Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогическая работа с детьми мигрантов 3 страница




Объектами работы школы являются не только учащиеся. Их уровень успеваемости, ценностные ориентации, состояние здоровья, поведение и многое другое определяется семьей и ближайшим окружением, в силу чего педагогам школы приходится заниматься еще и родителями, братьями и сестрами, друзьями, соседями учащихся.

Развернувшаяся в мире научно-техническая революция предъявляет высокие требования к стартовому образованию детей, и это естественно. Адекватный уровень школьного образования определяет возможности индивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Школа вносит вклад не только в распространение знаний, а также в формирование личности обучающихся индивидов, отвечающих потребностям общества.

Наконец, современные школы с большим трудом «отказываются» от назидательности, от традиционных, крайне формализованных приемов обучения. Для успешного прохождения социализации, овладения учебным материалом ребенку нужен советчик, помощник. Также остро стоит проблема снятия сильного давления на детей со стороны педагогов. Такие функции сегодня в школе призваны выполнять социальные педагоги.

Проблемы учеников можно разделить на наследующие группы:

1.Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности: недостаточная готовность учеников к обучению; трудности в освоении общеобразовательных программ; категорический отказ учеников от посещения школы (школофобия); высокая степень педагогической запущенности современных детей.

2.Проблемы, связанные со здоровьем: общая соматическая ослабленность; хронические заболевания различной этиологии, создающие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, инвалидность; посттравматический синдром; логоневроз; психические последствия оперативных вмешательств.

3.Психофизиологические проблемы: отклонения интеллектуального и личностного развития; низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций; патохарактерологическое развитие личности; нарушение эмоционально-волевой сферы личности; коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.); - последствия перенесенного физического или психического насилия.

4.Социально-правовые проблемы: семейные проблемы, сложные жизненные условия; - нарушение прав детей, физическое или психическое насилие над ребенком; проживание в неблагополучной, либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность, социальное сиротство; социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.

Основными функциями социального педагога в сфере образования являются: диагностическая, психокоррекционная, оздоровительная (медико-социальная), учебно-воспитательная, научно-методическая, социально-правовая, консультационная, социально-аналитическая, просветительская.

Сложность задач, стоящих перед социальным педагогом в образовании, предполагает необходимость применение всей гаммы социальных технологий, учета специфики данной сферы и участвующих в ней социальных групп, научное изучение всех сторон этой деятельности, изучение и обобщение опыта работы.

Социальная работа в сфере образования - это, прежде всего, работа с социальными группами, которые сильно отличаются по возрасту, по психологии, по положению в обществе, по социальным ролям, которые они исполняют в жизни, по тем задачам, которые они решают. Все названные технологии преломляется через эти особенности, поэтому можно выделить: технологии социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками; технологии социальной работы с подростками и старшими школьниками; технологии работы с семьями школьников; технологии работы со школьными учителями; технологии социальной работы с учащимися; технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования.

В качестве основных задач социальной работы в школе могут быть определены:

1)контроль динамики посещаемости школы учащимися, их успеваемости, материального и социального положения их отношений со сверстниками, учителями и родителями;

2)выявление и содействие устранению причин бедности, девиантного или деликвентного поведения учеников, а также других симптомов их социального неблагополучия;

3)посещение семей учащихся, диагностика положения ребенка в школе и классе, выявление его нужд и проблем;

4)поощрение родителей максимально использовать образовательные возможности школы и возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности;

5)забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы;

6)оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором больше соответствует его особенностям, в частности, в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.;

7)защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами;

8)выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении;

9)поддержка детей, получающих образование вне школы;

10)пресечение случаев жестокого обращения с детьми;

11) содействие детям в реализации их прав в сфере образования и родителям в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьником;

12) организация во внеурочное время социальной учебы учащихся (т.е. обучение эффективным методам решения индивидуальных и групповых проблем), а также различных массовых мероприятий - благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.;

13)развитие в детях и подростках способности принимать решения, а также готовности принять на себя ответственность за проступки, а также за продолжение собственного образования;

14)расширение возможности творческой личности, стимулирование ответственности за происходящее, в том числе за смысл собственного существования, проведение ее в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями,

Объектами социальной работы в школе являются дети из разных типов семей; члены семей школьников, прежде всего родители; ближайшее социальное окружение детей и семьи; классные руководители и педагоги.

