Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функционирование системы управления




 

На рис. 2.6 показан процесс возникновения механизма управления и обратной связи.

Рис. 2.6.

 
 


Единство и взаимодействие противоположностей,

положительной и отрицательной сторон процесса развития

       
   
 
 

 


Универсальный элемент взаимодействия, присущий любым

системам. Без отклонения нет информации и процесса управления,

нет развития: «Само отклонение от нормы служит стимулом

возвращения к норме» (Анохин). Неотъемлемый атрибут прогресса

и самосовершенствования функциональных систем

       
   
 
 

 


Система вне среды не может быть активной, ибо только взаимодействие со средой,

Возникающие при этом отклонения, противоречия создают необходимое условие

активности системы, ее самодвижение в направлении самосохранения

 
 

 


Функциональные системы возникли под воздействием внешней среды благодаря

качественному упорядочению связей: информация как отражение, как сигнал

отклонения стала образовывать (в виде отрицательной обратной связи) замкнутые

контуры саморегуляции – гомеостаз

 
 


Механизм управления применительно к СУ организацией следует рассматривать как совокупность организационных и экономических компонентов, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы для достижения целей организации. Такой механизм должен обеспечивать в рамках системного управления выработку и реализацию эффективных целенаправленных управляющих воздействий на все многообразные условия и элементы, от которых зависят конечные результаты функционирования СУ.

Все условия при этом можно классифицировать по их влиянию на элементы системы (рис. 2.7.), выделив субъективные (непосредственно связанные с деятельностью человека и зависящие от него) и объективные (связанные со сложившимися обстоятельствами в дея­тельности человека и практически не зависящие от него) условия. На элементы системы существенное влияние оказывают также со­циальные, международные и политические условия, которые в за­висимости от уровня рассмотрения можно отнести не только к объ­ективным, но и к субъективным.

Условия, влияющие на функционирование элементов системы управления
Рис.2.7.

 

       
   

 


Наряду с приведенными на рис. 2.7 можно выделить условия, которые связаны с предназначением и целями организации, со спецификой конструкций продукции и характером услуг, оказывае­мых организацией, требованиями потребителей и клиентов, отрас­левой спецификой и поставщиками.

При производстве продукции в механизме управления происхо­дят исключительно сложные процессы влияния многообразных субъективных и объективных условий на функционирование эле­ментов СУ. Тем не менее, во всех случаях должна четко прослежи­ваться последовательная цепочка воздействий :

1) цели СУ организацией (в том числе цели управления качеством и охраны окружающей среды, являющиеся при объективном отно­шении к общечеловеческим ценностям стратегическими императи­вами и приоритетами);

2) стратегия и обязательства организации;

3) мероприятия (воздействия) по достижению целей и выполнению обязательств;

4) условия, влияющие на элементы системы;

5) эффек­тивно функционирующие элементы системы;

6) рациональные ре­шения (информация, документация);

7) продукция и услуги, удовле­творяющие требования потребителей.;

При этом выполнение всех принципов системного управления и учета, всех условий, влияющих на функционирование элементов СУ, — одно из необходимых требований достижения целей организации.

Среди других требований, предъявляемых к СУ, необходимо отметить:

направленность на эффективное достижение целей организации;

• обеспечение рационального соединения элементов в систе­му для достижения синергетического эффекта;

• обеспечение непрерывности функционирования и развития организации;

согласованность интересов различных групп, «сил влияния» и др.

 

2.9. Цель системы управления

 

Цель чаще всего определяется как вариант удовлетворения исходной потребности, выбранный из некоторого множества альтернатив, сформулированных на основе специального знания.[Ларин А.А. Теоретические основы управления: Учебное пособие. Ч.1. Процессы, системы и средства управления. -М.: РВСН, 1998.]

Потребность — категория объективная, цель — субъективная, определяемая имеющимся опытом.

Результат — это мера достижения конкретной цели, т.е. мера удовлетворения потребности.

Цель есть конкретное выражение потребности, сформулированное на основе имеющегося опыта и определяющее конкретное функционирование создаваемой системы.

Отсюда возникает причинно-следственная цепочка (рис. 2.8):

потребностьцель - функционирование (управляемой) системы - результат

Причинно-следственная связь Рис. 2.8.

 
 

 


Удовлетворение потребности возможно альтернативными путями. Вы вор альтернативного варианта связан с оценкой возможностей, т.е. определяется не только выбором определенной и конкретной совокупности ме­тодов и средств, обеспечивающих реализацию потребности в данных условиях.

Потребность это то, что объективно связывает человека (и вообще живое) с внешней средой (миром, в том числе и социальным), некоторое (определяющее) условие обеспечения его жизнедеятельности. Существование субъектов поддерживается возникновением и удовлетворением потребностей.

Рассмотрим некоторые соотношения потребности и цели в социальных образованиях. Известно, что каждый человек индивидуален и одновремен­но является социальным элементом, членом определенного сообщества, социальной организации.

Принято считать, что требование (предписание, директива) выше стоящей организации обязательно для исполнения нижестоящей организацией и поэтому автоматически трансформируется в цель, которую необхо­димо реализовать. Однако это не совсем так.

Рассмотрим варианты транс­формации требований в цель .

Требование определяет все элементы цели. В этом случае проблема выбора для социального элемента отсутствует.

Требование не ограничивает условия реализации, точно определяя осталь­ные элементы. В этом случае уже социальному элементу надо принимать решение (цель) о том, как создать условия использования предписанных средств, чтобы получить требуемый результат.

Требование не ограничивает условия и методы реализации, однако точно предписывает модель результата и совокупность средств ее реализации. Свобода выбора в достижении цели расширяется, так как индивид вправе использовать имеющиеся в его распоряжении средства по своему усмотрению, лишь бы получить необходимый результат.

Требование предписывает только точные параметры модели результата. Индивид имеет полную свободу выбора средств, имеющихся в его распоряжении. В этом случае предписанная модель войдет в состав совокупной цели, а остальные компоненты сформируются на основе его знания в виде принятого решения о том, как реализовать исходное требование.

Требование не имеет никаких ограничений. Случай, когда требование ненесет в себе необходимости конкретных предписаний по всем компонентам цели.

Рассмотрим соотношения между целью, характером деятельности и видом результата.

Созерцательная деятельность (отдых, необычная обстановка и др.).

Сознание может воспринимать, а может и не воспринимать какие-нибудь существующие в памяти образы. Для созерцательной деятельности характерно отсутствие целевой уста­новки и результата.

Деятельность носит характер эксперимента. Субъект действия создает некоторую «исполнительную» систему из имеющихся (известных) средств, при известных методах и условиях, однако модель результата точно не оп­ределена. Следовательно, не определен и момент фиксации результата. В этом случае говорят о постановке эксперимента и о результатах экспери­мента, положительных или отрицательных. Для экспериментальной дея­тельности характерно наличие цели и неопределенность результата.

Исследовательская деятельность — потребность познания, познава­тельно-практическая потребность. Для исследовательской деятельности ха­рактерно наличие цели, результаты деятельности могут быть полезны в будущем.

Производственная деятельность. Субъект действия создает некоторую «исполнительную» систему при полной определенности компонентов цели, в том числе и модели результата.

Цель реальных систем можно свести к трем основным видам формаль­ного их задания:

1. Требуемое конечное состояние системы;

2. Требуемый порядок смены состояний — движения системы;

3. Требуемое «направление» движения системы без фиксации конкрет­ной конечной точки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.