Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие способности к расслаблению мышц 2 страница




Рассчитывается коэффициент пульса (КП), отражающий степень изменения частоты сердечных сокращений:

т^-т _ ЧСС в нагрузке. ЧСС в покое

Индекс работы сердца (ИРС), который косвенно отражает проде­ланную занимающимся работу, работу сердца по перекачиванию кро­ви в условиях повышенного артериального давления и увеличенной ЧСС на высоте нагрузки:

ИРС = ЧСС в нагрузке х АД систолическое в нагрузке.


При регистрации ЧСС и величин АД после нагрузки фиксируют, на какой минуте отдыха эти показатели достигают исходных величин. По мере повышения степени тренированности увеличение ЧСС и АД при одной и той же нагрузке будет менее выраженно. И как следствие этого, будут снижаться величины КП и ИРС, а нормализация пульса будет проходить после нагрузки в более ранние сроки (Н.Д. Обижаева, 1993).

Когда тренировочные нагрузки неадекватны процессам восстанов­ления и организм спортсмена-инвалида не успевает восстановиться к следующей тренировке, то может возникнуть состояние переутомле­ния, перегрузки, что приводит к истощению организма, развитию па­тологических состояний, необходима профессиональная коррекция с использованием педагогических, психологических, медико-биологичес­ких методов и средств восстановления.

Особенно важно это в работе с инвалидами с поражением органов зрения, так как все вышеперечисленные негативные явления могут от­разиться негативно на функции органов зрения. У инвалидов с пораже­нием опорно-двигательного аппарата в классе — травмы и заболевания спинного мозга, где запредельные нагрузки могут повлечь за собой не­обратимые отрицательные моменты, вместо помощи мы можем навре­дить, ухудшить состояние здоровья. Поэтому данная категория людей требует очень внимательного отношения к организации и проведению учебно-тренировочного процесса, с непременным каждодневным вра­чебным контролем.

В результате совместной и постоянной работы тренера и врача вно­сятся коррективы, изменения, дополнения в учебно-тренировочный процесс.

21.1.3. Самоконтроль

Для инвалидов-спортсменов самоконтроль имеет очень важное зна­чение, так как позволяет субъективно оценить приспособление орга­низма к физической нагрузке путем ежедневных оценок им самим из­менений в организме под влиянием учебно-тренировочного процесса или соревнований.

Для этого каждый занимающийся ведет дневник самоконтроля, в который записываются дата, сон, настроение, самочувствие, работо­способность, содержание тренировки (время проведения занятий: утро, день, вечер), пульс (утром, до тренировки, после тренировки, через 15 мин), отмечает нарушения режима. Это позволяет врачу и тренеру объективно оценить влияние на организм как отдельных тренировок (занятий), так и вообще занятий адаптивной физической культурой.

Подсчет пульсовых толчков выполняется в течение 10 с и умножа­ется на 6. Если измерять пульс более продолжительное время, то «ми­нутный» результат будет неточен, так как через несколько секунд пос­ле окончания работы пульс начинает замедляться (А.П. Колтановский, И.В. Кулькова, 1997).


Если восстановления пульса за несколько минут отдыха не проис­ходит и пульс не снижается, следует уменьшить нагрузку. При отсут­ствии положительных результатов надо обратиться к врачу и приоста­новить занятия. Отсутствие контроля, небрежное отношение может по­влечь за собой ухудшение здоровья.

Ко всему вышесказанному необходимо добавить, что положитель­ные сдвиги в физическом состоянии, проявление биологического при­способления к нагрузкам проявляются не сразу, а только спустя 3 неде­ли после систематических и правильно организованных занятий.

Очень полезно овладеть приемами самомассажа, который является эффективным средством для снижения утомления и повышения рабо­тоспособности. Он усиливает отток крови и лимфы, позволяет быстрее восстановить все системы организма после интенсивных физических нагрузок.

Самомассаж доступен каждому занимающемуся и может быть ис­пользован в любое время в зависимости от состояния человека.

