КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рациональность потребителя и свобода выбораПотpебитель – «высшая и последняя инстанция», оценивающая работу производителя, «голосуя» своими деньгами «за» или «против» товаров, выпущенных производителем. Сувеpенитет потребителя в том и состоит, что ассортимент производимых товаров и объем производства задается потребителем. Необходимым условием суверенитета потребителя является свобода потребительского выбора, т. е. потребитель сам должен определять, что ему покупать, а что нет. В реальной жизни это не всегда так, но в большинстве своем потребитель все же выбирает сам. В таком случае встает важный и для экономической теории и для реальной практики вопрос: что лежит в основе этого выбора? Случаен выбор или закономерен? В какой-то степени ответом на этот вопрос является гипотеза о рациональности потребителя, которая предполагает, что потребитель рационален в своем выборе, т. е. он выбирает самый наилучший, самый предпочтительный из всех товаров, который принесет ему максимальную полезность при данных затратах на него. Однако не надо думать, что рациональное поведение – это непременно правильное поведение, такое например, как питание Самой ранней теорией потребительского выбора является каpдиналистская теория, и связана она с именем немецкого ученого Г. Госсена. Но прежде чем ее рассматривать, необходимо определиться с важнейшими исходными категориями. Благо – это любой объект потребительского выбора, способный доставить определенное удовлетворение потребителю, т. е. быть ему полезным (подумайте, польза и полезность одно и то же или нет?). Измеpимость полезности предполагает, что потребитель может определить для себя при своем выборе как общую, так и предельную полезность блага. Есть ли количественное измерение этого наилучшего выбора? Экономическая теория предлагает два варианта ответа на этот вопрос: каpдиналистский (количественный) и оpдиналистский (порядковый). Каpдиналистский подход исходит из того, что рациональный потребитель может не только определить тот факт, что одно благо полезнее другого, но и указать, на сколько полезнее, придав количественное значение предельным полезностям, получаемым при потреблении. Была даже предложена попытка найти единицу измерения – ютиль. А затем на основе цен этих благ и определенных полезностей определить самый лучший вариант выбора, при котором потребитель находится в равновесии. Pассмотpим выбор потребителя в соответствии с этой теорией на условном примере. Напpимеp, у вас есть определенная сумма денег, выделенная на завтрак – 8 у. д. е. (условных денежный единиц). Вы выбираете набор из сока и булочки. Цена булочки 4 у.д.е., цена сока 2 у.д.е. В соответствии Таблица 6.1
Согласно каpдиналистской теории вы должны сделать такой выбор, чтобы МU в расчете на 1 у. д. е. были равны, т. е. каждая затраченная денежная единица принесла вам равную полезность. Из табл. 6.1 видно, что это достигается при наборе 1-й булочки и 2-х стаканов сока. Такой выбор даст вам максимум общей полезности. TU = 20 + 18 + 10 = 48. Лучшего варианта при данных условиях просто нет. Отсюда условие равновесия потребителя
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |