Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольная политика




Необходимость поддержания конкуренции и защита рынка от растущей монополизации является одной из основных макроэкономических задач. Государство вынуждено реагировать проведением мероприятий антимонопольной политики.

В 1890 г. в США впервые был принят антитрестовский закон Шермана, который определил систему правовых норм, обеспечивающих защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических
и организационных ограничений, а также системы стимулов. Система стимулов – это система налоговых ставок, законодательное определение приоритетов при предоставлении кредитов, регулирование процессов ценообразования на предприятиях-монополистах, формирование благоприятных условий для развития малых и средних предприятий. Структурная политика, которая воздействует на отрасль в целом, меняет состав предприятий в ней (например, разделяя крупные компании на ряд мелких независимых фирм).

Антимонопольная политикапредставляет собой серию законов, цель которых – предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или проведения иной, антиконкурентной, практики. Главная проблема в реализации этой политики – ограничение монополистических тенденций олигополии. К основным мерам антимонопольной политики относится коррекция поведения фирмы и структурная политика. Меры по коррекции поведения состоят в том, что правительство заставляет ту или иную монополистическую структуру отказаться от следующих действий:

– монополизация рынка явным образом распространяется на компании, чья рыночная доля составляет 60 % и более;

– фиксирование цен (картельный сговор по ценам);

– слияние компаний (трест – объединение производственной и коммерческой деятельности фирм с сосредоточением реальной власти у головной компании, синдикат – объединение коммерческой деятельности нескольких фирм);

– ценовая дискриминация – покупателю ставится обязательным условием дополнительное приобретение какого-либо товара;

– переплетение директоратов (запрещается быть членом совета директоров двух и более крупных компаний).

Монополизм в российской экономике иного рода, чем в развитых странах. Многие крупные предприятия в нашей стране создавались искусственно как единственные производители определенной продукции. При этом проблемы конкуренции имеют системообразующее значение для функционирования рыночной экономики.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что понимается под несовершенной конкуренцией?

2. Что такое монополия, олигополия, монопсония?

3. Имеется информация о функции спроса на продукцию монополиста и его общих затратах. Заполните пустые клетки таблицы. При каком выпуске фирма достигнет максимума прибыли (при ответе используйте правило MR = МС)? Какую цену сможет назначить монополия?

 

Выпуск, Q                
Цена, Р                
Общие издержки, ТС                
Предельный доход, МR                

 

4. Имеется информация о функции спроса на продукцию монополиста: Р= 55 12 · Q – 2,5 · Q 2. Рассчитать предельный доход (МR), цену продаж и монопольный доход. Функция предельных издержек: MC = 15 + 5 · Q + 6 · Q 2.

5. Какова роль неценовой конкуренции на рынке? Перечислите ее виды.

6. Какова роль государства в борьбе с монополией? Что такое антимонопольное регулирование рынка?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.