Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогическая работа с детьми мигрантов 6 страница




Количество участников групп не превышало 15 человек, что давало педагогу возможность отслеживать изменения в поведении каждого и легко управлять группой. Продолжительность занятий 1,5-2 часа позволяла специалисту раскрыть тему и выполнить запланированное. Занятия проходили 1 раз в неделю. Содержание программы предусматривало обсуждение со школьниками вопросов отношений между полами, взаимоотношений в семье, пропаганду здорового образа жизни.

В психологическом блоке тематика занятий затрагивала вопросы, касающиеся проблем взросления, мира ощущений и чувств, сексуальности, ответственного отношения к взаимоотношениями между полами, обсуждались аспекты счастливой и неблагополучной семьи, ответственности родителей за детей.

Медицинский блок вопросов касался информации о службах планирования семьи, основ планирования семьи, врач дал представления о функционировании репродуктивных систем мужчин и женщин, ознакомил с физиологическим течением беременности и родов. Подросткам были даны общие сведения об инфекционных заболеваниях половых путей, контрацепции.

В юридическом блоке разбиралось законодательство, связанного с ответственностью за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Подростки знакомились с содержанием Семейного Кодекса.

Учитывая состояние здоровья современных школьников, в каждой школе необходимо создание валеологических служб, в работе которых должен принимать участие социальный педагог, который проводил бы совместно со специалистами других направлений диагностику здоровья ребенка, профилактику вредных привычек, осуществлял консультирование родителей, педагогов, учащихся по вопросам здорового образа жизни.

Консультирование должно рассматриваться в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Совместное, комплексное рассмотрение и увязывание различных аспектов консультирования, тесное сотрудничество специалистов разного профиля, объединенных с этой целью в рамках общей организационной структуры, позволяют эффективно способствовать психологическому оздоровлению и нормализации детства.

Консультирование проходит по нескольким этапам. Первый этап - это ознакомительный, в котором консультант знакомиться с ребенком (родителями, педагогами) и настраивается на совместную работу с ним, то же самое со своей стороны делает ребенок. На втором этапе консультант выслушивает ребенка и на основе рассказанного анализирует, проясняет и уточняет проблему, с которой обратился ребенок. Это могут быть проблемы связанные со здоровьем ребенка, недостаточной информированности по этому вопросу, незнанием куда обратиться за помощью. Третий этап - рекомендательный. Консультант, собрав необходимую информацию о ребенке и его проблеме, вместе с ним вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Четвертый этап контрольный, на нем консультант и ребенок договариваются, как будут контролироваться и оцениваться практическая часть решение проблемы для ребенка. Это уточнение деталей, связано с разъяснением мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением совместно выработанных практических рекомендаций. Как ребенок выполнял то или иное упражнение, какие были трудности, с чем легко справился, что понравилось, что еще можно было бы добавить.

И заключительный этап, на котором происходит укрепление уверенности у ребенка в том, что его проблема будет решена. Здесь могут применяться методы убеждения, внушения, эмоционально-положительного стимулирования и другие.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Раскройте сущность понятия "здоровый образ жизни".

2. Дайте обоснование необходимости валеологического аспекта социально - педагогической работы.

3. Определите социально - педагогические средства формирования установок детей и подростков на здоровый образ жизни.

4. Что, на ваш взгляд, может служить критерием сформированности установок детей и подростков на здоровый образ жизни?

 

Список литературы по теме

 

1. Байер К. Здоровый образ жизни/ К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 1997. - 368 с.

2. Бузунов В.П. Педагогическая валеология

3. Бурлакова, А.В. Половое воспитание как основа здоровой семьи/А.В. Бурлакова//Традиции и инновации в социальной педагогике: Материалы научно - практической конференции/Отв. за вып. М.Д. Горячев. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. С. 16-17.

4. Гуслякова, Л.Г. Сборник задач и упражнений по социальной работе/ Л.Г. Гуслякова, В.А. Кувшинникова, Л.К. Синцова. - М.: Наука, 1994. 109 с.

