Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бенедикт Спиноза




Нидерландский мыслитель Б. Спиноза (1632-1677) родился в Амстердаме. Он относится к числу философов-страдальцев. Если бы в философии ставили памятники святым мыслителям, то Бенедикту Спинозе надо было бы воздвигнуть такой монумент одному из первых. Бенедикт родился в купеческой семье, принадлежавшей к еврейской общине. Занимаясь после смерти отца его делами, молодой человек одновременно завязывал научные и дружеские связи вне еврейской общины родного города, особенно среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Страна недавно пережила революцию, достигнув минимума буржуазных свобод. Но Спиноза опередил свое время, поэтому его выступления как против иудаизма, так и против католицизма были восприняты в штыки. Спинозу отлучила иудейская община, проклял Папа Римский (некоторое время философ даже не имел работы, источником существования была шлифовка стекол для очков. Этим же объясняется ранняя смерть от силикоза, вызванного систематическим вдыханием пыли).

Имя великого голландца вызывало у одних страх, у других - ненависть. Обозначение "спинозист" грозило большими неприятностями. Об этом можно судить по тому, что Г.Лейбниц, посещавший мыслителя в молодости, в последующем оправдывался тем, что ездил к изгою не философствовать, а лишь заказывать у него очки. Поэтому в духовном собрате немецкий мыслитель отмечал не философа, а всего лишь ремесленника. Опасаясь систематической травли, Спиноза в начале жил в деревне, затем в предместье Гааги. Ночами он писал свои сочинения.

Влияние на учение выдающегося голландца оказали виднейшие еврейские мыслители (Маймунит и особенно представитель еврейского вольномыслия У. Акоста), крупнейшие умы начала и середины XVII в. (в том числе последователь Ванини, наставник юноши в латинском языке Вам ден Энген), философия Декарта и схоластика.

Основной философский труд Спинозы - "Этика" написана математическим языком (так сложилось в истории философии, что деятельность как основная характеристика человека не была признана теоретиками, и все отношения преобразователя природы исчерпывались этическим пониманием. Эти отношения трактовались как определяющие характеристики человека.).

Спиноза предпринял, возможно, единственную попытку написать философскую работу математическим языком (с помощью теорем, доказательств, схолий, короллариев). Он изрекает, пишет Гегель, подобно оракулу, аксиомы и дефиниции, которые не оправданы им. Хотя сама постановка задачи изложить формализованным математическим аппаратом не терпящую формализации философскую мысль обречена на неудачу, гениальность мыслителя позволила ему кое-чего достичь. Правда, наиболее интересные места - как раз те, где сквозь формализованность изложения звучит творческая мысль (в тексте эти отступления называются схолиями и короллариями).

Спиноза задается вопросом, на каком основании мы считаем, что протяженное и мыслительное составляют две субстанции. Он предлагает обратить внимание на следующее. Тождество протяженного и мыслительного состоит в характере их взаимодействия. Вступая во взаимоотношения, мысль и протяженность вырабатывают нечто третье – такую взаимосвязь, в которой как мысль, так и протяженность отождествляются: исходным определением субстанции оказалось взаимодействие. Отождествление происходит в процессе их взаимоотношения. Спиноза показывает, что существуют не две, а одна субстанция. «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя».1 Субстанция ни от чего не зависит, а от нее зависит все.

Будучи сама беспричинной, она есть причина всего прочего, чистое бытие, изначальная активность. Субстанция есть бытие в вещах, то, что составляет в них реальность, что поддерживает и производит их. Она - причина своих собственных действий. В качестве таковой она определяется собой же. «Под причиною самого себя я разумею то, сущность чего заключает в себе существование,... то, чья природа может быть представлена не иначе, как существующею».2

Под причиной самого себя Спиноза понимает Бога (природу).

Субстанция вечна, бесконечна, неделима и не состоит из частей. Она не только существует через себя, представляет сама себя, но и мыслит через себя. Исходным определением мира у Спинозы выступает его самоопределение. Самоопределяющееся в философии Нового времени - это естественность мира, то есть факт существования не анализируется.

