вым Собором тебя, государя нашего, благословил на царство и к

тому же так тебе сказал:"Бог да сохранит царство твое силою

Честнаго Креста Своего". Мужайся и крепись, духовный сын мой,

как добрый воин Христов. Господь да поможет тебе, если ты,

государь наш, все возьмешь в сердце твое, как истинный добрый

пастырь.

Ныне же слыхали мы, что басурманин Ахмат уже приближается

и губит христиан и более всего похваляется одолеть твое оте-

чество. А ты пред ним смиряешься, и молишь о мире, и послал к

нему послов. А он, окаянный, все равно гневом дышит и молени-

я твоего не слушает, желая до конца разорить христианство. Но

ты не унывай, но возложи на Господа печаль твою, и он тебя ук-

репит, ибо Господь гордым противится, а смиренным дает благо-

дать.

А еще дошло до нас, что прежние смутьяны не перестают

шептать в ухо твое слова обманные и советуют тебе не проти-

виться супостатам, но отступить и предать на расхищение врагам

словесное стало Христовых овец. Подумай о себе и о своем ста-

де, к которому тебя Дух Святый поставил.

Что советуют тебе эти обманщики лжеименитые, мнящие себя

христианами? Одно лишь: побросать щиты и, нимало не сопротив-

ляясь этим окаянным..., предав христианское отечество, изг-

нанниками скитаться по другим странам. Подумай же, великоумный

государь, от какой славы к какому бесчестию сводят они твое

величество".

Дальше Вассиан приводит Ивану Третьему на память примеры

и князя Игоря, и князя Святослава, и князя Владимира Святого,

Владимира Мономаха и, наконец, Дмитрия Донского - всех его

предков для того, чтобы побудить его к решительным действиям.

Если вчитываться в это чрезвычайно энергичное послание, то,

бесспорно, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, архиепископ Вассиан, несомненно, имел чрезвы-

чайно высокий авторитет. Говорить с великим князем таким тоном

мог позволить себе далеко не всякий. И здесь не отчаяние слы-

шится в словах архиепископа, а сила и уверенность, безусловное

достоинство. Все это дает ему возможность так резко требовать

от великого князя решительных действий. Второй вывод говорит о

том, что действительно попытки решить татарское нашествие дип-

ломатическим путем были налицо. Видимо, были люди, которые

исходили из чисто личных интересов. Наконец, Вассиан учитывал,

что у князя была определенная оппозиция (в лице его собствен-

ного сына, который желал сражаться с татарами), не говоря уже

о том, что после той паники, которая имела место в Москве, не

исключено, что она может перекинуться и на остальные террито-

рии, могущие оказаться под татарским ударом. Следовательно, он

должен был, как архипастырь, укреплять дух уже не только вели-

кого князя, нои всей своей паствы, поскольку очевидно, что это

письмо так или иначе могло сделаться достоянием многих.

Когда наступают холода, Иван Третий со своими воеводами,

видя, что не сегодня-завтра река встанет и сделается проходи-

мой для татарской конницы, принимает очень правильное решение.

Войска покидают свои места вдоль течения реки, т.е. сокращают

кордонную линию, отходят вглубь, и начинает концентрироваться

одно большое войско около Боровска. Этот прием стратегически

совершенно закономерен, потому что кордонная лицния не спасет

в случае массированного удара татарской конницы, а здесь им

придется иметь дело уже с общим московским войском, которое

будет собрано в единый кулак.

Но до чего был прав Вассиан, потому что некоторыми людьми

это вполне естественное, оправданное военной тактикой отступле-

ние от Угры некоторыми было принято за бегство. И опять-таки

имела место кое-где паника - и среди населения и среди ратни-

ков. А дальше происходит история очень странная, потому что

когда Угра наконец замерзла, потому что морозы были очень

сильные, татары, вместо того чтобы ринуться уже в собственно

московские пределы, очень поспешно ринулись обратно. Все это

было на них очень не похоже, и можно думать, что Промысл Божий

выказал себя здесь чрезвычайно явно. Подумать только:вдруг та-

тары стали мерзнуть (это они-то, привыкшие к степям), вдруг

лошади их стали падать от бескормицы, хотя начало зимы всегда

было для них очень выгодным (кони нагуляли за лето бока, от-

дохнули). Может быть, была какая-то эпидемия, а может, то, что

литовский князь не пришел на помощь - короче говоря, разграбив

те литовские земли, которые оказались по дороге, Ахмат бук-

вально ринулся к Донцу, с тем чтобы встать на зимовку там, в

каких-то своих уже привычных местах. Хотя там вряд ли было

теплее.

А дальше все произошло очень просто. Тюменская Орда со

своим ханом Иваком подошла близко к месту, где стояла Орда Ах-

мата, и то ли имел место бой, то ли просто стычка, но Ахмат

был убит Иваком во сне. Ивак, совершив этот героический посту-

пок, послал своего гонца к Ивану Третьему с буквально верно-

подданическим сообщением о том, что твоего супостата, госу-

дарь, больше нет. Гонец был щедро награжден.Это, собственно,

говоря, и является концом стояния на реке Угре и формальным

концом татарского ига. Подуматьтолько, как низко пала некогда

могучая Татарская держава.