5. Зайцев, Г.К. Твое здоровье. Укрепление организма/ Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. - СПб.: Дество - пресс, 2000. - 111 с.

6. Информационный бюллетень Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации.— 1998.— Вып.2.

7. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - С. 179 - 207.

8. Основы социальной работы: Учебник/ Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 368 с.

9. Резер, Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования/ http://socis.isras.ru/ socisArticles/2003_01/Rezer.doc.

10. Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. - М.: Изд-во АСО-ПиР РФ, 1995. - 192 с.

11. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.едений/ Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - С. 94

12. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: Академия, 2007. - 156 с.

13. Хакимова, А. Р. Половое воспитание младших школьников/ А.Р. Хакимова. - М., 2003.

14. Чумаков, В.Н. Валеология: избранные лекции/ В.Н. Чумаков. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 405 с.

15. Штейн Т.И. Пути решения медико-социальных проблем населения / Самарской областной центр социальной помощи семье и детям: итоги 10-летней деятельности, перспективы развития сферы социальных услуг семье и детям: Сборник статейТ.И. Штейн, Т.Ю. Климешова. - Самара, 2002. – С. 74-77.

16. Mary S. Galderone & Eric W. Johluson The family Book About Sexually (Harper & Row, 1981)/ http://sexology.hut.ru/b037.htm 1

 

4.6. Методика организации культурно - досуговой

деятельности в социуме

 

Понятие досуга восходит к временам античности. Аристотель, например, рассматривал досуг как явление наивысшего человеческого идеала, сопряженного с внутренним потенциалом человека и совершенствованием личности на основе обучения и воспитания. Слово "досуг" происходит от древнерусского "просуг" - возможность, способность и чаще всего воспринимается как синоним понятия "свободное, незанятое время". В словаре В. Даля "досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела" [7, 268]. Досуг - "свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей" [9, 205]. Это определение ориентировано на деятельностный аспект досуга. По мнению Л. Затуливетер, организованный досуг, введенный в контекст деятельности, является равноправным видом воспитывающей и развивающей деятельности.

Р. Вандяк, А. Деркач, Г. Евтеева, В. Зазыкин, М. Лафкан, И. Саркисова и др. выделили ряд характеристик разных видов досуговой деятельности:

1. По назначению: смена одной деятельности другой; предпосылка к празднично-обрядовому и свободному гражданскому общению, к игре, развитию; предпосылка к нерегламентированному труду в рабочее время;

- сфера решения социальных вопросов; универсальная форма сфер потребления и маркетинга; сфера менеджмента; компенсация одностороннего развития; область систематического освоения прогрессивных видов деятельности; занятия, удовлетворяющие духовные и физические потребности; антикультурный вид, предполагающий пограничные, деструктивные занятия.

2. По функциям: общественно регулируемая; личностно-регулируемая.

3. По аспектам: педагогический (интегрирует процессы воспитания, образования, развития, социализации); социально-психологический (степень интенсивности общения в социуме, синтез досуга, свободного и рабочего времени, формирование социального типа личности: активная жизненная позиция, гражданственность и гуманизм); культурологический (степень адаптации к ценностям культуры); экономический (процесс потребления материальных и духовных благ); управленческий (менеджмент)- как процесс поиска инновационных форм и методов работы в сфере досуга и свободного времени; акмеологический.

4. По видам и формам деятельности: культурно-духовная, досугово - коммерческая, художественно - творческая, учебно - образовательная, благотворительная, производственно - творческая, физкультурно - оздоровительная, неформальная, субкультурная.

5. По способу организации: индивидуально-групповые, коллективные, общностные [1].

В современном социуме досуг вошел в некоторое противоречие с духовно-нравственными ценностями общества. Потеря социальными институтами четкой ориентации в вопросах организации досуга детей и подростков привела к серьезной утрате воспитательно-педагогического воздействия в рассматриваемой сфере.

В силу того, что у ребенка не выработаны нравственные устои, относительно низкий уровень культуры, большое количество свободного времени и тот факт, что чаще всего он не умеет самостоятельно выбрать и организовать свою досуговую деятельность, он может попасть в социально неблагоприятную среду, что будет препятствовать его успешной социализации.