Учитывая особенности школьного контингента, можно определить основные принципы организации социально-педагогической работы в школе: 1) необвинительность; 2) индивидуальный подход; 3) плотный постоянный контакт между социальным работником и школьником, его семьей в течение длительного времени; 4) доверительные отношения с ребенком и членами семьи; 5) построение отношений с объектами работы на деловой основе с применением таких методов как контракт, план; 6) ориентация на помощь на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи; 7) уважение норм и ценностей патронируемых; 8) гибкое привлечение широкого спектра методов и подходов в деятельности социального работника, что предполагает высокий уровень его профессиональных знаний и умений, а также привлечение квалифицированных специалистов разностороннего профиля.

Для повышения эффективности социально - педагогической работы в школе в настоящее время требуется выработка инновационных подходов к ее организации и осуществлению, что включает: а) концептуальное обоснование социальной работы в школе; б) научно-исследовательское, нормативно-правовое, программное, финансовое, кадровое, управленческое, информационное обеспечение; в) выработка стандартов социальной работы и критериев ее эффективности; г) повышение сотрудничества с другими организациями, занимающимися предупреждением и решением проблем учеников и их семей; д) преобладание охранно-защитных действий над мерами наказания и принуждения; е) профессионализация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности; подготовка, переподготовка, повышение квалификации специальных кадров: социальных работников, педагогов, психологов, специализирующихся в направлении организации социальной в школе; ж) качественное разнообразие оказываемых видов социальных услуг; з) обмен современными методиками и формами социальной работы в школе между регионами страны, создание банка данных о передовом опыте подобной деятельности; и) формирование общественного мнения, ориентированного на активизацию собственных сил и возможностей учеников и членов проблемных семей в разрешении трудных ситуаций и др.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику школе как сфере социальной жизни.

2. Решение каких проблем школьников входит в сферу деятельности школьного социального педагога?

3. Перечислите задачи работы социального педагога в школе.

4. Обозначьте функции социального педагога в школе.

5. Назовите принципы организации социальной работы в школе.

 

4.2. Технология работы в пенитенциарных учреждениях

 

В России в последние годы наблюдается рост детской преступности, причинами которой являются безнадзорность и беспризорность детей, нарушения в психическом развитии, доступность спиртных напитков, психотропных веществ, трудности с трудоустройством, иждивенчество, отсутствие должной культуры, воспитания, образования, материального достатка.и т.д. По данным Е.М. Рыбинского удельный вес подростковой преступности составляет 6,2%.

Термин "пенитенциарный" (в переводе с латинского - "покаянный", "исправительный") стал применяться в США в18 век по отношению к тюрьмам, в которых содержали преступников и пытались исправить их через покаяние, обращение к Богу. Под пенитенциарной системой принято понимать систему мест лишения свободы, включающей в себя тюрьмы, воспитательные и исправительные колонии, следственные изоляторы и другое.

В России пенитенциарная деятельность началась в 1802 г. с образованием в системе государственного управления министерств, в том числе Министерства внутренних дел, куда относилась данная деятельность. Первая колония для несовершеннолетних в России была открыта в 1841 году в Санкт - Петербурге, а в 1864 году - первый приют закрытого типа для осужденных детей. В настоящее время для несовершеннолетних существуют такие типы пенитенциарных учреждений, в которых находятся несовершеннолетние:

- дома ребенка - для детей до 3 - 4 лет, матери которых лишены свободы;

- спецшколы и ПТУ - для детей 11 - 14 и 14 - 18 лет соответственно (с 1967года), в которых подростки находятся сроком до 3 лет, за ними ведется круглосуточное наблюдение, вещи и посылки досматриваются;

- центры временного содержания (до 30 суток) несовершеннолетних правонарушителей для бездомных детей в возрасте от 0 до 18 лет для установления личности и транспортировки к месту проживания семьи или родственников;

- колонии для несовершеннолетних (общие, для девочек, усиленного режима), где 14 - 18 - летние воспитанники находятся на льготном режиме, имеют право проживать за территорией колонии, ходить в обычной одежде, иметь деньги, получать посылки и передачи без ограничений и т.д.;

- изолятор временного содержания (от 3 до 10 суток) для задержанных на месте преступления детей от 14 лет.

