Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Джордж Беркли




Д. Беркли (1685-1753) - английский философ, представитель субъективного идеализма родился в Ирландии. Центральной проблемой в философии мыслителя является проблема динамики. Он логически проработал трудности локковского учения, связанные с определением объекта как телесной субстанции, с ее динамическим определением. Идеи, которые составляют материал, заполняющий познающую душу, являются формами, в которых представлено существование объектов; последние как-то действуют. Понятие существования определяется понятием действия. Можно предположить, что идеи есть результат вещей, а вещи - частичный случай действующей субстанции, которая, по определению, не есть тело, так как понятие тела или материи означает понятие пассивности. Если мы не можем признать наши идеи результатом действия тел, то единственное, что мы можем сказать об опыте как о причине существования идей, - это то, что этот опыт определяется активностью нашей души. Сила нашего ощущения стимулируется не извне, а изнутри.

Ощущение есть своеобразный ответ души на возбуждение, идущее от внешнего мира. Беркли указал на связь зрительных и осязательных ощущений. Выделяя минимум видимости, он предвосхитил понятие порога ощущения. Между ощущением и качествами предметов, о которых ощущения свидетельствуют, есть постоянство отношений, благодаря чему ощущения предстают как условные знаки качеств. Но Беркли не мог не видеть и того, что ощущения - лишь единичные сигналы человеку, исходящие извне или изнутри. Они не являются знанием до тех пор, пока не осмыслены, не определены всеобщими характеристиками. Знание начинается тогда, когда сигнал (данные ощущений) осознан, определен целостно. Кроме того, уже на уровне реакции на воздействие, а также на начальных этапах осмысливания сигнала возникают ошибки. Природа их кроется в несовершенстве органов чувств. Например, зрение иногда искажает действительность. Ложка в стакане чая кажется изогнутой, а железнодорожные пути - в дальнейшей перспективе сходящимися, что, как известно, не соответствует действительности. Цвет облака во время заката солнца воспринимается как красноватый и золотистый, но, когда рассматривают это облако вблизи, таких оттенков нет. В заблуждение нас может вводить и чувство осязания. Если одна рука была в горячей воде, а другая - в холодной, и после этого их опустить в теплую воду, то в первой конечности почувствуется холод, а во второй - тепло. Но вода одновременно не может быть теплой и холодной.

Подчеркнув связь между видимой величиной предмета и расстоянием до него, Беркли отмечает, что зрительные ощущения могут искажать не только его физические свойства, но и, казалось бы, объективные пространственные характеристики. Человеку, рожденному слепым и впервые прозревшему, видимые объекты не кажутся отдаленными, хотя все остальные люди в этом не сомневаются. Нет смысла упоминать о вещах и событиях во сне. Все они имеют психическую природу, а иногда просто не соотносимы с действительностью. Являются психическими и вкусовые ощущения. Они сопровождаются более или менее ясным чувством удовольствия или неудовольствия. Сладкое на вкус кажется приятным, а горькое - неприятным. Таким образом, тот мир, который мы осмысливаем, дан нам как ощущаемый мир. Если вещь воспринимается нами через ощущения, то первичные качества тоже даны через ощущения. Беркли подчеркивает, что мы воспринимаем не материальные вещи, а только цвета, звуки. Чувственные характеристики, включая первичные качества, являются психическими или существующими в уме. Это - субъективные состояния души. Вещи – это комплексы ощущений. Если ощущения нуждаются в субстанциальном носителе, то это не есть какая-нибудь внешняя вещь, а душа, воспринимающая их. Центральное положение философии Беркли состоит в полном отождествлении свойств внешних предметов с ощущениями этих свойств человеком.

Отбросив различие первичных и вторичных качеств, Беркли прорабатывает до конца проблему чувственного отношения субъекта к объекту. Если последний дан первому своими непосредственно-чувственными качествами, то существовать - значит, "быть данным в опыте''. Поскольку сам опыт есть чувственная данность, то существовать - значит, быть воспринимаемым. Определением существования обладают только ощущения. Так, из материализма локковского суждения ("Нет ничего в разуме, чего бы не было в ощущениях") следуют практически прямо противоположные выводы ("Раз в разуме нет ничего, кроме данных ощущений, то, следовательно, мы знаем не мир, а собственные ощущения").

Мы не способны постигать окружающий мир и поэтому для нас он не существует. Мы можем лишь анализировать собственные ощущения. Беркли порывает связи с миром, вопиет против абсолютного пространства Ньютона и "закрывается в крепости" субъективного идеализма.

Но здесь возникает проблема всеобщего. Философ считает, что общие понятия невозможны, ибо они были бы обязаны одновременно содержать в себе все конкретные признаки входящих в них частных понятий, а эти признаки зачастую совершенно не совместимы друг с другом. В мыслительной культуре эмпиризма общее трактуется как обобщенное, чувственно схожее, а не как функция (роль) данного предмета в бытии людей. Для выведения последней необходимо признать роль разума, а это противоречит сути эмпиризма. У Беркли объекты в опыте даны как ощущения, но понятие бытия - это восприятие.

Восприятие (тем более ощущение) - это восприятие единичных тел. Как же определить всеобщее? Беркли рассматривает его как комбинацию простых идей. Активность души - единичная форма активности, которая воплощена в понятии Бога. В результате Бог оказывается критерием вещей и конкретных душ, источником их существования. Это построение значимо постольку, поскольку в пределах эмпиризма соотношение субъекта и объекта не определяется. И эта проблема в условиях абсолютизации чувственности формулируется как проблема существования. Беркли считает, что геометрические и механические характеристики тел получены в восприятиях благодаря контрастности в структуре цветов, звуков и ощущений осязания, в действительности без таковых они совсем не существуют. Эти характеристики целиком и полностью есть плод субъективной деятельности сознания. Ирландский эмпирик субъективистски истолковал вторичные качества, а вслед за ними - и первичные качества, объявив последние производными от первых.

Весь чувственный опыт людей, утверждает философ, по своему содержанию полностью, абсолютно субъективен. Каждый индивид творит свой мир, который является продуктом индивидуального мышления. Принцип, по которому человек продуцирует внешний мир, - это произвол: существую только я, ощущающий себя, и ничто другое не существует. Любой философ, и ирландец в этом не исключение, боится обвинений в солипсизме (от соло - один, ипсе - существование). Чтобы не быть заподозренным в столь страшном проступке, он, рассуждавший до сих пор строго логически, нарушает законы логики.

Субъективно-идеалистические выводы философ исправляет с помощью объективного идеализма. Его любимый пример: «Стол в соседней комнате существует? Да, - отвечает мыслитель, - потому, что он воспринимается Богом». Хотя Беркли этот стол не воспринимает, но его существование не отрицает, он пытается спасти свою доктрину с помощью Бога.

В этой философии остаются совершенно прежними обыденная чувственная картина Вселенной и раздробленность действительности, равно как и система мыслей и лишенных понятия суждений: Беркли не делает различия между чувственным и всеобщим, не рассматривает вопрос, имеется ли необходимая связь в трактуемых им ощущениях. Его учение проясняет нам аргументы, лежащие в основе неопозитивистского подхода к абстракциям. Многие направления современной западной философии исторически восходят к берклианству. Но тупики его системы учат нас, как не надо мыслить, точнее, как надо подходить к выбору предпосылок в мышлении. Ход рассуждения здесь строго логичен и заслуживает уважения. Философия Беркли показала, что всякое приписывание субстанции силы, в опыте не представленной, приводит к идеализму.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.