Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления плана и программы тренировки




Одной из существенных сторон программы управления является составление продуманного, научно обоснованного плана учебно-тренировочного процесса. Системный подход или системный прин­цип как организация тренировочного процесса состоит из частей, отдельные из которых имеют свои цели. Например, физическая, тех­ническая, психологическая, тактическая подготовка хотя и являются составными частями спортивной тренировки, но при узком их рас­смотрении преследуют разные цели. Тренер понимает, что достигнуть общей цели можно в том случае, если рассматривать тренировочный ^ процесс как единую систему, стремясь понять и оценить взаимодей­ствие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая по­зволит добиться поставленной цели. Назначение системного ана­лиза состоит в рассмотрении проблем, подлежащих решению в ходе \ планирования.

Тренер (спортсмен) принимает решение в отношении существую- I щего состояния дел или перспективы их развития. Он имеет желание ' и полномочия действовать, чтобы изменить это состояние. Тренеру трудно подготовить на длительный срок правильное и оптимальное решение. Как показывает опыт, для этого привлекают специалистов. Обладая специфическим опытом работы, каждый из них может внести свой вклад в решение общей проблемы, в результате чего итоги рабо-


ты по своему эффекту значительно превзойдут те, что можно было бы ожидать от одного исполнителя.

Системный подход к выработке решений представляет дополни­тельное преимущество, так как гарантирует логику анализа и обосно­ванность решения; субъективный подход таких гарантий не дает. Науч­ный анализ как логический процесс использует современные средства компьютерной техники. Научный анализ требует четкого формулиро­вания и фиксации исходных допусков, логики рассуждений и выводов. Это означает, что процесс научного анализа может быть воспроизведен и проконтролирован после того, как решение принято и результат его реализации известен.

Основные концепции системного анализа можно рассматривать как способ определения того, что является существенным в проблеме, а также как способ, позволяющий задавать вопросы по важным аспек­там учебно-тренировочного процесса. Главная цель состоит в том, чтобы помочь тренеру в постановке правильных вопросов, так как от этого зависит и правильность ответа.

В спорте приняты следующие виды планирования: перспектив­ное — многолетнее — 8—12 лет, четырехлетнее, годичное, предсорев-новательное (на периоды и этапы), недельное, каждого тренировочно­го дня и каждого занятия.

Существенное и важное, хотя и самое трудное, — это перспектив­ное планирование (многолетнее и четырехлетнее). Оно дает ясное пред­ставление о вероятных последствиях решений; выявляет те области, которые потребуются в будущем; увеличивает скорость потока не­обходимой срочной информации; обеспечивает быструю и плавную реализацию будущих решений.

Ценность перспективного планирования заключается в том, что оно позволяет повышать качество текущих решений и эффективность будущих. Перспективное планирование базируется на прогнозе буду­щего, т.е. на тенденциях развития данного вида спорта, а также учета индивидуальной и социальной жизни спортсмена.

Прогноз будущего можно получить при изучении следующего: ди­намики рекордов олимпийских игр, мира; Европы, России; уровней тренировочных нагрузок; новых методов, аппаратной техники, трена­жеров, спортивных снарядов и снаряжения, применяемых в учебно-тренировочном процессе; индивидуальных характеристик организма и психических особенностей выдающихся спортсменов.



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


 


В многолетнем планировании выделяют следующие циклы: началь­ный, предрекордный (до результата мастера спорта), рекордный (до ре- 1 зультата мастера спорта международного класса), завершающий, когда I происходит постепенное прекращение занятий большим спортом.

При четырехлетнем планировании (олимпийский цикл) спортсме­ну по годам ставятся конкретные цели и задачи с учетом достижения им наивысшей спортивной формы в период олимпийских игр.

В годичном планировании выделяются подготовительный, сорев-, новательный и переходный периоды, с учетом которых составляются '* планы по основным видам спорта.

Количество соревнований постоянно увеличивается, соответствен­но изменяется планирование учебно-тренировочной работы. Подго­товительный период сокращается по времени, но задачи его остаются ]

прежними.

Обращает на себя внимание изменение задач переходного перио- | да. Если раньше это был период активного отдыха, то на современном 1 этапе — это период лечения, активного оздоровления (в горах, на бе­регу моря), период различного рода детальных научных обследований, ] когда в очень небольшой степени снижаются физические нагрузки и существенно — психологические. Многие тренеры организовывают переходный период в условиях санаторно-курортного лечения, одно­временно решая цели оздоровительного сбора.

Большие изменения произошли в предсоревновательном плани­ровании: внедряется так называемый метод маятника, суть которого состоит в том, что вводится чередование двух типов микроциклов, по­лярных по характеру (специализированных и контрастных). Недельное планирование зависит от специфики вида спорта. Планирование каждого тренировочного дня предполагает двух-трехразовые занятия, направленность которых может быть следующей: совершенствование техники и ловкости движений; совершенствова­ние технико-тактической и физической подготовленности; совершен­ствование общей и специальной выносливости.

Планирование тренировочного занятия определяется его местом в микро- и мезоциклах, цели и задачи которых определяют и конкре­тизируют цели и задачи тренировки. Важно, чтобы тренировки были разнообразными, интересными, четко продуманными. Показателен и поучителен опыт ведущих тренеров, у которых не бывает ни одной тренировки, похожей на предыдущие.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.