Цель нахождения несовершеннолетнего в пенитенциарном учреждении - исправление - формирование у осужденных уважительного отношения к обществу, человеку, труду, нормам, правилам, традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Эта цель продиктована, по мнению Б.Н. Алмазова с соавторами, социальными мотивами - потребностями общества в безопасных условиях жизнедеятельности, реальной возможности реализации прав и свобод личности. Существует и педагогическая проблема - перевоспитание человека, совершившего преступление, изменение социально-нравственных ориентаций и установок личности. Пенитенциарная педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы процесса исправления осужденных. Специфика пенитенциарной педагогики заключается в том, что воспитательный процесс организуется в период действия уголовного наказания, т.е. в системе запретов, сопутствующих лишению свободы.

На всех ступенях исполнения наказания действует система воспитательных воздействий. На протяжении истории пенитенциарной системы сложились проверенные временем условия для перевоспитания, в той или иной мере влияющие на положение заключенного: это возможность получить образование, профессию, приобщиться к духовным, в том числе религиозным, ценностям, взаимодействия с общественными благотворительными организациями и т. д. То есть условия и окружающая заключенного жизнь - это специфическое социальное образование, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность социального педагога, и которое можно назвать жизненным пространством заключенного.

Принципами перевоспитания можно определить: привлечение несовершеннолетних правонарушителей к труду и самоуправлению в учреждении, уважение личности, сотрудничество педагогов и воспитанников, индивидуальный подход к процессу перевоспитания.

В качестве средств перевоспитания А.С. Макаренко определил режим, труд, система стимулов.

Социальная работа в пенитенциарной сфере строится на основе международного законодательства, законодателъства Российской Федерации и нормативных правовых документов субъектов РФ. Руководствуясь международными стандартами, пенитенциарная система должна служить общепринятой цели - перевоспитанию в соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, а также предупреждению совершения им повторного преступления. Сторонники данной философии полагают, что поведение индивидов можно изменить, вовлекая их (даже помимо воли) в разнообразные программы, цель которых -перевоспитание преступников, их обучение и возвращение в общество.

Основными задачами социальной работы в учреждениях пенитенциарной системы являются:

· содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания;

· помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностных ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;

· помощь в разрешении конфликтных ситуаций;

· развитие и укрепление социально полезных связей между заключенными и внешним миром;

· повышение и развитие социального статуса осужденного по месту предварительного заключения или отбытия наказания;

· организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней;

· содействие в получении заключенными социально-психологической, социально-педагогической, социально-правовой, социально-медицинской помощи и т. д.

Необходимость проведения социально - педагогической работы в таких учреждениях обусловлено, прежде всего, общественной потребностью, а значит и государственной целью воспитания правопослушного поведения в каждом гражданине, без чего невозможно обеспечение общественной безопасности и самого государственного строя.

Функциями социального работника в исправительном учреждении являются: поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей; поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями; защита гражданских интересов осужденных; • защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.

Социальная работа в пенитенциарном учреждении не аналогична социальной работе в обычных условиях, она имеет свою специфику, т.к. работа осуществляется в закрытых и изолированных социальных пространствах. Социально-педагогическая работа осуществляется коллективным субъектом - всеми сотрудниками учреждения и проводится в условиях неизбежного противостояния "тюремного персонала" и "тюремного контингента". Она неразрывно связана с использованием уголовного наказания и не прекращается после исполнения наказания и предполагает содействие в ресоциализации и адаптации к внешнему миру. Воспитательно-исправительные воздействия являются основным фактором, детерминирующим процесс исправления, где социальный педагог выступает одним из участников. Воспитательная политика исправительных учреждений предусматривает комплекс мер и норм поведения, обязательных для осужденных. Эти политика и меры должны проводиться в строгом соответствии с принципами Уголовно-исполнительного кодекса.

