Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая мысль Древней Греции. Ксенофонт и Платон




Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями в этой области являлись известные древнегреческие мыслители Ксенофонт, Платон и Аристотель. Все они были сторонникам нату­рального хозяйства и рабовладельческого общества, которое называли классическим, или античным.

Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) одним из первых начал изучать проблемы разделения труда, он — сто­ронник коллективного рабовладения и потребления. Его основной труд назывался «Ойкономия», что было переведено как «Домострой», («наука о доме» или "ис­кусство управления домом»), трактат "О домашнем хозяйстве". Однако это греческое слово переводится и как «экономика» или «эконо­мия». В трактате “О домашнем хозяйстве” дал

характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцо­вого

гражданина. Важнейшие идеи трактата “О домашнем хозяйстве” сводятся к

следующему:

· естественным происхождением является разделение труда на

умствен­ный и физический, а людей - на свободных и рабов;

· любой товар обладает полезными свойствами {потребительная

сто­имость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).

Согласно Ксенофонту, хороший хозяин дома тот, кто умело ведет сельское хозяйство, держит запасы на целый год, мелет хлеб на ручных мельницах, заставляет печь дома хлеб, при участии хозяйки прясть шерсть, ткать пряжу, изготовлять одежду для господ и рабов. Покупки на рынке не играют важной роли. Всю работу в домашнем хозяйстве и в поле исполняют только рабы.
«Домоводство», по словам Ксенофонта, наука об управлении хозяйством, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство. Важно «не только справляться со своим хозяйством, но и иметь излишек, чтоб и родной город украсить, и друзьям облегчать нужду».
Таким образом, основная форма экономического мышления древних римлян и греков – это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций.

В работе Ксенофонта содержались советы о том, как вести хозяйство, о наилучших методах эксплуата­ции рабов (включая элементы социальной демагогии и применения материальных стимулов).

Большой заслугой Ксенофонта явилось то, что он обратил внимание на наличие у любого товара двух сторон (полезных свойств): удовлетворять опреде­ленную потребность человека, (т.е. быть потреби­тельной стоимостью) и способности к обмену (де­лающей товар меновой стоимостью).

Ксенофонт, как отмечалось выше, был сторонником натурального хозяйства, а также противником рос­товщичества. Но при этом он признавал полезность денег, указывал на наличие у них функций средств обращения и средств платежа.

Другой античный мыслитель — Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик Сократа, создал теорию идеального общественного устройства. Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразуме­вал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное(аффектное) состояние и представляющую их равновесие. Платон проект идеаль­ного государства разработал в работах "Политика" (или "Государство") 380-370 гг. до н.э. и "Законы" (366-347 гг.до н.э.). Проект предусматривал сословную дифференциацию общества. Общество должно было иметь следующую структуру:

1. философы, которые управляют государством;

Во главе общества должны стоять философы как наиболее здравомыслящие, способные к познанию мира и к управлению людьми. Они должны действовать от имени и на благо всего общества, отрекаясь от личных пристрастий, поэтому они не должны иметь частной собственности.

2. воины, функцией кото­рых является защита государства от внешних и внутренних врагов. Они находятся в таком же положении по отношению к собственности. Для них устанавливаются лагерные порядки, общий стол по Спартанскому образцу. "Стражи не должны ослаблять свои силы взаимными ссорами из за золота, жен", поэтому нужно сделать женщин общим достоянием, а золото - предметом презрения. Осуждение обогащения военной касты - за это ее будет ненавидеть народ.

3. работники (крестьяне и ре­месленники), которые поддерживают государство материально. Обязанностью их является материальное производство необходимых всему обществу благ, они не могут обходится без личной заинтересованности в результатах своего труда и им разрешено иметь частную собственность.

Рабов Платон не относил к какому-либо со­словию, так как они являются собственностью сво­бодных граждан. Он проповедовал уничтожение частной собственности.

Все граждане, согласно Платону, в идеальном госу­дарстве могут получить дом и земельный надел без права распоряжения им, т.е. его нельзя будет прода­вать или покупать. Представляет интерес и такое пра­вило, характеризующее идеальное общество Плато­на, — не должно быть слишком большой имуществен­ной дифференциации граждан; имущество граждан не должно отличаться по объему более чем в четыре раза. Граждане не должны иметь золота и серебра, не должны заниматься ростовщичеством.

Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, обще­ственное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.