Кроме этого, занимающийся должен получить от тренера и врача обширные знания по широкому кругу вопросов, связанных с режимом дня, личной гигиеной, закаливанием, питанием, массажем, самокон­тролем.

Рациональный суточный двигательный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма, вырабатывает его определенный ритм.

В связи с различными условиями жизни, труда, быта, индивиду­альными особенностями существования невозможно рекомендовать еди­ного суточного режима для всех категорий инвалидов. Однако его ос­новные положения должны соблюдаться при любых обстоятельствах. Это прежде всего: выполнение различных видов деятельности, тренировоч­ных занятий и отдыха в одни и те же часы, регулярное питание, дли­тельный и полноценный сон.

В режиме дня следует предусмотреть утреннюю гигиеническую гим­настику, которая ускоряет переход от сна к бодрствованию, тонизирует деятельность центральной нервной системы, активизирует работу всех органов, создает бодрое и жизнерадостное настроение.

Гигиена тела включает в себя гигиенические мероприятия по уходу за кожей, полостью рта и зубами. Гигиеническое значение кожи, осо­бенно для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, очень важно, так как зачастую работоспособность и сопротивляемость различным заболеваниям во многом зависит от состояния кожных по­кровов. У ампутантов встречаются потертости и ссадины культей ниж­них конечностей, у инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга — участки с пониженной чувствительностью (ягодицы, колени, голеностопы).

В этом случае необходим уход за культей: обтирание, споласкива-ние, закаливание, ежедневное смазывание кремом. При пониженной чувствительности кожи ежедневная проверка своего состояния.

Инвалидам всех категорий необходимо применение средств закали­вания. Наблюдения, проведенные специалистами, показывают, что си-


схематические занятия, проводимые в современных крытых спортив­ных сооружениях с постоянным микроклиматом, приводят к дезакали-ванию занимающихся (В.В. Кудрявцева, Ю.С. Сыромолотов, 1987), по­этому спортсменам, которые продолжительно занимаются в крытых спортивных сооружениях, необходимо закаляться, используя все спо­собы закаливания и особенно естественные силы природы.

Важное значение имеет сбалансированность питания, которая обес­печивается оптимальным качественным и количественным соотноше­нием белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей, а также правильными с физиологической точки зрения пропорциями основных составных частей пищевых веществ — аминокислот белков, жирных кислот, жиров, крахмала и сахара углеводов, взаимосвязи от­дельных витаминов с другими компонентами пищи.

Примером тому служат вопросы питания спортсменов-инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга. Как правило, такие занима­ющиеся имеют особые проблемы с функционированием органов мало­го таза. Поэтому очень важно сбалансированное питание, прием пищи по времени, чтобы эти особенности негативно не сказались в период тренировочного процесса, и особенно на соревнованиях.

Кроме того, существует ряд вспомогательных оздоровительно-вос­становительных средств, которые за счет благоприятного воздействия на различные органы и системы организма способствуют восстановле­нию, стимуляции работоспособности. Выбор форм и способа примене­ния этих средств должен осуществляться и контролироваться медицин­ским персоналом и специалистами в области физической культуры и спорта в зависимости от индивидуальных особенностей занимающих­ся, степени их подвижности, утомляемости и других факторов. Среди многих гидропроцедур рекомендуется прежде всего использование душа, контрастного душа, теплых ванн, оздоровительного плавания в бассей­не, контрастных ванн.

Определенная осмотрительность должна быть при использовании паровой (русской) и суховоздушной (сауна) бани, которые хотя и спо­собствуют повышению работоспособности, ускоряют восстановитель­ные процессы, но все же требуют при использовании учета специаль­ных методических рекомендаций в зависимости от характера и степени нарушений.

21.1.4. Медико-санитарное обеспечение тренировочного процесса и соревнований

Медико-санитарное обеспечение всех мероприятий осуществляет врачебно-физкультурный диспансер. Врачебный контроль должен быть подключен еще до начала проведения тренировок или соревнований.

Проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований с ли­цами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, имеет свои осо­бенности и предъявляет свои требования.


В большинстве своем эти требования предъявляются к спортивным сооружениям, когда речь идет об инвалидах с поражением опорно-дви­гательного аппарата. Среди основных условий прежде всего — это широ­кие дверные проемы и коридоры, по которым можно передвигаться в коляске, причем руки, вытянутые в стороны, не должны доставать до стен. Примерная ширина коридора - 1,2 м, а по углам - 1,3 м. Для преодоления ступенек необходим пандус, уклон его не должен превы­шать 1/20 ступеньки, а высота перил над пандусом превосходить 90 см. Ступеньки лестницы не должны иметь выступающих краев, ребро дол­жно быть из материала, препятствующего скольжению.

Особое значение имеют специальные приспособления в душевых и туалетах.

Что касается бассейна, то он должен быть «плоскостным», ванна бассейна и вода находятся на одном уровне с бортиком бассейна. При использовании в занятиях обычного бассейна желательно иметь специ­альный подъемник для спуска в воду и выхода из воды.

Остальные требования традиционны ко всем спортивным сооруже­ниям, на которых занимаются здоровые люди.

Предупредительный и текущий санитарный контроль осуществля­ются совместно с местной санитарно-эпидемиологической станцией.

Что касается проведений соревнований, то их обслуживает врач и медсестра врачебно-физкультурного диспансера. Организаторам соревно­ваний необходимо иметь связь с ближайшим пунктом скорой помощи.

Для предупреждения травматизма должна быть проведена тщатель­ная подготовка мест проведения мероприятий, проверка оборудования и инвентаря, специальных приспособлений (например, у слепых ис­пользование звуковых сигналов).

Заранее определяется место проживания участников соревнований, особое внимание уделяется пунктам питания.

Условием успешного проведения тренировочных и соревнователь­ных мероприятий является обеспечение страховки во всех местах их проведения.

21.2. Педагогический контроль за занимающимися адаптивным спортом

Педагогический контроль за занимающимися предусматривает оцен­ку уровня развития их физических качеств.

Для определения быстроты применялись любые возможные для инвалидов действия, выполняемые на время, например, хлопки рука­ми спереди и сзади (количество раз за 15 с).

Чтобы определить выносливость, предлагается выполнить движе­ние на максимально возможное время (бег на месте, проплывание ди­станции, гонки в колясках и т.п.).

Равновесие — самое уязвимое качество у инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Предлагается тест стоя на одной ноге


или двух (одна стопа в продолжении другой), руки в стороны, глаза закрыты, сохранять это положение максимально возможное время.

Гибкость определялась следующим образом: из исходного положе­ния стоя на гимнастической скамейке занимающийся выполняет на­клон вперед — измеряется расстояние от кончиков пальцев до края ска­мейки (плюс, если пальцы рук находятся ниже плоскости опоры, ми­нус, если пальцы рук испытуемого не достают до скамейки).

При оценке специальных физических качеств спортсмену предлага­ется контрольное выполнение тех или иных спортивных действий, ха­рактеризующих скоростные, скоростно-силовые качества, скоростную выносливость, силу. Это пробегание, проплывание, гонки в коляске на определенную дистанцию, выполнение тех или иных метаний, бросков и т. п. в зависимости от вида спорта.

Так, например, в плавании, при определении скорости осуществ­ляется прохождение дистанции 25 м и 50 м всеми способами. При этом измеряется время прохождения дистанции и количество гребковых дви­жений.

Выносливость характеризуется временем проплывания на время 200, 400 м для женщин и 400, 800, 1500 м для мужчин.

Скоростная выносливость определяется по времени проплывания 100-метровой дистанции любыми возможными способами на время.

В легкой атлетике скорость характеризуется временем прохождения 30- или 60-метровых дистанций, в том числе на протезах или в колясках (в последнем случае дистанция равна 60 и 200 м).

Выносливость: бег 500 м у женщин, 1000 м у мужчин, гонки в ко­лясках на 1500 м у мужчин.