Специфичен и объект социально-педагогической работы в пенитенциарном учреждении. Им являются люди с высокими показателями социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью; они некритичны к себе, отвергают советы, легковозбудимы, безоговорочно следуют авторитетам, не принимают морали общества, отстают в учебе и плохо образованы, у них ярко выражена стремление к независимости, легкой и красивой жизни, идеалом является сильный человек. Для них характерна быстрая деградация. Среди несовершеннолетних правонарушителей все чаще встречаются люди с аномалиями и психическими отклонениями, что требует вмешательства медиков, дефектологов и психологов. Как специфическую проблему можно также отметить наличие среди них верующих, что требует создания особых условий для исполнения религиозных обрядов.

Необходимым основанием всей социально - педагогической системы пенитенциарного учреждения является организация социальных условий, позволяющих удовлетворять различные уровни потребностей человека. При этом само подразделение социально - педагогической системы на четыре компонента: целевой, содержательный, деятельностный и результативный, позволяет в общих чертах создать алгоритм для практической деятельности по исправлению заключенных.

Целевой компонент включает в себя определенную цель, на которую направлен весь воспитательный процесс, организованный в пенитенциарном учреждении. Содержательный компонент отражает разнообразие применяемых воспитательных средств, принципов и методов, наиболее эффективно обеспечивающих достижение педагогической цели. Социально - педагогическая работа осуществляется коллективным субъектом - всеми сотрудниками исправительного учреждения. Сутью их работы является исправление осужденных и предупреждение новых преступлений, основными принципами - принципы природосообразности, стимулирования объекта воспитания, повышения социальных и духовных потребностей. Деятельностный компонент определяет механизм взаимодействия воспитателей и воспитуемых, организацию и формы этого взаимодействия, а также принципы управления воспитательным процессом. Результативный - позволяет оценить эффективность действующей системы, определить динамику воспитательного процесса.

Самой оптимальной формой организации воспитательной работы в пенитенциарном учреждении является организованная исправительная среда. Изменение осужденных может происходить только благодаря позитивному изменению среды. Организация исправительной среды в пенитенциарном учреждении затрагивает все аспекты жизни заключенных.

Часто в пенитенциарных учреждениях используют стимулирующие технологии исправления осужденных, суть которых состоит в том, что они (осужденные) должны устанавливать зависимость реализации возникающих потребностей и желаний от правопослушного поведения. Стимулирование должно основываться на осознанных потребностях осужденных (например, отбывание наказания в облегченных условиях, условно-досрочное освобождение). В системе педагогических стимулов важнейшее место занимает дифференциация осужденных в зависимости от степени их исправления, их участия в решении вопросов жизнедеятельности пенитенциарного учреждения или же, наоборот, - сопротивление воспитательному процессу. Выделяют как негативные подкрепляющие стимулы (реакция администрации на нарушение - наказание) и положительное - (поощрение).

Наиболее распространены и востребованы в пенитенциарных учреждениях ряд технологий, в число которых, в частности, входят организационные, информационные и консультационные технологии, технологии, направленные на восстановление, поддержание и развитие социально полезных связей.

Организационные технологии: с учетом того, что одна из наиболее острых проблем, переживаемых в условиях заключения, - это проблема отчуждения, отторжения близкими, наряду с режимными мероприятиями актуализируются меры, включающие в себя различные формы сотрудничества: между заключенными; заключенными и администрацией, сотрудниками; заключенными и их родными и близкими; заключенными и общественными, государственными органами и организациями. Цель такого сотрудничества - регулирование отношений между заключенными (освободившимися) и обществом, содействие их адаптации и ресоциализации в жизненном пространстве исправительного учреждении и обществе; предупреждение рецидивов преступления. Такое сотрудничество осуществляется в разных формах и требует профессиональной поддержки. Организуются группы самопомощи заключенных, их родственников, группы (общественные организации) помощи заключенным.

