Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория предельной производительности факторов производства




Предположим, что фирма использует только один переменный ресурс. Это может быть труд, отдельный вид оборудования и т. п. Прирост выпуска продукции в натуральном выражении, обеспеченный за счет увеличения данного ресурса на единицу, называется предельным продуктом ресурса (marginal product – MP рес).

Прирост дохода фирмы за счет дополнительной единицы данного ресурса называется предельной доходностью ресурса или предельным продуктом ресурса в денежном выражении (marginal revenue product – MRP рес):

,

где MRP рес – предельная доходность ресурса; MP рес – предельный продукт ресурса; MR – предельный доход фирмы.

Если фирма продает свою продукцию на рынке совершенной конкуренции, MR фирмы равен цене единицы продукции (которая постоянна вне зависимости от объема реализации фирмы). Для совершенно конкурентных фирм

.

Если же фирма продает продукцию на неконкурентном рынке, то она вынуждена снижать цену при увеличении продаж, т. е. MR фирмы постоянно снижается.

В соответствии с действием закона убывающей отдачи предельный продукт при увеличении использования переменного ресурса вначале растет, а затем начинает сокращаться. Поскольку рост предельного продукта происходит на очень коротком участке, можно им пренебречь и предположить, что с самого начала он будет сокращаться.

Рассмотрим предельную доходность ресурса фирмы (табл. 11.2).

Таблица 11.2

Количество ресурса Выпуск продукции, шт. Предельный продукт Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Цена продукции, тыс. р. Доход, тыс. р. Предельная доходность ресурса, тыс. р. Цена продукции, тыс. р. Доход, тыс. р. Предельная доходность ресурса, тыс. р.
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

Из данных таблицы видно, что скорость снижения отдачи от ресурса для монополиста выше, чем для чисто конкурентной фирмы, т. е. график предельной доходности имеет более крутой наклон (рис. 11.1). Это важное условие для развития фирмы, т. к. предельная доходность является одним из факторов, определяющих спрос фирмы на данный ресурс.

 
 

Но для принятия решения об увеличении использования в производстве данного ресурса фирма должна оценить прибыль от этого увеличения. Значит, она должна определить как покупка и использование дополнительного ресурса отразится на издержках.

Прирост издержек за счет введения в производство дополнительной единицы переменного ресурса называется предельными издержками ресурса (marginal resource cost – MRC).

Когда фирма покупает ресурс на рынке совершенной конкуренции, ее предельные издержки на ресурс равны цене этого ресурса. Действительно, будучи не в состоянии повлиять на цену ресурса, фирма каждую его единицу будет приобретать по цене, сложившейся на рынке. Графически это будет означать, что предельные издержки на ресурс для такой фирмы будут иметь вид горизонтальной прямой (рис. 11.2).

Итак, принимая решение об увеличении количества переменного ресурса для наращивания объема производства, фирма сравнивает величину, добавляемую в результате к ее доходу, с величиной, на которую возрастают при этом ее издержки (т. е. MRP pec и MRC pес).

Очевидно, что фирме будет выгодно расширять применение ресурса до тех пор, пока каждая дополнительная единица этого ресурса будет увеличивать доход фирмы в большей степени, чем ее издержки. При этом максимальную прибыль фирма получит, когда MRP pec =MRC pес.

На рис. 11.3 показано оптимальное количество используемого ресурса для конкурентной фирмы (Q К) и неконкурентной фирмы (Q Н) на рынке готовой продукции. MRP 1 и MRP 2 – предельные доходности ресурса соответственно для фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на рынке готовой продукции, MRC – предельные издержки на ресурс.

Таким образом, мы определили, что оптимальным для фирмы будет то количество переменного ресурса, при котором его предельная доходность будет равна его предельным издержкам. Но это лишь одна часть решения проблемы.

На практике значительно чаще фирма сталкивается с ситуацией, когда несколько ресурсов являются переменными и надо выбрать, в каком сочетании их использовать. Таким образом, перед фирмой стоит задача скомбинировать применяемые ресурсы таким образом, чтобы при минимальных издержках получить максимальную прибыль.

Выбор производителем варианта сочетания ресурсов напоминает выбор потребителя. Производитель из всех возможных сочетаний ресурсов,
с помощью которых можно произвести заданное количество продукции, делает выбор, принимая во внимание цены ресурсов. Подобно тому, как мы анализировали потребительский выбор при помощи кривых безразличия
и бюджетной линии, выбор производителя можно проанализировать графически, используя изокванты и изокосты.

Предположим фирма взяла на себя очистку городских улиц от снега. Эту работу фирма может выполнять, используя труд дворников и снегоуборочную технику. Допустим, что убрать все улицы возможно, используя либо одну машину и 50 дворников, либо 2 машины и 30 дворников, либо 3 машины и 20 дворников. Если представить эту информацию графически, то получим линию одинакового объема производства при всех возможных сочетаниях использования производственных ресурсов, называемую изоквантой (рис. 11.4).

Изокванты аналогичны кривым безразличия для потребителя, они имеют те же свойства: отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и не пересекаются друг с другом. Однако, в отличие от кривых безразличия, где уровень полезности набора товаров для потребителя точно измерить нельзя, изокванты показывают реальные уровни производства. Изокванта показывает, что увеличение затрат труда компенсирует уменьшение затрат техники (капитала). При этом, чем больше используется ручного труда, тем менее производительным он становится, а использование техники становится более эффективным (вследствие закона убывающей отдачи).

Но сама по себе изокванта не позволяет определить оптимальное сочетание труда и капитала для фирмы. Следует учитывать еще два немаловажных фактора: количество средств, которые фирма может истратить на приобретение ресурсов, и цены на ресурсы, сложившиеся на рынке.

Предположим, что использование одной снегоуборочной машины
в нашем примере обойдется фирме в 20 млн р. и найм 10 дворников –
в 20 млн р. Общая сумма издержек фирмы, связанных с закупкой машин
и наймом рабочих, может быть рассчитана по формуле

,

где С – общие издержки фирмы, млн р.; К – число машин, шт.; РК – цена машины, млн р.; L – число рабочих, человек; PL – затраты на одного рабочего, млн р.

Предположим, что фирма может потратить на приобретение ресурсов от 80 до 120 млн р.

На графике (рис. 11.5) изображены три варианта общих издержек фирмы в виде прямых линий. Каждая из этих линий равных издержекназывается изокоста:

– изокоста С 1 показывает всевозможные сочетания машин и труда, которые обходятся в 80 млн р.;

– изокоста С 2 – в 100 млн р.;

– изокоста С 3 – в 120 млн р.

Уравнение изокосты выводится из уравнения общих издержек фирмы (см. выше):




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.