Тестом на скоростно-силовые качества может служить прыжок в длину с места (в см). Этот тест применяется и у инвалидов с односто­ронней ампутацией нижних конечностей.

Уровень функциональной подготовленности инвалидов-спортсме­нов определяется при выполнении ими специально подобранных «стан­дартных нагрузок».

До нагрузок, после них и в период восстановления измеряется час­тота сердечных сокращений, определяется артериальное давление и со­ответственно оценивается функциональное состояние спортсмена. Та­кими стандартными нагрузками для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата могут быть:

- приседания (инвалиды с ампутациями верхних конечностей, од­
носторонняя ампутация нижних конечностей);

-бег на месте (инвалиды с ампутациями верхних конечностей и инвалиды с ампутацией голени на протезе);

- отжимание из упора лежа (инвалиды с ампутацией бедра и голени);

- отжимание у гимнастической стенки (инвалиды с односторонней
ампутацией предплечья и плеча);

-отжимание от поручней кресла-коляски (инвалиды с параплегией);

- «пандус-тест» — езда по пандусу вверх с максимальной скоростью;

- переход из положения лежа в положение сидя, ноги зафиксирова­
ны, количество раз за 30 с.


В соответствии с полученными данными, характеризующими физи­ческую подготовленность и функциональное состояние спортсмена, осуществляется индивидуальное планирование тренировочных нагру­зок, вносятся коррективы в тренировочный процесс.

В дальнейшем поэтапно проводятся врачебно-педагогические наблю­дения на тренировках. Контролируется реакция на выполнение плано­вых нагрузок и при необходимости изменяется учебно-тренировочный процесс.

Допуск к соревнованиям осуществляется врачом после предвари­тельного комплексного медицинского обследования спортсмена.

В дополнение к вышеизложенному целесообразно с помощью про­стого и общедоступного метода периодически осуществлять определе­ние силы отдельных мышечных групп. Это особенно важно в подготови­тельном периоде и помогает более четко планировать учебно-трениро­вочный процесс. Этот метод используется при проведении спортивно-медицинской классификации инвалидов-спортсменов. Таким методом является пятибалльная система оценок силы мышц - мануально-мышечное тестирование (ММТ).

Исследование проводится способом наложения руки специалиста на определенную группу мышц инвалида, а ему предлагается проделать силовое усилие.

Разработана и шкала оценки.

0 баллов - нет видимого и ощутимого движения, напряжения в
мышцах;

1 балл — нет видимого движения, но при пальпации определяется
напряжение мышечных волокон;

2 балла — возможно активное видимое движение в облегченном
исходном положении, однако исследуемый не может преодолеть про­
тиводействие исследователя;

3 балла — осуществление полного объема движения с преодолением
силы тяжести;

4 балла — полный объем произвольных движений с преодолением
силы тяжести и сопротивления исследователя;

5 баллов - нормальная мышечная сила без существенной асимметрии.
На верхних конечностях может осуществляться оценка силы мышц,

выполняющих сгибание и разгибание плеча, отведение и приведение в плечевом суставе, сгибание и разгибание в локтевом и в лучезапястном суставе.

На нижних конечностях определяется сила мышц, выполняющих сгибание, разгибание, отведение, приведение в тазобедренном суста­ве, сила мышц, выполняющих сгибание и разгибание в коленном и голеностопном суставах.

Таким образом, на нижних конечностях можно определить силу восьми мышечных групп на одной ноге (максимальная оценка 40 бал­лов) и восьми мышечных групп на другой ноге (всего 80 баллов).

Функцию мышц плечевого пояса и рук целесообразно исследовать в исходном положении сидя или стоя, функцию мышц ног — в положе­нии лежа.


Для оценки дельтовидной мышцы и мышц плечевого пояса испыту­емому предлагается отвести прямые руки в стороны до горизонтально­го положения и оказывать сопротивление исследователю, который пы­тается опустить его руки.

