Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Торговая политика государства




 

Выбор политики фритредерства (свободной торговли) или протекционизма во внешней торговле был характерен для прошлых столетий. В наше время эти два подхода взаимосвязаны и переплетаются. Но во все большей степени в этом противоречивом единстве проявляется ведущая роль принципа свободной торговли.

Торговая политика представляет собойдеятельность, связанную с регулирование м экономических отношений страны с другими странами.

В процессе развития внешнеэкономических связей сформировался обширный инструментарий торговой политики. Разработка и использование этого инструментария шли как на национальном, так и межгосударственном уровнях.

Рассмотрим вначале инструменты национальной торговой политики. Все их условно можно разделить на 2 группы:

Тарифное регулирование;

Нетарифные ограничения (включая импортные квоты).

Тарифы (пошлины) - государственные налоги, взимаемые за провоз через границу страны товаров и услуг. Тарифы, соответственно, бывают:

1. Экспортные тарифы.

2. Импортные тарифы.

Для регулирования внешней торговли особенно важны экспортные тарифы, которые определяются в западной литературе как акцизные налоги на импортные товары.

По своей целевой направленности они разделяются на:

Фискальные тарифы. Они применяются в отношении товаров, которые не производятся в стране, и их целью является получение доходов в государственный бюджет.

Протекционисткие тарифы. Они используются для защиты местных производителей от иностранных конкурентов.

По форме обложения различают следующие виды тарифов:

Адвалерные - тарифы, которые взимаются в процентах от цены товара.

Специфические - тарифы, взимаемые в виде определенной суммы с поределенного объема, веса или штуки товара.

Смешанные - тарифы, предполагающие одновременно адвалерное и специфическое обложение.

В отношении с разными странами устанавливаются различные по величине тарифы:

Максимальны е - тарифы, используемые в отношении стран, с которыми не заключены торговые отношения.

Минимальные - тарифы к странам, с которыми заключены соглашения(режим наибольшего благоприятствования).

Преференциальные (льготные) - тарифы, используемые при импорте товаров из развивающихся стран.

В последнее время наблюдается снижение уровня тарифного обложения. Средний уровень ставок тарифов развитых стран составляет около 6 %, а развивающихся -30-40 %. Правда, на отдельные товары наблюдаются колебания ставок в значительно широких пределах.

Второй вид инструментов торговой политики, используемых на национальном уровне, - нетарифные барьеры. К ним относят разнообразные методы прямого и косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

Среди них наибольшее значение имеют импортные квоты - устанавливаемые максимальные объемы товаров, которые могут импортироваться за определенный период времени. Импортные квоты выполняют ту же роль, что и протекционисткие тарифы, т.е. уменьшают иностранную конкуренцию. Поскольку они полностью могут перекрыть импорт, а тарифы не ограничивают его объема, то последние рассматриваются экономистами как меньшее зло.

К числу других нетарифных ограничений относятся:

Система лицензирования. Многие европейские страны и Япония требуют от импортеров получения лицензий, т.е. разрешений на право торговли.

Государственная монополия т.е. исключительное право государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности.

Национальные стандарты качества продукции и его безопасности.

Бюрократические запреты в таможенных процедурах.

Межгосударственный уровень предполагает разработку договоренностей, определяющих нормы, правила, процедуры торговли между странами. Принятие договоренностей означает установление международных режимов. Эти режимы могут оказывать воздействие на национальное регулирование внешней торговли.

Первым законом, устанавливающим определенные правила в международной торговле, был Закон о взаимных торговых соглашениях, принятый в США в 1934 году. После принятия этого закона последовало заключение целой серии многосторонних торговых соглашений, направленных на снижение тарифов.

Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода это ГАТТ – Генеральное соглашение о тарифах и торговле (General Agreement Tariffs and Trade - GATT). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 году. ГАТТ прекратило свое существование 31 декабря 1995 г.

ГАТТ – многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94 % объема мировой торговли.

Основным принципом ГАТТ было создание режима свободной конкуренции товаров и услуг на территории стран-участниц.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. Эти раунды привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После второй мировой войны она составляла 40 %, в середине 90-х годов – около 4 %.

С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организации (ВТО). Ее членами-основателями стала 81 страна. В 1998 г. в ВТО вошли 132 страны. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария). Россия является страной-наблюдателем в ВТО. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации.

В СССР с ленинских времен существовала государственная монополия на внешнюю торговлю. В 80-е годы стали обнаруживаться кризисные явления во внешней торговле, которые сначала проявились в замедлении темпов роста торгового оборота, а затем и в его сокращении. В 1991 году внешнеторговый оборот СССР сократился в целом на 38 % (экспорт на 28,4 %, а импорт на 46,2 %)

15 ноября 1991 года Б. Н. Ельциным был подписан Указ о либерализации внешней торговли, после вступления в силу которого начался бесконтрольный вывоз из России товаров и природных ресурсов. Удельный вес России в мировой торговле за 1990 – 1993 гг. сократился с 3 до 1 %. В 1993 г. Россия переместилась на 19-е место по стоимости экспорта (44,3 млрд. долларов) и 23-е место – по стоимости импорта (32,9 млрд. долларов).

С 1993 г. наметилась устойчивая тенденция к росту внешней торговли России. В 1997 г. ее объем увеличился до 137,1 млрд. долларов, в том числе экспорт – до 85,1 млрд. долларов и импорт – до 52,9 млрд. долларов см. табл. 2.2.

Для внешней торговли России в 90-е годы был характерен постоянный рост положительного сальдо экспортно-импортных операций. Основной причиной возникновения и роста положительного сальдо в внешней торговли России стало резкое увеличение экспорта сырьевых товаров, черных и цветных металлов, химических товаров, а также значительное сокращение централизованного импорта, в том числе снижение массовых закупок зерна и других видов продовольствия.

В 90-е гг. доля сырьевых товаров составила в экспорте России почти половину всего вывоза. Удельный вес топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, природного газа, каменного угля и электроэнергии) в общем объеме экспорта составил 46,1%. При этом всего лишь два товара – сырая нефть и природный газ – давали 35% всей валютной выручки страны.

По данным ВТО, по объему внешнеторгового оборота в конце 90-х гг. Россия занимала 20-е место в мире, в том числе по стоимости экспорта – 17-е, импорта – 24-е место среди крупнейших торговых держав мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.