В философии Спинозы впервые субстанция была сформулирована не как подкладка под вещи, а как причина самой себя. В спинозовском положении («субстанция есть причина самой себя») прекрасно выражено взаимодействие (Ф. Энгельс).

«Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность».3 Атрибут есть логическая характеристика субстанции, отражающая ее реальные свойства. Атрибут - не исходная характеристика бытия. Следовательно, мышление - не исходное его определение. Субстанция обладает несколькими атрибутами, без которых она не может мыслиться. Человеческий дух создает из бесчисленных свойств только те, которые он находит в самом себе: мышление и протяжение. Под протяжением имеется в виду предельно логически определенный объект, а под мышлением само логическое определение.

Бог имеет бесконечное число атрибутов, а человек знает только два - протяжение и мышление. Бог для человека фактически не отличается от природы. Само это единство не является сверхъестественным.

Реальная характеристика субстанции выявляется при рассмотрении ее в модусах. Под модусом Спиноза понимает состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое. Модусы могут существовать и не существовать. Их количество у субстанции не ограничено, у любого предмета имеется строго определенное число модусов.

Конечные вещи суть модусы бесконечной субстанции, простые положения, изменчивые состояния Бога, возникающие и исчезающие подобно волнам на поверхности воды. Сами по себе они совершенно ничто, так как вне Бога ничего не существует. Отдельные существа не имеют никакой самостоятельности. Модусы во всей их совокупности подлежат необходимости, не знающей исключений, и бесконечной связи действующих причин.

Бесконечная субстанция относится к отдельным конечным существам не только как независимое к зависимому, производящее к произведенному, единое ко многому, целое к частям, но и как общее к частному.

Вещи существуют вне себя, в Боге, и понимаются только в Боге. Они суть видоизменения атрибутов Бога и должны в качестве таковых рассматриваться. Бог есть внутренняя сущность вещей, их причина. Вещи «не выпадают» из Бога, но остаются в нем. Они следуют из необходимой природы Бога так же, как из природы треугольника следует, что сумма его углов равняется двум прямым. В том-то и состоит специфика вещей, что существуют они в субстанции, в Боге.

Поскольку в XVII в. движение трактовалось механистически - как перемещение (еще нет понятия истории как развития, становления), Спиноза не мог обосновать тезис о том, как в каждом конкретном случае из всеобщего, из субстанции появляется особенное и единичное, как из процесса деятельности (всеобщего) возникает данный предмет? Отвечая на этот вопрос, надо показать, как его делают, рассмотреть предмет в истории, понять движение как возникновение нового из предпосылок. А это значит, что необходимо не только владеть всеобщим (навыки деятельности и понимание смысла действий), но суметь получить особенное и единичное. Спиноза, знавший лишь движение как перемещение, не смог решить задачу возникновения единичного из всеобщего (субстанции): «Мы чувствуем потребность, чтобы нам показали, откуда взялись эти мысли, чем они обосновываются и подтверждаются».

Исходя из отношения между телом и духом, философ формулирует новое положение: «Человеческое мышление нельзя рассматривать как следствие тела». Тело и душа не находятся в отношении причины и действия, мозг не продуцирует идеи. Мышление не является его продуктом. Неверно также понимать мышление как отражение. Совпадение связи идей со связью вещей означает для него не результат действия мозга, а процесс совпадения логики мышления с логикой бытия. Только это совпадение философ принимает как исходный принцип устройства мира, как заданный объективный порядок. Это совпадение, по мнению Спинозы, не выступает (и не может выступить) как процесс деятельности человека в историческом плане.

Идеи представляют собой орудие человека в овладении действительностью. Порядок идей тот же, что и порядок вещей. Логика самой концепции приводит мыслителя к уподоблению умственных орудий материальным.

Как человек вырабатывает метод понимания, то есть систему орудий?

