Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парадоксы выбора в условиях неопределенности




Отношение к риску. Меры неприятия риска. Теорема Пратта. Методы сравнительной статики при анализе инвестиционного поведения. Сравнение степени несклонности к риску для разных потребителей и для разных уровней богатства.

ВЫБОР В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Понятие лотереи, предпочтения, определенные на пространстве лотерей, свойства предпочтений, функция, обладающая формой ожидаемой полезности, существование функции ожидаемой полезности. Парадоксы выбора в условиях неопределенности и их возможные объяснения. Денежные лотереи и отношение к риску. Мера степени несклонности к риску. Примеры выбора в условиях неопределенности: спрос на страховку и спрос на рисковый актив. Выбор в условиях неопределенности в терминах обусловленных товаров и полезность, зависящая от состояния. Задача выбора оптимального инвестиционного портфеля.

Теория ожидаемой полезности. Предположим, что выбор агента может привести к одному из целого ряда возможных исходов. При этом невозможно определить заранее (в момент выбора), к какому именно исходу он приведет. Множество всех возможных вариантов обозначим через С. Исходы могут представлять собой наборы товаров (и тогда С=Х); они могут принимать форму денежных выплат. Предположим, что множество исходов конечно; что вероятности любого исхода также известны. Для описания альтернативы, связанной с принятием решения в условиях риска, будем использовать концепцию лотереи.

Простой лотереей будем называть набор вероятностей L=(p1, ……, ps), где ps – вероятность исхода s, ps €[0,1] и ∑ ps =1.

Под сложной лотереей (α1, α2, αR,…., L1, …. LR) будем понимать такую лотерею, исходами которой являются простые лотереи, и каждая простая лотерея Lk имеет место с вероятностью αk. Договоримся записывать образованную таким образом сложную лотерею как ∑ αk Lk. Знаки сложения и умножения в этой записи условны и не соответствуют арифметическим операциям, а лишь отражают способ формирования сложной лотереи.

Предположим, что индивиду важны лишь итоговые вероятности любого исхода, а не то, как они получены. Таким образом, для потребителя любая сложная лотерея эквивалентна простой лотерее с таким же набором исходов, если каждый исход в сложной лотерее имеет такую же итоговую вероятность, как и в простой.

Предпочтения индивида определяются на пространстве ζ, где ζ- совокупность всех простых лотерей для данного набора исхода.

Будем как раньше считать, что предпочтения рациональны. Предположение непрерывности означает, что небольшие изменения вероятностей не изменят порядка предпочтений между двумя лотереями. Как следует из анализа выбора в условиях определенности, если предпочтения рациональны и непрерывны, то они представимы с помощью функции полезности.

Аксиома независимости. Если каждую из двух данных лотерей смешать с третьей, то порядок предпочтения этих смешанных лотерей будет таким же как и для исходных лотерей.

Аксиома независимости занимает центральное место в теории выбора в условиях неопределенности, поскольку позволяет отобразить предпочтения с помощью функции полезности, которая линейна по вероятностям. Такую функцию называют функцией ожидаемой полезности.

Функция полезности U: ζ→R имеет форму ожидаемой полезности, если каждому возможному исходу xi можно присвоить число ui таким образом, что любой простой лотерее L=(p1, ……, ps) соответствует U(L)= ∑ ps us.

Функция U, обладающая этим свойством, называется функцией ожидаемой полезности или функцией полезности фон Неймана-Моргенштерна.

Термин «ожидаемая полезность» отражает следующий момент: полезность лотереи U(L) можно рассматривать как ожидаемую величину полезностей исходов, то есть как математическое ожидание значений ui .

Функция ожидаемой полезности существует, если предпочтения удовлетворяют введенным аксиомам.

В силу конечности множества исходов и аксиома непрерывности существует наилучшая и наихудшая лотереи.

Обычная функция полезности является ординальной и потому допускает любые положительные монотонные преобразования. В случае функции ожидаемой полезности можно говорить о единственности функции ожидаемой полезности с точностью до аффинных преобразований.

Определение функции ожидаемой полезности с теоретической точки зрения корректно, то есть при дополнении стандартного списка предположений аксиомой независимости такая функция существует. Сама аксиома независимости на первый взгляд вполне согласуется с интуитивным представлением о потребительском выборе, но в действительности выбор потребителей не всегда укладывается в рамки, описанные теорией. Рассмотрим классические примеры, демонстрирующие расхождения между теоретическими результатами и реальным выбором потребителей.

Парадокс Алле. Выбор потребителя не всегда соответствует теории ожидаемой полезности. Данный парадокс впоследствии получил объяснение с точки зрения теории сожаления, согласно которой человек может сожалеть о том, что он упустил то, что мог бы получить гарантированно. С точки рения теории сожаления выбор между первыми двумя лотереями в пользу L1 продиктован тем. Что эта лотерея сулит выигрыш с вероятностью, равной единице, а вторая сопряжена с риском остаться вообще без выигрыша. При выборе между двумя другими лотереями ни одна из них не гарантирует выигрыша с определенностью, поскольку обе лотереи с некоторой вероятностью дают нулевой выигрыш. Таким образом, при выборе между L3 и L4 мотив сожаления не оказывает влияния на выбор индивида.

Парадокс машина. В данном эксперименте индивидам предлагались лотереи, исходами которых являются не денежные суммы, а определенные товары и услуги. Рассмотрим ситуацию с тремя возможными исходами, соответствующими вариантам проведения досуга: первый исход соответствует поездке в Венецию, второй – посещению кинотеатра и просмотру фильма о Венеции, третий – проведению досуга дома. Изначально эти индивиды ранжировали эти исходы следующим образом: поездка, фильм, дом.

Далее этим же индивидам было предложено выбрать между следующими лотереями. Лотерея А сулила поездку в Венецию с вероятностью 0,999 и фильм о Венеции с вероятностью 0,1, а лотерея Б – фильм о Венеции с вероятностью 0,999 и досуг, проведенный дома – с вероятностью 0,1.

Индивид, предпочтения которого рациональны и удовлетворяют аксиоме независимости, должен был бы предпочесть лотерею А лотерее Б. Однако индивиды иногда имели обратные предпочтения выбирая лотерею Б. Эти люди объясняли свой выбор тем, что в случае если они не поедут в Венецию, их предпочтения относительно двух других альтернатив поменяются, поскольку они будут настолько расстроены несостоявшейся поездкой, что фильм лишь усугубит их состояние. Таким образом, на принятие решений может оказывать влияние и мотив разочарования.

Решение данных парадоксов может быть найдено в некотором ослаблении аксиомы независимости.

Несмотря на отмеченные противоречия между выбором потребителей и теорией ожидаемой полезности, в дальнейшем анализе предполагается, что аксиома независимости выполняется и соответственно предпочтения представимы с помощью функции ожидаемой полезности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.