Так же оценивается функция сгибателей и разгибателей плеча.

Для оценки сгибателей предплечья (двуглавая мышца) спортсмену предлагается согнуть руку в локтевом суставе.

При оценке рагибателей предплечья испытуемый разгибает руку в локтевом суставе и напрягает ее, стараясь не дать согнуть (трехглавая мышца).

Оценивая силу мышц сгибателей кисти, спортсмен сгибает ее и сопротивляется, не давая исследователю разогнуть.

Для оценки силы разгибателей кисти спортсмен оказывает сопро­тивление, не давая исследователю ее согнуть.

При оценке силы мышц нижних конечностей вначале испытуемый лежит на спине. При исследовании сгибателей бедра (подвздошно-по-ясничная мышца) предлагается поднять прямую ногу и оказывать со­противление исследователю, который надавливает на бедро. Так же оп­ределяется сила отводящих и приводящих мышц.

Для оценки силы разгибателей голени (четырехглавая мышца бед­ра) испытуемый должен приподнять правую ногу и, напрягая мышцы, не давать ее разогнуть.

Для оценки разгибателей стопы следует взять стопу на себя и, на­прягая мышцы, не давать ее разогнуть.

При исследовании сгибателей стопы (икроножная мышца) надо с максимальной силой давить на руку исследователя.

Затем испытуемый поворачивается на живот и определяется разги­батель бедра (ягодичная мышца). Спортсмен приподнимает прямую ногу, пытаясь преодолеть сопротивление исследователя.

При оценке сгибателей бедра испытуемый сгибает ногу в коленном суставе (двуглавая мышца бедра и др.), преодолевая силу сопротивле­ния инструктора, старается удержать ее в этом положении.

Существенное значение представляет собой оценка силы мышц ту­ловища, особенно при травмах и заболеваниях спинного мозга.

Для оценки состояния мышц спины можно предложить занимаю­щемуся из положения лежа на животе прогнуться, «оторвать» плечи от кушетки и удержаться в таком положении. Оценивается время: 30 с — 3 балла, 45 с — 4 балла, 60 с — 5 баллов, меньше 30 с — 2 балла.

При определении силы мышц брюшного пресса у этой категории ин­валидов испытуемый лежа на спине выпрямляет руки вперед и «отрывает» плечи от кушетки, стараясь как можно дольше удерживаться в таком по­ложении. Оценка производится по времени удержания.

Для оценки определения равновесия у лиц с травмами или заболе­ваниями спинного мозга предлагается сидя в коляске поднять руки в стороны и удержаться в положении сидя. Фиксируется время.

Все эти вышеперечисленные методики требуют определенного опы­та и профессионализма со стороны исследователей, а также аккурат­ности и корректности (В.П. Жиленкова, Е.С. Ульрих, 2001).


Учебно-тренировочные занятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, проводятся по общепринятой схеме, включаю­щей три периода: подготовительный, основной и переходный.

Занятия начинаются с подготовительного периода и продолжаются 3~4 месяца в зависимости от физической подготовленности и общего состояния спортсмена. В этот период осуществляется преимущественно общефизическая подготовка. Основной период предусматривает спортив­ное совершенствование, участие в соревнованиях. Заключительный -переходный период. Он завершает годичный цикл. Его задача - постепен­ное снижение нагрузки, совершенствование технических приемов.

Эта схема используется в работе с инвалидами по слуху, зрению, но что касается инвалидов с поражением опорно-двигательного аппа­рата, в частности с травмами и заболеваниями спинного мозга, то здесь имеется определенная особенность.

В работе с этой категорией спортсменов 50% общего времени в под­готовительном периоде уделяется общефизической подготовке, 20% отводится занятиям лечебной физической культурой и 30% — техничес­кой подготовке по избранному виду спорта.

В основном периоде 30% общего времени уходит на общефизичес­кую подготовку, 10% — на ЛФК и 60% — на специальную (техничес­кую).

В переходном периоде 30% определяется на общефизическую под­готовку, 30% — на ЛФК и 40% - на специальную подготовку.