Досуговую деятельность можно условно разделить на деятельность, основанную на учебе и самообразовании в широком смысле слова и деятельность, предполагающую активность ребенка. К первой группе относятся формы индивидуального и коллективного освоения культуры: просмотр телевизора, посещение музеев, выставок, чтение книг и другое, ко второй - различные виды любительской и общественной деятельности: самостоятельные или организованные (в учреждениях, культурных и спортивных организациях) занятия и увлечения (хобби).

В процессе культурно-досуговой работы социального педагога формируется общая культура ребенка, развиваются его задатки и способности, проходит социализация, это направление является профилактическим. Важное место в структуре досуга занимает общение с другими людьми (семейный досуг, дружеские встречи в домашних условиях, на природе, а также в местах массового отдыха). Необходимым условием психического, физического и духовного развития ребенка является совместная деятельность детей и взрослых.

Работа социального педагога - организатора культурно-досуговой деятельности имеет некоторую специфику. Если в школе, например, соревнование неприемлемо, то в социально-педагогической работе этот метод - один из основных. Оценка результатов ребенка, признание его способностей является стимулом дальнейшей деятельности. Поощрение чаще всего бывает публичным и эмоционально ярким. В культурно - досуговой деятельности используется механизм лидерства, с помощью которого социальный педагог добивается единства группы. Основным средством предупреждения эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения является понимание, сочувствие педагога, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей, но воздействие педагога скрыто от ребенка, хотя тот находится под постоянным наблюдением.

Наиболее распространено следующее деление форм организации досуга: индивидуальные, объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка номеров художественной самодеятельности, иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагогов выявление индивидуальных особенностей детей путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

К объединяющим формам работы относится посещение молодежных клубов. Клубы действуют на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Клуб - сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием. Он является - школой учебы воспитания и общения. В клуб приходят люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Каждый из членов этого объединения стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению знаний, взаимовоспитанию. Интерес к занятию превращается в интерес к людям.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации детей. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива. Любая форма организации досуга должна быть наполнена полезным содержанием.

Формы досуговых объединений могут быть разные: кружки, студии, любительские и благотворительные объединения, инициативные клубы и тому подобное. Особенностью досуговых объединений является демократическая обстановка в них. Элементами этой обстановки являются групповые традиции, общественное мнение. В коллективной и групповой досуговой деятельности восстанавливаются нарушенные социальные отношения. Дети в этой ситуации находятся в определенных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответственности. Совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, эмоциональную идентификацию, что позволяет реализовать воспитательный потенциал группы. Социальный педагог задает нормы поведения, требования, демонстрирует образцы, на которые нужно ориентироваться ребенку. Многие эти образцы для детей из группы риска чужды, следовательно, одна из важных задач педагога - принятие и закрепление в сознании детей социальных норм поведения. Если предрасположенность к девиантному поведению берет источники в учебной деятельности, то включение детей в совместную игровую деятельность помогает сгладить последствия негативных воздействий на психику ребенка.

При проведении социальным педагогом досуговой работы по месту жительства (например, клубная работа) возможно решение следующих проблем: помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком; помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально - педагогического мероприятия, акций по месту жительства; изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка; индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей; выявление запросов и потребностей детей, пропаганда и разъяснение прав ребенка; решение практических вопросов обеспечения воспитательной деятельности вне учебного процесса; проведение летних профильных смен по месту жительства на базе клубов, школ, учреждений дополнительного образования центров социальной помощи семье и детям "Семья".

Одним из направлений досуговой деятельности социального педагога является организация семейного досуга. Благодаря ему, реализуются следующие задачи: члены семьи в новых ситуациях лучше узнают друг друга, развиваются эстетические чувств, духовный мир взрослых членов семьи, так и детей, дети приобретают новый опыт общения и эмоциональную поддержку, осваивают новые виды деятельности а также жизненно необходимые навыки и умения. В ходе семейного туризма, например, дети закаливаются и у них формируется отношение к собственному здоровью как жизненной абсолютной ценности.