Ограждение от внешнего мира объективно сужает информационные каналы для заключенных. Возросшая по заключению потребность в правовой информации не удовлетворяется. Выделяются следующие направления информационной работы в пенитенциарном учреждении: о правах, которыми может пользоваться заключенный; об особенностях и условиях нахождения в заключении (внутренний распорядок, социальные услуги и т. д.); о внешнем мире, в который заключенный должен вернуться.

Консультанты службы социального обеспечения имеются в каждой тюрьме и в каждой колонии для малолетних правонарушителей. В их задачи входит помощь в разрешении ежедневных проблем заключенных; налаживание контакта с внешним миром, семьей; подготовка заключенного к освобождению и адаптации в открытой среде; подбор необходимой образовательной программы; организация консультирования со специалистом по конкретной проблеме.

Социальными педагогами в пенитенциарных учреждениях используются новейшие программы, которые сочетают тренинги по осознанному изменению образа мыслей, поведенческих установок в сочетании с практикумом по социальным взаимоотношениям, поиску возможных путей выхода из кризисной ситуации. В соответствии с этими программами социальному педагогу необходимо составить план обучения и работы на период лишения свободы; помочь осужденному преодолеть психологический кризис в связи с нахождением под арестом; помочь организовать свободное время и порекомендовать виды обучения; поддержать контакт между заключенными и их родственниками, помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов и др.

Действиями социального работника в процессе индивидуальной работы являются: оказание помощи в осознании необходимости изменения поведения (установление плодотворных отношений с заключенными, оценка причин криминального поведения). Помощь в изменении поведения связана с повседневными проблемами тюремного быта. Социальный педагог оказывает помощь в рассмотрении альтернатив и поиска правильного выбора решения, включая проблемы заключенного после освобождения (поиск работы, жилья, трудности общения с людьми и др.); также поддерживает социально полезные связи заключенного с семьей, бывшими сослуживцами, общественными организациями и т. д. Социальная работа с семьей направлена на преодоление психологических, социальных и экономических последствий заключения члена семьи. Наконец, социальный педагог оказывает содействие в защите прав заключенного.

Кроме перечисленных перспективным являются технологии непрерывного образования в исправительных учреждениях, предусматривающие организацию образовательного процесса не только в объемах средней школы и ПТУ, но и в объеме колледжа и вуза, т.е. профессиональная подготовка. Для ее реализации при колониях создаются попечительские советы и родительские комитеты. Использование технологии сотрудничества работников учреждения с осужденными при решении хозяйственных, воспитательных, управленческих задач способствует созданию благоприятного социального климата.

По степени сопротивления осужденных воспитательному процессу выделяют следующие категории: легко поддающиеся воспитательному процессу, осознанно выполняющие требования режима, профессионально обучаемые; поддающиеся воспитательному процессу при определенных условиях (поощрение, наказание, методы психологического воздействия); трудно поддающиеся воспитательному воздействию, требующие усиленного режима, будущее их неопределенно ("болото", по А.С. Макаренко).

Работу социального педагога можно подразделить на несколько этапов:

1. При поступлении в колонию: диагностика, налаживание связей с семьей, разработка рекомендаций по свиданиям и отпуску; разработка программы адаптации к условиям пенитенцирного учреждения.

2. Реализация программы, анализ процесса исправления.

3. Подготовка несовершеннолетнего к освобождению и постпенитенциарная поддержка.

Особенно важен последний этап, т.к. от его эффективности зависит адаптация несовершеннолетнего к жизни на свободе и вероятность рецидивов. Подготовка к жизни на свободе включает общеобразовательную и профессиональную подготовку, выбор вариантов жизнеустройства, вовлечение в общественную жизнь колонии (по А.С. Макаренко).

