Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательное регулирование рынка экологически безопасных продуктов питания




Главным инструментом государственной экологической политики является экологическое законодательство, которое является составной частью правовой системы Российской Федерации. Основными источниками экологического права являются Конституция Российской Федерации (согласно ст. 42, «каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»), а также Закон «Об охране окружающей среды» и другие правовые акты. В основе экологической политики государства должен лежать принцип обеспечения экологической безопасности России как условия выживания страны. Этот принцип предполагает приоритет экологических факторов во всех аспектах государственной политики.

В России создана и развивается законодательная база для защиты интересов и прав потребителей и контроля безопасности товаров, включающая аспекты экологической безопасности.

В частности, в 1992 году был принят в первой редакции Закон РФ «О защите прав потребителей»[24], регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров. Закон устанавливает права потребителей, их просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии с данным законом, потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, а также не причинял вреда имуществу потребителя.

Однако, как уже отмечалось ранее, в российском законодательстве пока не регламентировано или, точнее, вообще отсутствует определение «экологически безопасный продукт».

В декабре 1999 года принят Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[25], регулирующий отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для человека. В данном законе есть положение о безопасном продукте, который определяется как не являющийся вредным при обычных условиях его использования и не представляющий опасности для жизни и здоровья нынешних и будущих поколений. В законе регламентируется определение диетического и детского продукта, т.е. продукта, полученного без использования химических средств защиты растений, без стимуляторов роста животных, в т.ч. гормональных препаратов и других опасных для человека веществ и соединений. Это один из основных элементов экологической безопасности и чистоты.

Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечивается посредством следующей системы мер (рис. 4).

 

 
 

 

 

 


Рис. 4. Система мер по обеспечению экологического качества и экологической безопасности продуктов питания

Механизм выполнения федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» уточняют Постановления Правительства РФ.

Составной частью проводимой административной реформы является совершенствование системы органов государственного контроля (надзора). При формировании новой структуры контрольно-надзорных органов необходимо исключить дублирование и параллелизм функций, касающихся регулирования предпринимательской деятельности и контроля (надзора), а также выделение органов государственного контроля (надзора), придания им статуса самостоятельных органов исполнительной власти.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 определяется круг конкретных учреждений и круг их обязанностей по контролю за пищевыми продуктами (табл. 2).

На сегодняшний день из перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, исключены органы государственной хлебной инспекции РФ (в соответствии с постановлением правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 708 "Об упразднении государственной хлебной инспекции при правительстве РФ").

 

Таблица 2

Основные административные учреждения, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

 

Название Круг обязанностей
   
  1. Федераль-ная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополу-чия человека (Роспотребнад-зор)   Осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием государственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам: ▪ пищевой ценности пищевых продуктов; ▪ безопасности пищевых продуктов и др. продукции; ▪ безопасности условий разработки, подготовки к производству и изготовления продукции, ее хранения, транспортировки, реализации и употребления (использования); ▪ безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли и сфере общественного питания; ▪осуществляет организацию и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний (отравлений) людей, ▪ организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ; ▪ организует контроль за соблюдением законов и иных нормативных документов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;  
  Продолжение таблицы 2  
   
2.Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитар-ному надзору (Россельхознад-зор) Осуществляет государственный ветеринарный надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения: ▪ безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, сырых яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства); ▪ безопасности в ветеринарном отношении условий заготовки пищевых продуктов животного происхождения, подготовки их к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок; ▪ безопасности условий реализации на продовольственных рынках пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления; ▪ условий утилизации некачественных, опасных пищевых продуктов животного происхождения ▪организует и проводит ветеринарно-санитарные и противоэпизоотические мероприятия, направленные на предотвращение болезней животных ▪ осуществляет надзор за проведением мероприятий по карантину и защите растений;
  3.Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии Осуществляет государственный контроль и надзор в области стандартизации, метрологии и сертификации за соответствием государственным стандартам: ▪ качества продукции (за исключением зерна), упаковки, маркировки и информации о продукции при ее разработке, подготовке к производству, изготовлении, хранении, транспортировке и поставке; ▪ безопасности в техническом отношении технологического оборудования, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами; ▪ технических документов, в соответствии с которыми изготавливается продукция; ▪ производственного контроля за качеством и безопасностью продукции, методик ее исследований (испытаний) и идентификации; организации и проведения подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, а также систем управления качеством
  4.ФГУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки ▪ проводит определение качества выращенного сельхозпроизводителями зерна; ▪ осуществляет контроль за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки; ▪ проводит испытания, направленные и на контроль безопасности кормов и кормовых добавок, применения пестицидов и агрохимикатов

 

В соответствии с Постановлением правительства РФ от 30.06.04 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. То есть, фактически теперь эта служба выполняет функции государственной санитарно-эпидемиологической службы и госинспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей РФ, упраздненных в настоящее время.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, селекционных достижений, за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов.