М.Д. Горячев в своем исследовании отмечает, что ряд видов социально - педагогической деятельности в области организации свободного времени за рубежом относится к сфере социально - культурной анимации (англ. animation - оживление). Он обращается к мнению Г. Амман о том, что понятия "аниматор" и "организатор свободного времени" (досуга) не являются синонимами. "Понятие "анимация" определяется как сознательная деятельность, направленная на развитие и изменение социального общения людей, общественных структур и совершенствование условий для действий отдельных индивидов и социальных групп в целях более полной реализации потенциала разносторонних человеческих возможностей. Она включает всю проблематику свободного времени, а также проблемы молодежного движения, направленного на создание молодежных центров" [6, 11].

Поле деятельности аниматоров весьма обширно. Условно в нем можно выделить четыре сферы: социально - экономическая (например, города), открытые для населения объединения в жилых кварталах (общественные, воспитательные и культурные центры, муниципальные отделы по делам молодежи, семейные ассоциации и др.); специальные объединения для отдельных категорий населения (молодежи, детские дома, общественные клубы и т.п.); организация туризма и отдыха.

Педагогическая анимация активно развивается в культурно досуговых центрах для детей и подростков. По мнению М.В. Шакуровой, вне зависимости от типа учреждения культуры в его структуре может действовать служба социально - педагогической анимации и досуга, деятельность которой строится по следующим направлениям:

- участие в развитии социально-культурной среды, объединение и координация деятельности внешкольных, культурно-просветительских и других учреждений для решения задач комплексной организации свободного времени жителей данной территории, выяснение и обеспечение их культурных запросов;

- организация различных форм семейного отдыха, занятия культурой и спортом;

- возрождение народных традиций и культуры;

- организация совместного отдыха родителей и детей;

- обустройство среды жизнедеятельности жителей территории в соответствии с их социально-культурными запросами и потребностями.

Если говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы, то в работе социального педагога должны учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое досуг?

2. Какие характеристики досуговой деятельности вы можете назвать?

3. В чем специфика досуговой деятельности?

4. Определите социально - педагогические средства досуговой деятельности.

5. Какие социально - педагогические проблемы можно пешить в ходе досуговой деятельности?

 

Список литературы по теме

 

1. Азарова, Р.Н. Досуг современной молодежи/ Р.Н. Азарова // Внешкольник. - 2003. - №10. - С. 19 - 21.

2. Борытко, Н.М. Досуг и пространство воспитания/ Н.М. Борытко// Внешкольник. - 2002. - №3 - С. 19 - 20.

3. Бочарова, Н.И. Организация досуга детей в семье / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 208 с.

4. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга/ А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - М.: Московский психолого - социальный институт, 1998. - 240 с.

5. Горячев, М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом/ М.Д. Горячев. - Самара: Издательство "Самарский университет", 1998. - С. 132 с.

6. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И. Даль. - М.: ООО " Издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ", 2001. - 992 с.

7. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений/ Под. редакцией О.Г. Лебедева. - М.: Гуманитарный центр АДОС, 2003. - 256 с.

8. Психолого - педагогический словарь/Сост. Рапацевич Е.С. - Минск: "Совр. слово", 2006. - С. 905.

9. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений/ И.И. Фишман. - М.: Академия, 2001. - 160с.

10. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /М.В. Шакурова. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - С. 220 - 230.

 

 

Список литературы

 

1. Азаров, Ю.Р. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы/ Ю.Р. Азаров. – М.: АО "Аргументы и факты", 1993. - 605 с.

2. Азарова, Р.Н. Досуг современной молодежи/Р.Н. Азарова // Внешкольник. - 2003. - №10. - С. 19 - 21.

3. Аксенова, А.И. Социальная педагогика в специальном образовании/А.И. Аксенова - М.: Academia, 2001. - 192 c.

4. Алексеева, Л.С. Документирование в социальной работе/ Л.С. Алексеева// Теория и практика социальной работы. - 1997.