Все несовершеннолетние нуждаются в постпенитенциарной помощи, что предполагает создание адаптационных механизмов (когнитивных, эмоционально - психологических, поведенческих). В настоящее время в России фактически отсутствуют государственные структуры, оказывающие содействие лицам, отбывавшим наказание. Перечислим проблемы, которые сопровождают практически любого из освободившихся. Каждый из них должен преодолеть негативное отношение со стороны граждан.

Бывшие осужденные могут иметь проблемы по трудоустройству и бытовому устройству. Некоторые из них остаются с устойчивой криминальной ориентацией. Для несовершеннолетних характерна социальная и педагогическая запущенность, отсутствие попечения родителей или наличие родителей, ведущих асоциальный образ жизни, разрыв родственных связей.

В качестве психологических проблем можно назвать отношения с властями, родственниками, семьей, микросоциумом. Несовершеннолетние психологически неподготовлены к другому образу жизни, зачастую неспособны принимать самостоятельные решения.

К медицинским проблемам можно отнести психические расстройства, умственную отсталость, социальные болезни, склонности к зависимостям (наркомании, алкоголизму).

Социальная адаптация предполагает освоение норм и ценностей социальной среды, сложившихся форм социального взаимодействия, форм предметной деятельности.

В качестве критериев выбора социально-педагогических технологий можно назвать степень деформации личности под воздействием криминальной субкультуры, продолжительность времени, проведенного в условиях изоляции от общества, количество уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, наличие отрицательных качеств личности (иждивенчество, несамостоятельность, потеря чувства ответственности и т.д.), уровень социально-правовой запущенности, социальная направленность ближайшего микроокружения.

Эффективность воспитательного процесса зависит от особенностей осужденного, срока его пребывания в колонии, коллектива, в который он попал, опыта воспитателей, воспитательных возможностей учреждения. Главное - преодоление негативного отношения к обществу.

 

Контрольные вопросы

 

1. Раскройте специфику социальной работы в пенитенциарных учреждениях.

2. Какие технологии используются в социальной работе в пенитенциарных учреждениях?

3. Какие мероприятия должны входить, на Ваш взгляд, в программу постпенитенциарной адаптации несовершеннолетних?

 

Список литературы по теме

 

1. Азаров, Ю.Р. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М.: АО "Аргументы и факты", 1993. - 605 с.

2. Аксенова, А.И. Социальная педагогика в специальном образовании/А.И. Аксенова - М.:Academia., 2001. - 192 с.

3. Антонов, А.И.Социология семьи/ А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 302 с.

4. Баграева, Е. Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация/ Е.Г. Баграева. - М., 2001. - 98с..

5. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи/ М.И. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

6. Варга, Д. Дела семейные/ Д. Варга. - М.: Педагогика, 1986. - 157 с.

7. Варга, Д. Радости родительских забот/ Д. Варга. – М.: Прогресс, 1983. - 199 с.

8. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога/ Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2002. – 160с.

9. Ветошкин. С.А. Проблемы теории и практики пенитенциарной педагогики/ Педагогика. -2003. - №3 - С. 36-41.

10. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш./ З. Марова, З. Матейчик, С. Радванова/ Под ред. Н.М. Ершовой. – М.: Прогресс, 1987. - 206 с.

11. Воспитание трудного подростка: Дети с девиантным поведением; Учебно-методическое пособие/ под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 159с.

12. Гиппенрейтер, Ю.В. Общаться с ребенком. Как?/ Ю.В. Гиппенрейтер. – М.: МАСС - МЕДИА, 1995. - 240 с.

13. Горячев, М.Д. Организация социально-педагогической деятельности в школе/ М.Д. Горячев, Т.А. Фокина. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2005. - 132с.

14. Горячев, М.Д. Педагогическая профилактика злоупотребления ребенком. Учебное пособие/ М.Д. Горячев, Е.В. Мжельская. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003. - 112с.

15. Горячев, М.Д. Социальная опека над ребенком/М.Д. Горячев/ Вступ. Ст. Н.М. Магомедова/ Ст. С. Щлетте. Г. Хаген, Г. Майера. Пер. с англ. М.Д. Горячева. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 1998. - 152с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.