Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мартин Хайдеггер




Мартин Хайдеггер (1889 - 1976) - немецкий мыслитель, сыгравший решающую роль в становлении и развитии экзистенциализма. Он создаёт философию вопрошания, касающуюся различных способов бытия. Его главное стремление - это погрузиться в конкретное переживание бытия, предшествующее любому объяснению и обобщению в понятиях. Философа глубоко волнует вопрос о сущности человека, смысле его существования. Он описывает заброшенность человека, относящегося озабоченно ко всему миру и самому себе с тревогой. Человек - это конечное, греховное создание, чьё бытие есть «бытие для смерти», то есть временно-конечное бытие. На всём его существовании лежит печать страха, и только пограничные ситуации помогают человеку постичь существование в его подлинности.

В 1927 г. в Германии вышла в свет работа М.Хайдеггера «Бытие и время», в которой воплощается концепция личности экзистенциализма. Последующие произведения философа: «Кант и проблема метафизики» (1929), «Что такое метафизика» (1930), «Европейский нигилизм» (1967), «Путь к языку» (1953), «Учение Платона об истине» (1942), «О существе истины» (1936), «Ницше» (1961), «Что такое философия?» (1956), «Письмо о гуманизме» (1943), «Неторные тропы» (1950) и др.

У Хайдеггера человек осознаётся в своей постоянной готовности к самопожертвованию, он не в состоянии жить вне целеполагающей идеи и своей жертвенности. В постоянной дилемме между жизнью и смертью человек видит свою бренность и постигает её, устремляясь к вечному, безусловному.

Но потеряв Бога, человек не утратил свою веру в трансцендентное, безусловное. Хайдеггер отвечает, что оно находится в нас самих, оно открывается в наших собственных действиях и поступках, а не в результате действия неумолимых и непреложных исторических законов или в приобщении к религиозной мифологии. Безусловное открывается человеку в процессе его экзистирования, существования, что означает прорыв в бессознательное, иррациональное, выходящее за рамки эмпирического пребывания. Прорыв в иррациональное достигается благодаря человеческим настроениям, которые мимолётны, преходящи, но вместе с тем обладают некой фундаментальностью и прочностью. Человек же хозяин своих настроений, но если ему удаётся ощутить то единое, что прорывается в бесконечном их потоке, он приходит к осознанию своей «фундаментальной настроенности». Он стремится выйти за пределы противоположности субъекта и объекта. Рационализм предшествующих философов, разделив мир, противопоставив объект субъекту, сузил всю действительность и человека в том числе, ограничившись только рамками научного исследования и практического манипулирования. Но обретая себя как экзистенцию, человек обретает и свободу. Его свобода не в том, что он формируется под влиянием природной или социальной необходимости, а в том, что он «выбирает» самого себя, формирует себя и образ своих действий. Итак, Хайдеггер связывает самосознание с экзистенцией. Структуру человеческого бытия мыслитель обозначает как «заботу». Оно проектирует само себя, может быть подлинным и неподлинным. Подлинное бытие предполагает осознание человеком своей конечности и свободы. Неподлинное бытие возникает тогда, когда «мир вещей» заслоняет от человека его конечность. Традиционное понимание человека базировалось на его истолковании по аналогии с вещами, когда он приходит в состояние отчуждения. В отчуждённом мире индивиды усреднены и взаимозаменяемы, каждый человек боится выделиться из толпы и хочет быть похожим на «другого». Возникает массовое общество, где нет места подлинной индивидуальности. Неподлинное существование - это существование безличное, оно скрывает от человека его бренность. В неподлинном мире человек бежит от самого себя, погружается в мир вещей, начинает существовать в виде «man», то есть в том безликом «некто», которое определяет обыденность человеческого существования. В этой сфере «обыденности» он выступает не как личность, а скорее как вещь среди вещей, т.е. объект деятельности, как некий «усреднённый» индивид. Хайдеггер считает, что таков отчуждённый, «неподлинный» способ бытия человека коренится в самой природе человека, поскольку он сам уходит в мир обыденности, чтобы уйти тем самым от самого себя. Подлинное бытие вообще трудно вынести человеку. Когда он выходит из мира «обыденности», он сам решает за себя, руководствуясь голосом совести, тогда ответственность, естественно, лежит на самом человеке. Но человек не выносит своей свободы и ответственности, он стремится избавиться от них бегством в «обыденность», «повседневность». Вырваться за пределы отчуждённого существования помогает человеку «экзистенциальный страх», понимаемый Хайдеггером прежде всего как страх смерти. Только перед лицом смерти человек может взглянуть в лицо безусловному, выйти за пределы конечности своего существования. «Фундаментальная онтология» Хайдеггера стремится найти обоснование свободы с помощью таких экзистенциалов, как ничто, смерть и страх.