5. Алмазов, Б.Н. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; под. ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192с.

6. Антонов, А.И. Социология семьи/А.И. Антонов, В.М. медков - М,: Изд-во МГУ, 1996. - 302 с.

7. Баграева, Е. Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация/ Е.Г. Баграева. - М., 2001. - С. 98.

8. Байер, К. Здоровый образ жизни/К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 1997. - 368 с. - 201 с.

9. Башкатова, О. Мы выбираем здоровье: организация летней занятости, отдыха и оздоровления детей и подростков девиантного поведения/ Ольга Башкатова // Народное образование. - 2005. - № 3. - С. 225-227.

10. Башкатова, О. Мы выбираем здоровье: организация летней занятости, отдыха и оздоровления детей и подростков девиантного поведения/ О. Башкатова // Народное образование. - 2005. - № 3. - С. 225-227.

11. Беличева, С. А. Социально-психологическое обследование и поддержка семей группы риска/ Беличева С. А. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - № 2. - С. 21-32.

12. Борытко, Н.М. Досуг и пространство воспитания/ Н.М. Ьорятко// Внешкольник. - №6. - С. 19 - 20.

13. Бочарова, Н.И. Организация досуга детей в семье / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 208 с.

14. Бурлакова, А.В. Половое воспитание как основа здоровой семьи/А.В. Бурлакова //Традиции и инновации в социальной педагогике: Материалы научно - практической конференции/Отв. за вып. М.Д. Горячев. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - С. 16-17.

15. Бухаров, А. Наихудшие формы детского труда в России: как их искоренить/ А. Бухаров // Народное образование. - 2003. - №10. - С.19-30.

16. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи/ М.И. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

17. Варга, Д. Дела семейные/ Д. Варга. - М.: Педагогика, 1986. - 157 с.

18. Варга, Д. Радости родительских забот/ Д. Варга. – М.: Прогресс, 1983. - 199 с.

19. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога/ Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2002. – 160с.

20. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов и колледжей/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова - М.:Academia, 1999. - 440с.

21. Верейкина, О.В. Взаимодействие школы и религиозных организаций по формированию у старшеклассников здорового образа жизни/ О.В. Верейкина//Традиции и инновации в социальной педагогике: Материалы научно - практической конференции/Отв. за вып. М.Д. Горячев. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - С. 19-22.

22. Ветошкин, С.А. Проблемы теории и практики пенитенциарной педагогики/ С.А. Ветошкин//Педагогика. - №4. - 2003. - С. 36-41.

23. Вознюк, А.М. Психология становления и развития приемной семьи/ А.М. Вознюк, Н.И. Мельченко, Е.М, Савицкая. - Самара: Изд-во СГПУ (факультет психологии), 2005. - 124с.

24. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга/ А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - М.: Московский психолого - социальный институт, 1998. - 240 с.

25. Воронова, Е. Социальная работа с уличными детьми /Е. Воронова// Социальная работа. - 2003. - №4. - С.44-48.

26. Воронова, Е. Социальная работа с уличными детьми/ Е. Воронова, В. Келасьев, Г. Курганова // Социальная педагогика. - 2004. - N 3. - С. 91-96.

27. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш./ З. Марова, З. Матейчик, С. Радванова/ Под ред. Н.М. Ершовой. – М.: Прогресс, 1987. - 206 с.

28. Воспитание трудного подростка: Дети с девиантным поведением; Учебно-методическое пособие/ под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 159с.

29. Гиппенрейтер, Ю.В. Общаться с ребенком. Как?/ Ю.В. Гиппенрейтер. – М.: МАСС - МЕДИА, 1995. - 240 с.

30. Горячев, М.Д. Организация социально-педагогической деятельности в школе/ М.Д. Горячев, Т.А. Фокина. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2005. - 132с.

31. Горячев, М.Д. Педагогическая профилактика злоупотребления ребенком. Учебное пособие/ М.Д. Горячев, Е.В. Мжельская. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003. - 112с.