В Ростовской области за качеством зерна с апреля 2006 года следит федеральное государственное учреждение «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» (далее – «Центр»)[26]. «Центром» проводятся сличительные межлабораторные испытания для агропромышленного комплекса по национальным стандартам.

На продукты животноводства, в соответствии с Законом РФ «О ветеринарии»[27], по результатам ветеринарной экспертизы должен быть оформлен ветеринарный сертификат. Продукты питания должны соответствовать установленным требованиям безопасности, в том числе экологической, и происходить с территории, благополучной в отношении заразных болезней животных.

На животноводческих фермах инспекторы ветнадзора проводят плановые профилактические обработки животных против болезней (сибирской язвы, бешенства, ящура), диагностические исследования на туберкулез, бруцеллез, лейкоз. Также в хозяйствах ветеринарной службой контролируется производство кормов для животных, водоисточники, условия содержания животных.

Департамент ветеринарии Минсельхозпрода РФ выдает ветеринарные сертификаты (свидетельства) на продукцию и сырье животного происхождения, подтверждающие паразитарную чистоту мяса и рыбы для переработки а также микробиологическую чистоту при продаже.

По существующему с 1998 г. федеральному закону «О государственном контроле за качеством и рациональном использовании зерна и продуктов его переработки»[28] потребители и сельхозтоваропроизводители защищены от недоброкачественных зерна, хлеба, макаронных изделий, круп и т.д.

Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии уделяет большое внимание вопросам законодательного и нормативного обеспечения потребительского рынка качественной и безопасной продукцией. Вопросы нормативного обеспечения качества пищевой продукции, связаны с установлением потребительских показателей, гарантирующих поступление на потребительский рынок высококачественной продукции.

Минздравом России разработаны и утверждены санитарные нормы и правила (СанПин), обеспечивающие контроль и поступление на потребительский рынок безопасной продукции. (Законодательной базой в этой области является Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[29]).

Отдельные виды деятельности представляют потенциальную опасность для человека и лицензируются при наличии заключения о соответствии их санитарным правилам. К таким видам деятельности относят производство и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе этилового спирта, алкогольной продукции, питьевой воды и табачных изделий и других групп товаров.

«Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья» предусматривают при сертификации определенных продуктов и производств наличие гигиенического заключения, которое служит подтверждением соответствия продукции требованиям санитарного законодательства.

Соответствие санитарным правилам пищевых продуктов и проектов технических документов подтверждается при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в установленном порядке (согласно п. 2.11 СанПин 2.3.2. 1078 -01)[30].

В соответствии с п. 2.14. правил, для продовольственного сырья растительного происхождения обязательна информация о пестицидах, использованных при возделывании сельскохозяйственных культур, фумигации помещений и тары для их хранения, борьбы с вредителями продовольственных запасов, а также дата последней обработки ими.

Для продовольственного сырья животного происхождения обязательна информация об использовании (или отсутствии такового) пестицидов для борьбы с эктопаразитами или заболеваниями животных и птицы, для обработки животноводческих и птицеводческих помещений, прудовых хозяйств и водоемов для воспроизводства рыбы, также с указанием наименования пестицида и конечной даты его использования.

Ввоз, использование и оборот продовольственного сырья растительного и животного происхождения, не имеющего информации о применении пестицидов при его производстве, не допускается (согласно п. 2.15).

Следуя п. 2.16., пищевые продукты должны быть упакованы так, чтобы обеспечивалось сохранение их качества и безопасности на всех этапах оборота продуктов.

При изготовлении продовольственного сырья животного происхождения не допускается использование кормовых добавок, стимуляторов роста животных, лекарственных средств, пестицидов (в том числе препаратов для обработки животных и птицы, а также препаратов для обработки помещений для их содержания), не прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу и государственную регистрацию в установленном порядке.

Согласно п. 3.8. правил, в пищевых продуктах должно контролироваться содержание основных химических загрязнителей, представляющих опасность для здоровья человека.

