Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональный отбор




Тема 4. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности

1. Профессиональный отбор

2. Методы профессионального отбора

3. Профессиональная пригодность

4. Профессионально важные качества

5. Индивидуальный стиль трудовой деятельности

 

Эффективность трудовой деятельности, удовлетворенность процессом и результатами труда, перспективы профессиональной карьеры в значительной степени зависят от пригодности субъекта труда к выполнению конкретных рабочих функций. Одним из этапов в реализации стремления к профессиональному мастерству на основе учета характера склонностей, интересов и возможностей конкретного индивида является проведение профессионального отбора кандидатов на обучение или на выполнение реальной деятельности.

Задача подбора первоклассных работников на научной основе была впервые сформулирована Ф.У. Тейлором в начале XX в. Тесты для профотбора разрабатывались на основе достижений функциональной психологии и тесно связанной с нею дифференциальной психологии. Практика профотбора получила особенно широкое распространение после публикации опыта набора новобранцев в армию США в годы Первой мировой войны.

На жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают ситуации, требующие определения дальнейшего направления своего развития. Одной из основных задач на этом пути является выбор профессии. Эта процедура, как правило, требует психологической помощи, консультирования и поддержки. Выбор профессии является более или менее длительным процессом ориентации в мире профессий, кроме того, на жизненном пути возможна неоднократная смена профессий, - именно поэтому данная ситуация характерна не только для молодежи, но и для людей в зрелом возрасте.

Основным видом психологической помощи в выборе трудовой деятельности является профессиональная ориентация – система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии, соответственно желаниям, склонностям и интересам человека с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии. Профориентация – это научно обоснованное управление процессом сознательного самоопределения людей в целях удовлетворения их личных потребностей самореализации в труде и потребностей общества в воспроизводстве трудовых ресурсов.

Важнейшими направлениями профориентации являются:

профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, с содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, с требованиями профессий к работнику, с возможностями профессионального роста и развития;

профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Консультация имеет рекомендательный характер. В процессе её фиксируется соответствие состояния здоровья молодых людей профессиональным требованиям, уровню психологической готовности индивида к освоению этой профессии. С целью учета профессиональных противопоказаний и определения профессии, наиболее соответствующей личным способностям и интересам человека, проводится профессиональный отбор и профессиональный подбор.

Профессиональный отбор - это комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретной специальности по своим индивидуальным качествам. Профессиональный отбор включает в себя изучение социальных характеристик человека и уровня его общеобразовательной и специальной подготовленности, а также медицинское и психологическое обследование, - эти направления изучения человека часто выступают как самостоятельные виды отбора, которые, однако, тесно связаны и взаимно дополняют друг друга.

Профессиональный отбор - это определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту) или должности в соответствии с нормативными требованиями. Различают четыре аспекта профессионального отбора:медицинский, физиологический, педагогический и психологический. Медицинский профессиональный отбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем. Физиологический отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его утомляемости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности. Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости у него умений и практических профессиональных навыков. Психологический отбор реализуется при помощи вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, личностных проективных тестов, собеседования. Такой отбор направлен на выявление задатков и способностей человека, его ценностных ориентаций, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.

Профессиональный подбор – это предоставление человеку рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим и физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Человеку подбирают профессию, профессиональную сферу и те специальности, которые более всего соответствуют его индивидуально-психологическим особенностям. Для полноценной реализации своего потенциала в трудовой деятельности.

Основными задачами профессионального отбора и профессионального подбора являются:

- предотвратить поступление человека на работу, к которой у него имеются противопоказания (не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психофизиологическим данным);

- отобрать для работы в данной профессии наиболее работоспособных людей, могущих выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для здоровья;

- определить, к какому виду труда человек наиболее способен, чтобы рекомендовать ему тот или иной вид деятельности.

Важной целью проведения профориентационных мероприятий и профессионального отбора является удовлетворенность конкретной профессиональной деятельностью и профессиональная адаптация. Становление профессионализма работника происходит на основе действия двух групп факторов – объективных и субъективных. Объективный фактор – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к труду человека и наличие у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств). К субъективным факторам относятся имеющиеся у данного работника задатки, способности, мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

Основу профессиональной пригодности составляют профессионально важные качества личности, которые формируются в ходе длительной трудовой деятельности работника. Задатки же, потенциальные возможности осуществлять ту или иную конкретную деятельность, обусловленные индивидуально-психологическими свойствами личности, заложены в человеке изначально. Одновременно с формированием профессионально важных качеств развивается и профессиональное мышление человека, формируется его профессиональный тип с соответствующими ценностными ориентациями, характером, индивидуальными особенностями профессионального поведения и образа жизни в целом.

Вопросы профотбора рассматриваются в течение многих лет и с различных позиций. Так, например, если рабочие, имеющие разные типологические особенности, показывают (благодаря формированию определенного стиля деятельности) одинаковую производительность труда, то нет необходимости отбирать людей вообще и с учетом типологических особенностей в частности.

В пользу этой позиции говорит тот факт, что типологические особенности взаимно компенсируют друг друга в приспособительной деятельности, например, нетерпеливость у лиц со слабой нервной системой может быть компенсирована наличием инертности нервных процессов, и наоборот, нетерпеливость людей подвижных компенсируется у них силой нервной системы. Это дает возможность людям с разными типологическими особенностями одинаково успешно приспосабливаться к одной и той же деятельности, но не любой, а только к такой её разновидности, которая предъявляет к человеку максимальные требования. Однако, существует четкое мнение, что в профессиях, связанных с экстремальными ситуациями и большим нервным напряжением отбор все же необходим.

Естественный отбор (самоотбор) Помимо специально организованного профессионального отбора существует еще и естественный профессиональный отбор, когда лица с типологическими особенностями, не подходящими для того или иного вида профессиональной деятельности, сами бросают её из-за низких результатов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.