32. Горячев, М.Д. Социальная опека над ребенком/М.Д. Горячев/ Вступ. Ст. Н.М. Магомедова/ Ст. С. Щлетте. Г. Хаген, Г. Майера. Пер. с англ. М.Д. Горячева. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 1998. - 152с.

33. Горячев, М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом/ М.Д. Горячев. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 1998. 132с.

34. Грачев, Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов/ Л.К. Грачев. - М.: НИИ семьи, 1999.

35. Гуляева И.Л.Теоретические аспекты девиантного поведения современных подростков/ И.Л. Гуляева, Л.Н. Воробьева// Социально-педагогические аспекты работы с дезадаптированными подростками: материалы научного семинара. - Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2004.

36. Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика: пособие для педагогов/ М.П. Гурьянова. - Минск: Амалфея, 2000.

37. Гуслякова Л.Г. Сборник задач и упражнений по социальной работе/ Л.Г. Гуслякова, В.А. Кувшинникова, Л.К. Синцова. - М.: Наука, 1994. - 109 с.

38. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И. Даль. - М.: ООО " Издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ", 2001. - 992 с.

39. Дементьева, И.Ф. Развод и дети/И.Ф. Дементьева – М.: Гос. научно - исследов. ин - т семьи и воспитания, 2000. - 47 с.

40. Демушкина, О.П. Социальная работа/ О.П. Демушкина. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - С. 247 - 266.

41. Дерябкина, Н.Ф. Системный подход в работе с молодой семьей как социальная технология/ Н.Ф. Дерябкина//Традиции и инновации в социальной педагогике: Материалы научно - практической конференции/Отв. за вып. М.Д. Горячев. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - С. 38-40.

42. Джайнотт, Х.Дж. Родители и дети/ Х.Дж. Джайнотт. - М.: ПИА МП "Арбат", 1992. - 95 с.

43. Джимбалво, К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие/ К. Джимбалво // Перевод с англ, составление и редакция Е.Н. Волкова. - Нижний Новгород: Изд-во НГУ, 1995.

44. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспекты лекций/ Н.Ф. Дивицына. - Ростов - н/Д: "Феникс", 2005. - 288с.

45. Дикарева, А.А. Социология труда/ А.А. Дикарева, М.И. Мирская - М.: Высшая школа, 1989. – 303 с..

46. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений/ Под. редакцией О.Г. Лебедева. - М.: Гуманитарный центр АДОС, 2003. - 256 с.

47. Дружинин, В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин.- 3 - е изд. - СПб.:Питер, 2008. - 176 с.

48. Дудченко, В.С. Основы инновационной методологии: учеб. - метод. пособие/ В.С. Дудченко. - М.: На Воробьевых, 1996. - 68 с.

49. Дятченко, Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами/ Л.Я. Дятченко. - М., 1993.- С.112.

50. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии/ С.М. Емельянов. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2001 - 400 с.

51. Жедунова, Л.Г. Социально-психологические установки и барьеры населения Ярославской области к участию в семейных формах устройства детей-сирот/ Л.Г. Жедунова, О.Н. Посысоев. - Ярославль: Центр "Ресурс", 2005. - 72с.

52. Железнова, А.К. Реабилитация неблагополучной семьи методом социального патронажа/ А.К. Железнова// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - № 4. - С. 28-39.

53. Зайцев, Г.К. Школьная валеология/Г.К. Зайцев. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2001. - 157 с.

54. Зайцев. Г.К. Твое здоровье. Укрепление организма/ Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2000. - 111 с.

55. Закатова, Социальная педагогика в школе/ Закатова. – М., 1996.

56. Зауторова, Э.В. Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков/ Э.В. Зауторова// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №1. - 2005. - С.56 - 61.

57. Захарова, Л. Ободряющее слово/ Л. Захарова // Воспитание школьников. - 2003. - №4. - С.50-55.

58. Звягина, О.М. К вопросу о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей/О.М. Звягина //Традиции и инновации в социальной педагогике: Материалы научно - практической конференции/Отв. за вып. М.Д. Горячев. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - С. 62-65.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.