Гигиенические требования к допустимому уровню содержания токсичных элементов предъявляются ко всем видам продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Согласно п. 3.14. в продуктах животного происхождения контролируются остаточные количества стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), лекарственные средства (в том числе антибиотики).

В пищевых продуктах контролируются гигиенические нормативы содержания радионуклидов (согласно п. 3.20.).

Также не допускается наличие в пищевых продуктах патогенных микроорганизмов и возбудителей паразитарных заболеваний, их токсинов, вызывающих инфекционные и паразитарные болезни или представляющих опасность для здоровья человека и животных.

До недавнего времени ограничения по содержанию вредных веществ предъявлялись только к конечному продукту – пищевым продуктам – и не распространялись на сырье, из которого они производятся. Поэтому необходимо коренным образом изменить подход к сертификации сельскохозяйственной продукции. В настоящее время проводится работа Госстандартом России и сертификационным центром «ЭкоНИВА» по созданию сертификации фермерских хозяйств и других предприятий на базе принятых в мировом экологическом сельском хозяйстве правил и процедур.

Пищевые товары первыми включили в сферу обязательной сертификации, поскольку 70 % вредных веществ поступает в организм человека с пищей и 30% - с водой и воздухом.

Нормативной базой для сертификации являются – ГОСТы, Санитарные и ветеринарные нормы и правила, медико- биологические требования.

Перечень показателей безопасности включает общие показатели:

- содержание токсичных элементов;

- пестицидов;

- радионуклидов;

- микотоксинов;

- антибиотики и гормональные препараты для продуктов животноводства;

- нитраты для плодоовощной продукции;

- метиловый спирт и сивушные масла для алкогольной продукции и т.д.

Для идентификации по ассортиментной принадлежности установлены соответствующие показатели для отдельных групп продукции.

По многим группам пищевых продуктов еще разрабатываются идентификационные показатели.

В настоящее время широкий и плохо упорядоченный набор обязательных требований ГОСТов, СанПиН, СНиП и множество отраслевых документов, ограничивает предпринимательскую деятельность, создает избыточные административные барьеры. Поэтому нужна инвентаризация обязательных требований государства к участникам хозяйственной деятельности.

Перед Россией стоит задача – создание гармонизированной с общепринятыми международными требованиями российской нормативной базы, системы сертификации и маркировки в области экологического сельского хозяйства и, в дальнейшем, признание ее международными торговыми партнерами. Это обеспечит российским товарам преодоление технических барьеров при экспортных операциях в соответствии с требованиями ВТО. Решение этой задачи возможно в связи с введением в Российской Федерации с 1 июля 2003 г. в действие Федерального закона «О техническом регулировании»[31] (далее – Закон). Данный закон направлен на совершенствование правовых основ в области принятия, применения и исполнения обязательных требований и добровольных правил (в том числе, экологических), которые должен соблюдать производитель продукции. В Законе подробно рассматриваются общие принципы характеристики продукции, процессов, методов, производств, работ и услуг, соответствия продукции нормам.

Закон в значительной степени упрощает отношения между производителем и потребителем – государство оставляет за собой только нормы, связанные с безопасностью людей и окружающей среды. Безопасность главный приоритет технического регулирования и обязательное требование.

Разработка различных норм, в том числе экологических, базируется на оценке риска причинения вреда от эксплуатации продукции. Риск (согласно ИСО/МЭК 51:1999) определяется как сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба. Установление минимально необходимых требований, выбор форм и схем подтверждения соответствия осуществляются с учетом степени риска причинения вреда продукцией.

Закон разработан в соответствии с практикой работы в данной области стран с развитой рыночной экономикой, требованиями международных экономических организаций, включая Всемирную торговую организацию (ВТО)[32]. Это обстоятельство является необходимым условием интеграции России в мировой экономический процесс. Закон выполняет основные положения Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО.

Существовавшие в нашей стране до 1 июля 2003 г. элементы системы технического нормирования безопасности и качества продукции и услуг не образовывали единую систему взаимосвязанных мер, обеспечивающих создание безопасной и качественной продукции. Поэтому Закон носит революционный характер и устраняет еще имевшиеся остатки методов административного управления экономикой в части регулирования требований к продукции (работам, услугам), процессам ее производства и использования, устанавливает принципиально новую систему государственного нормирования в данной области, новую систему нормативной документации, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов. Закон «О техническом регулировании» полностью заменяет Законы РФ «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», которые утратили силу со дня введения его в действие.

