Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривые безразличия




В зависимости от своих предпочтений потребитель может выбрать любой набор, т. к. каждый дает одинаковый уровень полезности. Если эти данные перенести на график, то мы получим кривую безразличия.

Кpивая безразличия соединяет точки, показывающие такие наборы благ, которые для потребителя равноценны. Если у потребителя не один набор, а много (пространство благ), то его предпочтения можно выразить через карту кривых безразличия (рис. 6.2). Каpта кривых безразличия – это графическое изображение шкалы предпочтений потребителя в пространстве благ (рис. 6.3).

Если мы внимательно посмотрим на график кривой безразличия, то увидим интересную закономерность: наш потребитель вначале отказывается от четырех бананов взамен одного яблока, затем от 3-х, затем от 2-х. И это не случайно, а полностью соответствует теории предельной полезности: пока яблок мало, а бананов много, он «жертвует» большим их количеством, но по мере уменьшения бананов возрастает их ценность.

Чтобы определить объем некоторого товара, которым потребитель готов жертвовать ради увеличения потребления другого товара используется показатель MRS (marginal rate of substitution) – предельной нормы
замещения.

MRSХУ – это то количество, на которое потребление одного из 2-х благ должно быть увеличено, чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение потребления другого блага на одну дополнительную единицу (предельную).:

.

Возможны различные варианты (рис. 6.4).

 

Кривая безразличия и карта безразличия позволяют выявить лишь потребительские предпочтения. Эти предпочтения превращаются в потребительский выбор, когда у потребителя есть определенный доход и известны цены товаров. При этом условии потребитель может приобрести любой набор, удовлетворяющий следующему требованию:

или

,

где Рi – цена; xi благо; I – доход потребителя; М – количество денежных единиц.

Это выражение называется бюджетным ограничением потребителя
и означает, что потребитель не в состоянии выйти за рамки своего бюджета,
а его расходы не могут превышать его доходов.

Например, если известно, что 1 яблоко стоит 1000 p., а 1 банан – 2000 p., и имеется 15 тыс. р. на них, тогда для вас бюджетное ограничение было бы равно Рx · Qx + Py · Qy = = 15000 р. или Qx + 2 Qy = 15000.

Если бы Вы решили купить только яблоки, то Qx = 15000: 1000 = 15 шт., если бы только бананы, то Qy = 15000: 2000 = 7,5 шт. Эти крайние точки дают возможность построить бюджетную линию (рис. 6.5).

Она показывает, что потребитель может приобрести любой набор из 2-х благ, но этот набор должен находиться на бюджетной линии. Например, никак нельзя в рамках этого бюджетного ограничения сделать набор из 15 яблок
и 15 бананов, бюджет не позволяет. Но двигаться по ней вполне можно. Если Вы наращиваете потребление одного блага, то при этом уменьшаете потребление другого (сравните точки А и В). От чего зависят эти пропорции? От цен двух товаров, вернее, от их отношения. Это и определяет наклон бюджетной линии. Поскольку бюджетная линия прямая, она будет иметь одинаковый наклон во всех точках. Это означает, что при данном соотношении цен (в нашем случае оно равно 1:2, т. к. P бан. = 2000 р.; P яб = 1000 р.) потребитель жертвует двумя бананами ради одного яблока.

Таким образом, мы имеем картину безразличия, где представлены различные наборы и бюджетное ограничение. Каков же выбор потребителя?

Только в том случае, когда кривая безразличия имеет одну и только одну общую точку с бюджетной линией, потребитель будет находиться в равновесии, т. к. эта точка касания соответствует наиболее высокому уровню удовлетворения потребностей при данном бюджете и данных ценах (рис. 6.6).

Как известно, наклоны двух линий в точке их касания равны. Наклон кривой безразличия выражается формулой




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.