Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древняя Индия




Изучая историю экономической мысли древней Индии, следует, прежде всего, обратить внимание на экономические идеи, содержа­щиеся в древнейших памятниках — ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний. Они создавались в I тысяче­летии до н.э. и отразили начавшееся разложение первобытнообщин­ного строя, формирование рабовладения. К началу I тысячелетия относится появление таких произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, как "Махабхарата" и "Рамаяна". Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая — о подвигах Рамы.

Развитие экономической мысли отразилось в литературно-ре­лигиозных памятниках. В их числе знаменитые "Законы Ману", со­ставлявшиеся на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III ты­сячелетия до н.э., выражают устами жрецов (брахманов) экономи­ческие взгляды рабовладельцев. "Законы Ману" — это свод пред­писаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. "За­коны Ману" отразили существование наследственных каст. Обосно­ванная в них брахманская концепция экономической политики отво­дила существенную роль государству, на которое возлагалось обес­печение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, экс­плуатация свободного населения и др.

Выдающимся памятником истории экономической мысли древ­ней Индии является трактат "Артхашастра", автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман — Каутилья (конец IV — начало III вв. до н.э.). "Артхашастра" создавалась как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышла за рамки свода советов. Индийский трактат “Артхашастра” (буквально - “наука о пользе, о прак­тической

жизни”) — это собрание наставлений по вопросам управле­ния государством. В трактате описывается идеальное государство с раз­ветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. Важнейший источ­ник сведений об общественных отношениях, экономике, политичес­ких институтах Древней Индии. Автором трактата считается Каутчлья (IV в. до н. э.) - древнеиндийский государственный деятель.

В соответствии с этими источниками для азиатского способа производ­ства характерны:

· чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации

сфе­ры ссудных операций и торговли;

· ведущая роль в экономике отводится собственности государства;

· неприкосновенность частной собственности.

Это обширный экономический труд, охватыва­ющий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости эко­номической мысли Индии того времени. "Артхашастра" характери­зует социально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономиче­ских идей.

"Артхашастра" повествует о социальном неравенстве, оправды­вает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшат­рии. Автор проявлял заботу об укреплении положения ариев. Ука­зывалось, что "для ариев не должно быть рабства". Если арии по каким-то причинам и становились рабами, то такое состояние для них рассматривалось как временное, предусматривались меры к их освобождению. Трактат уделял большое внимание регламентирова­нию рабовладения, сохранявшему черты патриархального. Рекомен­довались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждав­шие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обла­дать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.

В "Артхашастре" подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем раз­вивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строи­тельству, поддержанию оросительных систем, которые квалифици­ровались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной сис­теме, рассматривался как тяжкое злодеяние. "Артхашастра" содер­жит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене. Учение о торговле составляло в ней неотъемлемую часть всего уче­ния о ведении народного хозяйства.

"Артхашастра" уделяла большое внимание толкованию эконо­мической роли государства. В ней проводилась типичная для эконо­мической мысли стран Древнего Востока идея об активном вмеша­тельстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию об­щественных отношений. Более того, трактат непосредственно воз­лагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйствен­ных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригацион­ных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, орга­низацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специ­фического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвали­ды, отрабатывающие штраф и т.д.). Подробно описывалась экономи­ческая политика царской администрации, налоговая система, веде­ние царского хозяйства, основные источники доходов и т.д.

Трактат "Артхашастра" дает представление о том, как индий­ская экономическая мысль трактовала основные вопросы социаль­но-экономических отношений, хозяйственной жизни типичного для стран Древнего Востока раннерабовладельческого общества.

В древней Индии упоминание о ростовщичестве появляется в XIV в. до н.э. Там был введен запрет заниматься этим бизнесом священникам и воинам. Период между XII и XIX вв. нашей эры можно назвать золотым веком кредитования в Индии. Умеренность процентов по займам, отсутствие жестких мер к неспособным возвратить долг, привело к уважительному отношению к банкирам. Их называли sahukar - "благочестивый".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.