В последующих произведениях Хайдеггер обращается к проблеме языка и герменевтики с целью найти путь «к истине языка». Анализом языка должна

заниматься герменевтика (греч. - толкование, истолкование), которая

«прислушивается» к тому, что «говорит» язык. Исследование языка протекает у Хайдеггера в тесной связи с анализом метафизики и имеет культурно-историческую направленность. Метафизика рассматривается философом как источник современной европейской культуры, «это особенное отношение к миру, нацеленное на сущее как таковое, в свою очередь поддерживается и направляется определённой свободно избранной установкой человеческой экзистенции».1 Метафизика осмысливает сущее и отыскивает истину, она лежит в основе эпохи и пронизывает все её явления. Поэтому метафизика - это не только философская концепция, это и способ отношения людей к природе и друг другу, это и основа научного и технического мышления, стиля жизни человека, рассматривающего всё в мире как средство для достижения своих сугубо практических целей. Хайдеггер даёт зарисовку современного индустриального общества с его массовой культурой и техническим видением мира, противопоставляя этому миру патриархальные формы общественного уклада. Современный человек «забыл бытие», но оно продолжает жить в сфере языка. «Язык есть дом бытия языка»2 и поэтому следует научиться прислушиваться к языку. Живя в этом доме бытия, человек экзистирует, оберегая истину. Он не господин сущего, а «пастух бытия». В современном мире язык становится средством передачи информации, он перестаёт быть источником культур, но продолжает жить в произведениях великих поэтов. Поэтому в последние годы своей жизни Хайдеггер обращается к анализу произведений наиболее почитаемых с его точки зрения поэтов. Поэзия и искусство - это «хранители бытия» и собеседники философии. «Бытие-в-мире» есть априорная, т.е. данная до всякого опыта структура бытия-сознания. Первоначально нет ни субъекта, ни объекта, а есть первичный феномен «бытие-в-мире», одним из моментов которого является «настроенность».

Неотделимым от человеческого бытия является не его пространственное «тут», а его временное «тут», т.е. его настроенность, которая сменяется во времени. С категорией «настроенность» связана категория понимания. Понять - значит увидеть возможность. Понимание в этом смысле составляет сущность экзистенции, её структуру. Из понимания необходимо вытекает истолкование, которое занимает очень важное место в системе Хайдеггера. Понимание и истолкование есть наиболее «изначальные» структуры того, что принято называть познанием. Хайдеггер исходит из того, что любой видимый предмет нами первоначально истолковывается, а уже потом мы пытаемся увидеть в нём наличное бытие. Истолкование - это метод исторического исследования, ибо последнее опирается на источники, которые так или иначе расшифровываются.

Хайдеггер как последователь феноменологии Гуссерля пользуется феноменологическим методом познания, которое понимается им как деятельность. Деятельность - это взаимодействие субъекта и объекта, где активной стороной является субъект. Свой феноменологический метод Хайдеггер иногда называет герменевтикой. Не разум есть в действительности основа человека, а экзистенция, поэтому объектом исследования философии должны стать априорные формы экзистенции, её бытийная структура. Итак, Хайдеггер исходит из субъекта, понятого иррационалистически. Ядром личности является творчество, которое составляет основу человеческой культуры. У позднего Хайдеггера мы находим также проблему религии и религиозности. Он считает, что метафизическая эпоха обезбожила мир. У философа

появляются мотивы романтической критики технического прогресса, тоски по природе, в которой Хайдеггер стремится найти убежище.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.