По состоянию на сегодняшний день в сфере технического регулирования следует отметить следующие обстоятельства:

▪ все государственные (ГОСТ Р) и межгосударственные (ГОСТ) стандарты, действовавшие на территории РФ по состоянию на 1 июля 2003 г., признаны национальными стандартами и продолжают действовать, причем сохраняют свое действие их обязательные требования в целях, определенных законом (это требования безопасности);

▪ сохраняют свое действие обязательные требования национальных стандартов, указанных в «Номенклатуре продукции и услуг», в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация;

▪ отменена обязательная сертификация услуг;

▪ конкретизированы формы подтверждения соответствия, в том числе декларирование соответствия, обязательная и добровольная сертификация;

▪ определены принципы государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов, основанные на контроле продукции на стадии обращения на рынке. Введено понятие «Знак обращения на рынке», которым маркируется продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Практическая работа по реализации Закона началась с того, что постановлением Правительства РФ от 02.06.2003 г. № 316 «О мерах по реализации Федерального закона «О техническом регулировании» Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) был определен органом, уполномоченным исполнять функции национального органа РФ по стандартизации, а также функции по техническому регулированию. Соответственно, в Ростовской области эти функции должен исполнять и исполняет территориальный орган Госстандарта России – федеральное государственное учреждение «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (ФГУ «Ростовский ЦСМ»).

В соответствии с принятым законом обязательные требования к объектам технического регулирования устанавливаются только техническими регламентами, принимаемыми Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации или Постановлениями правительства Российской Федерации. В этих целях в соответствии с Законом Правительством Российской Федерации утверждена программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться[33].

Одна из целей Закона – создать двухуровневую систему нормативных документов по стандартизации:

· технических регламентов, включающих обязательные для выполнения требования;

· национальных стандартов, содержащих требования к продукции и другим объектам технического регулирования, выполнение которых носит добровольный характер (добровольных стандартов).

Добровольные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации.

Законом не предусмотрены отраслевые стандарты и технические условия, нашедшие широкое применение в отраслях отечественной промышленности. Вместо ГОСТов будут разрабатываться регламенты, согласно ИСО 2003. Цель их разработки – совершенствование производства, обеспечение, управление и улучшение качества продуктов питания, а также распространение и использование результатов исследований (испытаний), измерений, разработок, производственного опыта[34].

Технический регламент определяет процедуру оценки продукции, использует национальные стандарты в качестве доказательной базы. Если производитель выполнил требования стандартов, то он уверен, что выполнил требования технического регламента[35].

Уровень требований технических регламентов и национальных стандартов, а также материально-техническая база сертификационных лабораторий должны отвечать мировому уровню, а оценка соответствия должна быть идентична зарубежной практике, прежде всего Евросоюза и США.

В соответствии с Законом подтверждение соответствия продукции нормам осуществляется в двух формах:

· принятия изготовителем (или продавцом) декларации о соответствии,

· путем сертификации.

Этот процесс может носить как добровольный, так и обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия продукции нормам осуществляется только в форме добровольной сертификации продукции соответствующим Органом по сертификации. Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться специальным знаком соответствия[36].

Учитывая, что п. 3 ст. 46 Закона установлено, что перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, будет ежегодно дополняться, следует предположить, что будет увеличиваться и количество видов пищевой продукции, для которых обязательная сертификация будет заменяться декларированием соответствия. При этом следует особенное внимание обращать на оценку степени потенциальной опасности продукции, имея в виду, что при декларировании соответствия не действуют механизмы контроля до выпуска продукции на рынок. Принципиально важным является проведение научно обоснованного анализа потенциального риска от конкретных видов пищевой продукции. Например, известно, что хлебобулочные и мукомольно-крупяные изделия подлежат декларированию соответствия; однако в последние два года отмечено увеличение числа проб этих продуктов, не отвечающих обязательным требованиям.

Таким образом, в целях защиты жизни и здоровья граждан необходимо при переводе пищевой продукции в область декларирования соответствия в первую очередь учитывать результаты анализа опасностей, связанных с использованием этой продукции, основанного на имеющихся статистических данных и экспертной оценке.

Анализ рисков - обязательная основа политики безопасности питания. Так, Европейский Союз основывает свою политику в области продовольственных товаров на применении трех составных частей анализа риска:

· оценка риска (научные мнения и анализ информации);

· управление рисками (законодательство и контроль);

· информация о рисках.