Учебно-тренировочный процесс строится с учетом принципов сис­тематичности, круглогодичности, с постепенным повышением нагру­зок и обязательным врачебно-педагогическим контролем за реакцией занимающегося на нагрузки, в тесном контакте тренера-преподавателя и врача.

Общая физическая подготовка направлена на развитие основных физических качеств, специальная ставит своей целью развития качеств, необходимых в том или ином виде спорта, технико-тактическая подго­товка признана совершенствовать технику избранного вида спорта и формировать тактические навыки в зависимости от выполняемой дея­тельности (Е.С. Ульрих, В.П. Жиленкова, С.А. Джумаев, 1996).

21.3. Применение психодиагностических методик для лиц с ограниченными функциональными возможностями

Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт развиваются не изолированно, а в системе общественных связей и отношений. Осо­бенно важны они для людей, имеющих те или иные отклонения в со­стоянии здоровья.

К сожалению, данная проблема мало изучена и освещена. Однако в адаптивном спорте различают три основных направления применения психодиагностических методик. Прежде всего это выяснение того, ка­ким видом спорта целесообразно заниматься человеку с ограниченны-


ми функциональными возможностями, будь то ребенок, взрослый или подросток. Второе — формирование спортивного коллектива и третье — отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квалификации для включения в сборные команды города, области, региона, страны.

На первом этапе решение задач спортивной ориентации основыва­ется на виде спорта, показанном данному спортсмену на основании диагноза, особенностей поражения, степени поражения и видов спорта, используемых в данном конкретном случае исходя из спортивно-меди­цинской квалификации.

На втором этапе следует определение места и роли каждого челове­ка в коллективе и на третьем — решение отбора в сборные команды. Наиболее сложным является третий этап, от которого зависит много­летняя кропотливая работа тренера-преподавателя и ученика. Практика показывает, что эффективность третьего этапа отбора тесно связана с эффективностью психологического отбора на втором и первом этапах.

Исходя из исследований отечественных психологов, следует реко­мендовать методики для определения личностных и социально-личнос­тных особенностей занимающихся на втором и третьем этапах отбора, так как это наиболее консервативные качества и они менее всего под­вержены быстрым временным флуктуациям (В.Л. Марищук, Ю.М. Блу-дов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова, 1984).

Психологические качества: волевые, интеллектуальные, эмоциональ­ные и сенсорные — носят более подвижный характер. Основное в при­менении методик психодиагностики в адаптивной физической культу­ре то, чтобы они были стандартизированы, унифицированы примени­тельно к данному контингенту инвалидов, виду спорта и проводились в стандартных условиях в течение длительного времени.

Психические состояния - самый подвижный элемент психологии человека с различными поражениями органов опоры, движения, зре­ния, слуха. Они зависят от степени, времени поражения, возраста, со­циального статуса, окружающей действительности. Профессиональная психодиагностика психического состояния спортсмена может помочь ему найти выход из состояния отчаяния, неуверенности, ненужности, социализировать и интегрировать его в общество. Кроме того, она мо­жет многое сказать о степени его соревновательной надежности, про­гнозировать поведение в экстремальных ситуациях, связанных со спортивной деятельностью.

В учебно-тренировочном процессе могут применяться психодиаг­ностические методики, те же, что и у здоровых людей.

По направленности на изучение индивидуальных особенностей, черт личности, состояний:

- методики изучения направленности, интересов (карта личности
К. К. Платонова и др.);

-личностные методики, характеризующие структурные компоненты личности (опросник Айзенка, опросники ЧХТ и др.);

- социометрия (исследование личности спортсмена-инвалида в си­
стеме общественных отношений);

-методики изучения особенностей мышления;


- методики для выявления патологических особенностей психики и
характера;

-методики изучения творческих способностей (тестирование по Роршаху и др.);

-общая осведомленность, профессиональные знания, навыки (ме­тодики для исследования процессов мышления);