Люди сумели путем природных орудий сделать простые, а затем все более сложные. Так и природный разум создает себе своей силой умственные орудия, которые являются источником других, более совершенных умственных орудий. Человек строит свою новую мысль из старых так же, как из старого орудия создает новое. Мысль - не функция тела, в ней лишь фиксируется способ функционирования тела, его роль в человеческом бытии. Здесь в формулах, специфических для XVII в., проработана идея самодеятельности человеческого труда. Напрашивается вопрос: проблема человеческого мышления – это проблема человеческой истории? Спиноза, подойдя близко к этой мысли, такой формулировки не дает. Для изложения диалектики исторического процесса голландскому ученому не хватает констатации положения, что каждая эпоха характеризуется отношением субъекта к объекту и, следовательно, заданность исторического процесса относительна, а не абсолютна.

Спиноза показывает, что понятие не имеет пространственных определений. Понятие круга - это способ его построения. Следовательно, мысль, - не особая субстанция, это способ действия с объектом, способ его построения (функционирования), форма, в которой человек воспроизводит взаимоопределения природных объектов. Всеобщее - формула построения объекта, форма взаимоопределения протяженности и мышления. Оно не характеризует природу самого объекта. Всеобщее выступает как характеристика взаимоопределения различных тел, а во взаимодействии человека и природы оно предстает как частичка взаимодействия вообще. Перенеся центр тяжести с компонентов (мышление и протяженность) на характер отношения между ними, Спиноза выделил эти отношения как ведущие, главные. Учением об отношении великий голландец снимает психофизиологическую проблему (важно не то, как тело «продуцирует» мысль, как думал Декарт и его последователи. У Спинозы сама мысль понята как следствие отношения между мыслящим субъектом и тем телом, о котором он мыслил. Нет отношения – отсутствуют и мысли).

В учении Спинозы всеобщее предстало не как тело и не как функция тела. Оно выражает общую природу отношения человека, его тела к другим телам, его взаимодействия с другими такими же телами. Так, во всеобщем вскрывается собственная природа объекта, обнаруженная в этом взаимодействии. И протяжение и мышление не являются самостоятельными, они не могут быть субстанциями. Протяжение и мышление есть определение самого Бога - единой субстанции. В Боге Спиноза подошел к мысли о роли надындивидуальных образований человеческого бытия (общества), о логике этого бытия.

Отождествив Бога с природой, голландский мыслитель смог практически впервые в истории философии истолковать всеобщее не как предпосылку в определении конечно-единичного, а как результат взаимодействия двух атрибутов - мышления и протяженности. Спиноза считает, что познание возможно благодаря единству души и тела. У философа нет места декартовскому сомнению. Само понятие разума как нечто противоположного телу устраняется, а мысль о мысли - это выяснение природы последней, самопознание. У Спинозы, возможно, впервые логическая интерпретация приближается к генетической.

Как человек получает знания? Спиноза называет несколько источников знания: понаслышке; из беспорядочного опыта (обыденной жизни); из заключения по другой вещи; через сущность самой вещи (интуитивный метод).

Опыт помогает познать несущественные свойства, но сущность постигается интеллектом. В опыте человек имеет дело с единичными объектами, с дискретным, которое не может быть источником всеобщего. Спиноза отрицает не только врожденные идеи, но он врожденную предрасположенность человека к познанию.

У Спинозы философская проблематика впервые в механистической философии Нового времени вычленяется по отношению к проблематике физической (у Галилея и Декарта протяженность выражается через физические понятия). В его философии определение сущности становится содержательно логическим.

В чем же механистичность учения великого голландца? Под атрибутом протяжения он имеет в виду механику, а под движением - перемещение. Вследствие этого природа как содержательная бесконечность дана сразу, без истории. В этом Спиноза - сын своего века.

Идея развития выпадает из философии Спинозы, поэтому движение он не рассматривает как атрибут, проблема содержательной характеристики мира в современной философии - это проблема развития, истории, генезиса.

Спинозовское учение об отношении опередило эпоху на полторы - две сотни лет. Оно выходит за пределы механистической концепции, господствовавшей в XVII и XVIII вв. Гениальность всегда опережает эпоху. Спиноза вновь был открыт Шеллингом и Гегелем, а его учение об отношении заимствовали Гегель и Маркс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.