Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Альбер Камю




В центре философских исканий французского писателя и философа А.Камю (1913 - 1960) находятся проблемы абсурда и бунта. Сам мыслитель выделял 2 цикла своих произведений: теме абсурда посвящены философское эссе «Миф о Сизифе» (1941), повесть «Посторонний» и пьеса «Калигула»; теме бунта - эссе «Бунтующий человек» (1950), роман «Чума» и пьеса «Праведники». В 1957 г. он был удостоен Нобелевской премии по литературе, которая стала поводом написания «Шведских речей», нашедших широкий отклик во всём мире.

Экзистенциализм Камю основан на отчаянии, которое возникает при соприкосновении со всеми негативными сторонами человеческой жизни и вызвано осознанием величия личности, неспособной найти контакт с этим мерзким, но прекрасным миром.

Чувство абсурдности рождается из скуки, которая становится фундаментальным переживанием человека. Каждый прожитый день похож друг на друга, человек не в состоянии вырваться за пределы повседневной рутины. Поэтому индивид сталкивается с вопросом «А стоит ли вообще жизнь того, чтобы быть прожитой?» В поисках высшего смысла бытия, Камю задаётся вопросом о смысле человеческой жизни в ту пору, когда вера в религию умерла, а научные вопросы не имеют собственно человеческого смысла. Мы заброшены в этот мир, в эту историю, мы неизменно ощущаем фундаментальность своей сущности и конечности, а наука не способна постичь тайны человеческого существования, открыть смысл всего сущего и дать ответы именно на человеческие вопросы. Не даёт их и вся история философии, которая проповедует рационализм при отсутствии чувства.

Из абсурда вытекает и отрицание общечеловеческих этических норм, когда «всё дозволено». Единственной ценностью становится полнота переживаний и чёткость восприятия окружающего мира, ясное понимание его абсурдности и пустоты.

Констатация абсурдности мира может внушить мысль о необходимости добровольного ухода из этой жизни. Но самоубийство - не решение всех вопросов, а лишь бегство и примирение с абсурдом. Мыслитель может выбрать и другую форму самоубийства - философское самоубийство, но и оно не выход, поскольку на место ясности ставит иллюзии, принимая желаемое за действительное. И миру приписываются человеческие черты - разум, любовь, милосердие. Философские доктрины сопоставимы с религией, поскольку их основанием также является вера. Вся же бессмыслица приводит человека к примирению со своей судьбой. Христианство примиряет со страданием и болью, но всё это иллюзии, и существование Бога нельзя вывести из имеющейся у нас идеи о нём.

Абсурд нельзя уничтожить самоубийством, его следует изжить, для осуществления чего человек призван сделать свой собственный выбор. В «Мифе о Сизифе» Камю предлагает такой путь: человек должен нести бремя жизни, не смиряясь, абсурдный человек избирает бунт.

В эссе «Бунтующий человек» Камю анализирует историю идеи бунта против несправедливости человеческого удела. В процессе всего существования человечества люди убивали друг друга в войнах, революциях, при этом убийства оправдывались интересами нации, прогрессом человечества или требованиями государственной безопасности. ХХ век - это век создания мощных идеологий, которые подчиняют себе человека и внушают ему мысль о неотвратимости и оправданности происходящих массовых уничтожений людей. Злыми гениями Европы он называет Гегеля, Маркса и Ницше, он их объединяет в «немецкую идеологию», породившую своими выводами исторический бунт, когда бунтарь стал «человекобогом», унаследовав у отвергнутого ранее божества всё то, что он ранее ненавидел. «Человекобоги полностью освободились от человеческой морали и руководят восставшими рабами. История предстаёт уже не учительницей жизни, она делается идолом, обожествляется и ей нужны всё новые и новые поклонения и жертвы. Законы экономики топчут высшие человеческие ценности, они влекут человечество в рай земной, но одновременно уничтожают всех тех, кто им противится.

Человеческая природа не имеет ничего общего с божественной, поэтому нужно ограничиться тем, что даровано природой, а не изобретать богочеловечество. Безмерности «фаустовской души» Камю противопоставляет «аполлоновскую душу» с её идеалами гармонии меры и предела.

В позднем творчестве Камю бунт направлен не на разрушение, а на частичное улучшение космического порядка. Человек телесен, плоть связывает его с миром, она является источником как земных радостей, так и страданий. На плоти нет первородного греха, но агрессивность и жестокость также присущи человеческой природе. Наша свобода всегда ограничена и сводится к выбору между страстями и импульсами. Для такого выбора требуется ясность видения, помогающая преодолевать всё низменное в себе самом. Камю высоко оценивал человеческое достоинство, но обнаружив разрушительную силу индивидуализма, на этом и остановился, не найдя ему противодействия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.