- методики для изучения психических процессов: памяти, внима­
ния, восприятия и др. (бланковые и аппаратурные тесты);

-методики для изучения психомоторных процессов, координации и точности движений (суппорты, координациометры, специальные физические упражнения);

- психофизиологические методики (аппараты для исследования сен-
сомоторных реакций, психофизиологические и электрофизиологичес­
кие методики);

-изучение глазомера, точности оценки пространственных призна­ков (бланковые и аппаратурные тесты);

-изучение эмоционально-волевой сферы, эмоциональной устой­чивости (комплексные методики, по необходимости с применением физиологических и биохимических измерений);

- оценка психических состояний (опросники Спилбергера—Ханина
и др.);

- методика изучения «качества жизни».

По форме применения они могут быть самыми разнообразными: наблюдения, например, в естественных или смоделированных ситуа­циях, в процессе тестирования. Беседа может быть проведена в форме индивидуальных или групповых занятий, опросники и анкеты - откры­тые и закрытые. Применение бланковых тестов — индивидуальное и груп­повое. Эта же особенность касается и применения аппаратных тестов. Далее могут использоваться социометрические методики, обследова­ние на тренажерах и тренажерных устройствах, специальные контрольные физические упражнения, различные комплексные методики.

По способам применения они могут подразделяться на аналитичес­кие (для оценки отдельных психических процессов, качеств, функцио­нальных показателей); синтетические тесты (направленные на блоки свойств); комплексные методики (моделирующие важные компоненты деятельности) и пролонгированные методики (многократное тестиро­вание, в том числе после воздействия различных факторов, периодов обучения, тренированности, адаптации). Важно, чтобы эти методики выполняли ряд требований, таких, как прогностическая ценность, на­дежность и стабильность результатов, научность, обоснованность, убе­дительность. Методика должна быть адекватна тем качествам, на оценку которых направлен тест, уникальна и объективна. Кроме того, важна достоверность, практичность, сочетание методов численной оценки с данными педагогического наблюдения (В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова, 1984).


21.4. Показания и противопоказания для занятий

адаптивной физической культурой и адаптивным спортом

для лиц с ограниченными функциональными возможностями

Занятия адаптивной физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на физическую подготовленность, развитие инвалидов с различными нарушениями слуха, зрения, опорно-двига­тельного аппарата, интеллекта и способствуют их социальной реабили­тации, помогают преодолеть стресс и поверить в себя, в свои возмож­ности и способности, поддерживать необходимый уровень функцио­нального состояния организма.

В настоящее время очевидно, что адаптивная физическая культура является универсальным и уникальным средством всех видов реабили­тации: физической, психической и социальной.

За последние 10-12 лет количество физкультурно-оздоровительных, спортивных клубов и центров в России возросло с 27 до 153.

К сожалению, недостаточное количество подготовленных специа­листов приводит в ряде случаев к некоторым ошибкам, связанным с допуском к занятиям физическими упражнениями и особенно к участию в соревнованиях различного ранга инвалидов, которые имеют к этому противопоказания.

Допуск инвалидов к тренировочным занятиям и соревнованиям осу­ществляется часто без учета изменений, происходящих в организме вслед­ствие травмы или заболевания, а также сопутствующих заболеваний, при­водящих к снижению их функциональных возможностей и способностей.

Известны случаи, когда в результате неправильного построения тренировок у спортсменов возникали серьезные осложнения в здоро­вье, вынудившие их покинуть спорт. Это имело место в тех случаях, когда занятия проводились без участия врача, без предварительного диспансерного обследования и без постоянного врачебно-педагогичес-кого наблюдения.

Необходим строгий врачебный контроль и отбор с проведением всех исследований, функциональных проб, с определением физической ра­ботоспособности и толерантности инвалидов к физической нагрузке. Толь­ко на основании вышеизложенного, а также тщательно собранного анам­неза можно правильно подойти к выбору двигательного режима, опреде­лению показаний и противопоказаний к физической тренировке и заня­тиям в целом по систематической, круглогодичной программе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.