Теперь мы перейдем к более прозаической теме, а именно -

к "Судебнику" 1497 года. Некоторое время назад мы разбирали

"Русскую Правду", обсуждали, что такое "Правда Ярослава",

"...Ярославичей", краткая редакция, пространная редакция и

т.д. И надо сказать, что нормы, зафиксированные в пространной

редакции "Русской Правды", действовали весь 12 век и, очевид-

но, 13 и начало 14, потому что ни о каких новых крупных юриди-

ческих памятниках этого времени мы не знаем.

В 14 веке начинают появляться договорные грамоты князей,

когда великие московские князья заключают договоры с судейными

князьями; помимо этого, конечно, духовные грамоты. А в 15 веке

появляются уставные и судные грамоты. Уставные - это Двинская

и Белозерская грамоты. Они фиксировали вхождение данной терри-

тории в Московское государство, т.е. подтверждала, что данная

территория является частью Московского государства. Судная

грамота - это грамота, содержащая нормы судопроизводства. нор-

мы наказания, и здесь в первую очередь надо отметить Новго-

родскую и Псковскую.

Это основные юридические документы, созданные в 15 столе-

тии и являющиеся предшественниками "Судебника" 1497 г. Вполне

возможно, что, читая те или иные учебные пособия, вы натолкне-

тесь на упоминания о так называемой сокращенной "Русской Прав-

де". Я об этом не говорил в свое время, а сейчас надо сказать

несколько слов. Формально сокращенная "Русская Правда"

представляет собой ряд статей пространной "Русской Правды",

написаных одна за другой и не очень больших по объему. Возник,

естественно, вопрос о том, что собой представляет сокращенная

"Русская Правда". Разброс мнений, которые высказывали ученые,

был весьма велик. Одни полагали, что сокращенная "Русская

Правда" является как бы протографом "Русской Правды" вообще,

т.е. чем-то совершенно первоначальным. Другие - и это мнение,

насколько я могу судить, значительно более авторитетно - пола-

гали, что сокращенная "Русская Правда" представляет собой по-

пытку использовать те отдельные статьи пространной "Русской

Правды" в начале 15 века, которые еще могли как-то действо-

вать, быть основой какого-то судопроизводства.

Совершенно очевидно, что жизнь чрезвычайно сильно измени-

лась: не удельная, а централизованная Русь, не Древнекиевское,

а Московское государство; изменились представления о жизни,

усложнились формы жизни, и отсюда, естественно, нормы "Русской

Правды" стали слишком архаичными. Я думаю, что кто-то пытался

все-таки использовать отдельные статьи "Русской Правды", кото-

рые еще сохраняли какое-то значение, и так возник вот этот

своеобразный свод отдельных статей под названием "Сокращенная

Правда" (название, естественно, было дано учеными).

Если мы примем эту гипотезу, то должны будем признать,

что и "Сокращенная Правда" долго действовать не могла, потому

что уже не была систематизированным законодательством и нужно

было принимать нечто совершенно иное.

И вот в 1497 г. появляется "Судебник", о котором нужно

знать следующее. Рукопись его была обнаружена в 1817 г. заме-

чательным русским археографом и ученым Строевым, энергии кото-

рого мы обязаны спасением колоссального количества пергаментов

и бумажных древних рукописей (между прочим, Павел Михайлович

Строев составил и хронологические таблицы "Истории государства

Российского" Карамзина, и то большое издание в 4-х томах зна-

менито как раз тем, что последний тонкий том - это указатели

Строева, потому что сам текст Карамзина помещается в трех то-

мах). Опубликован "Судебник" впервые был в 1819 г. Особен-

ностью этого кодекса является то, что он сохранился в

единственном экземпляре. Это просто поразительный факт. Мы

имеем довольно много - десятки, а то и сотни вариантов - тех

или иных фрагментов "Русской Правды", а вот "Судебник" сущест-

вует как бы в уникальном, единственном варианте. Отсюда - зна-

чительный интерес к нему, и надо сказать, что его анализировали

как бы с двух позиций.

В 19 веке, когда у нас чрезвычайно сильной стала юриди-

ческая школа в истории, его анализировали именно как юриди-

ческий памятник, т.е. как определенный этап в развитии нашей

юриспруденции. Тогда же он был разделен при публикации 1873

года на 68 статей. Это разделение было в известной степени

формальным, и можно считать, что далеко не всегда оно удачно,

но это теперь стало традицией, и когда воспроизводят "Судеб-

ник", это всегда делают по тексту издания 1873 г., т.е. с этим

делением. Вторым направлением изучения "Судебника" было изуче-

ние его с позиций, если хотите, социально-политической истории

или, лучше сказать, социально-экономической: какие слои насе-

ления, какие сословия, какие между ними отношения, какие права

этих сословий, какие льготы, какие обязанности. И здесь "Су-

дебник" дает чрезвычайно ценную информацию.

Сводить "Судебник" только к документу, который освещает

только социально-экономическую проблему, конечно, наивно. Так

же, как не вполне, вероятно, правильным будет и рассматривать

его как чисто юридический памятник. Он, бесспорно, отражал из-

менения, которые произошли в жизни общества. А изменения были

весьма существенными. Он их как бы фиксировал, отвечая на те

запросы времени, которые имели место.

Что это за изменения?

Вы, вероятно, уже представляете себе, что начиная с 14

века, т.е. с того времени, когда усиливается сначала Москва,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.213 сек.