Особое внимание в Федеральном законе «О техническом регулировании» уделено развитию добровольных Систем сертификации. Для пищевой продукции и продовольственного сырья наиболее перспективной является добровольная система сертификации ХАССП, или в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points (анализ рисков и контрольные критические точки). Этот подход служит в настоящее время основной моделью управления безопасностью пищевых продуктов в промышленно развитых странах.

29 апреля 2004 г. Европейский парламент и Совет Европы приняли постановление № 852/2004 «О санитарно-гигиенических правилах производства пищевых продуктов». В соответствии с этим постановлением операторы пищевого бизнеса (предприятия пищевой промышленности) должны разработать и внедрить процедуры, основанные на принципах ХАССП, а также предоставить компетентному органу свидетельство своего соответствия. Они должны также обеспечить одобрение деятельности своих предприятий компетентным органом страны, где зарегистрировано предприятие, на основе обследования на месте. Статья 10 этого документа распространяет последнее положение также и на продукцию, импортируемую в ЕС.

В европейских странах при оценке качества пищевых продуктов главными критериями служат не их вкусовые достоинства, а гарантии безопасности. Согласно принципам НАССР, на всех стадиях переработки продукции, по каждой технологической линии, по каждой операции необходимо выявить все возможные опасности, которые могут угрожать качеству продуктов (микробиологические, химические, физические), определить контрольные точки, на которых эти опасности можно и нужно выявить, разработать систему управления рисками и их предупреждения.

В системе проводится анализ риска – процедура использования доступной информации для выявления опасных факторов и степени риска. Критическая контрольная точка – это место проведения контроля для идентификации опасного фактора и /или управления риском.

Например, в производстве молочных продуктов такими критическими точками являются: прием молока с ферм, режим перевозки молочных продуктов, испытания в лаборатории молочного завода, личная гигиена персонала и т.д.

Подобный подход находит все большее распространение и в нашей стране. В 2001 г. в России был выпущен ГОСТ Р 51705.1 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов НАССР». В стандарте учтена директива Совета ЕС 93/43 «О гигиене пищевых продуктов». Международная организация по стандартизации (ИСО) в том же году выпустила международный стандарт ИСО 15161-2001 «Рекомендации по применению ИСО 9001:2000 в пищевой промышленности и производстве напитков. Интеграция систем управления на основе НАССР и ИСО 9001:2000». Недавно вступил в силу стандарт ИСО∕ CD 22000-2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции».

За время функционирования НАССР, ведущим отечественными производителям мясной, рыбной, молочной, кондитерской, хлебобулочной, ликероводочной продукции вручено более 100 сертификатов соответствия.

Отсюда можно сделать следующий вывод: - реализация данного подхода к управлению сложными системами соответствует общемировой практике, позволит создать эффективную систему экологической безопасности пищевой продукции.

Как нам представляется, система контроля и обеспечения экологической безопасности продуктов питания может быть представлена в следующем виде (рис. 5).

 

 

       
   
 
 

 

 


Рис. 5. Система обеспечения экологической безопасности продуктов питания

 

Экологически безопасная продукция с точки зрения международных стандартов ИСО 14000 – это продукция, которая на различных стадиях жизненного цикла не оказывает вредного влияния на окружающую среду[37].

Стандарты серии ИСО 14000 устанавливают основные положения экологического управления, экологической маркировке, критерии экологической чистоты продукции, методы оценки воздействия на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Международный стандарт ISO 22000:2005 посвящен системе менеджмента безопасности пищевой продукции. Этот стандарт может применяться независимо от других стандартов на системы менеджмента, однако полностью совместим с ними. ISO 22000:2005 адаптирован к ISO 9001:2000, хотя его требования распространяются только на вопросы, связанные с безопасностью продуктов питания по всей цепочке их создания и распределения.

В рамках системы менеджмента безопасности разрабатываются процессы, необходимые для производства безопасной продукции, создаются программы обязательных предварительных мероприятий.

Основные показатели пищевых продуктов должны соответствовать международным требованиям, регламентированным в Кодексе пищевых продуктов (Codex Alimentarius). Соблюдение этих требований обязательно, но средства достижения могут быть различными. Одним из ведущих методов в этой области является внедрение на пищевых предприятиях системы ХАССП.

РАЗДЕЛ 2. БЕЗОПАСНОСТЬ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

Глава 6. Виды безопасности непродовольственных товаров




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.