Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация процесса управления стоимостью




Где

Где

Где

NOPAT (Net Operating Profits After Taxes) - прибыль после выплаты налогов,

WACC - средневзвешенная стоимость капитала,

C - инвестированный капитал.

 

EVA = (ROI – WACC) х C, (6)

ROI (Return on Investment) - рентабельность инвестированного капитала

 

EVA также является индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, тогда как отрицательная - о ее снижении. Увеличивая значение EVA, путем воздействия на факторы, участвующие в модели, менеджер увеличивает стоимость компании.

При этом увеличение стоимости бизнеса возможно:

1. за счет увеличения дохода от реализации и уменьшения величины затрат. Это может достигаться различными способами – через управление издержками (стратегия лидерства по затратам), повышение эффективности бизнес-процессов посредством реинжиниринга, посредством управления бизнес-портфелем и т.д. (стратегия дифференциации), сокращение нерентабельных производств и т.п.;

2. путем расширения, то есть вложения средств в инвестиционные проекты, рентабельность которых превышает затраты на капитал, вовлеченный в реализацию такого проекта;

3. путем повышения эффективности управление активами – продажа непрофильных, убыточных активов, сокращение сроков оборачиваемости дебиторской задолженности, запасов и т.д.;

4. путем управления структурой капитала, ведущее к снижению средневзвешенной стоимости капитала, а, следовательно, к росту стоимости компании.

Рис.1.1. Основные факторы, формирующие EVA.

EVA является наиболее распространенным показателем для оценки процесса создания стоимости бизнеса. Причина этого в том, что данный показатель относительно легко рассчитывается, а также позволяет оценивать эффективность как предприятия в целом, так и отдельных подразделений. Однако простота расчета самого показателя EVA сочетается с трудностями, связанными с внесением существенных поправок относительно составляющих модели.

Наиболее значительными корректировками прибыли и величины капитала при расчете стоимости бизнеса на основе модели EVA являются:

- Стоимость части нематериальных активов (например, НИОКР), которые обеспечивают получение выгод в будущем, при расчете EVA должна капитализироваться, а не списываться в расходы. Таким образом, величина капитала должна быть скорректирована на величину капитализированных нематериальных активов за вычетом накопленной амортизации. На величину амортизации анализируемого периода должна быть откорректирована величина NOPAT.

- Общая сумма отложенных налогов (deferred taxes) прибавляется к величине капитала. Для расчета величины NOPAT прирост суммы отложенных налогов за рассматриваемый период также прибавляется к сумме прибыли.

- При расчете EVA необходимо измерить доход, генерируемый средствами, вложенными в предприятие. По этой причине при расчете величины капитала прибавляется накопленная гудвилл.

Показатель EVA имеет и недостатки. Прежде всего, на его величину существенно влияет первоначальная оценка инвестированного капитала: если она занижена, то добавленная стоимость высока и наоборот. Это снижает объективность результатов расчета. Кроме того, корректировки балансовой величины инвестированного капитала вносят дополнительный субъективизм в оценку стоимости бизнеса, поскольку не отражают реальной рыночной ситуации.

Существенный недостаток модели заключается также и в том, что основная часть добавленной стоимости при применении предложенных формул приходится на постпрогнозный период. Чтобы уменьшить влияние этого негативного фактора на практике используют не абсолютные значения EVA, а ежегодные приросты этого показателя, что усложняет трактовки их результатов и снижает аналитическую ценность модели.

По мнению исследователей,[7] показатель Market Value Added (MVA) – также очевидный критерий создания стоимости. С точки зрения теории корпоративных финансов MVA отражает дисконтированную стоимость всех настоящих и будущих инвестиций.

 
MVA = Рыночная капитализация (рыночная стоимость акционерного капитала) + Рыночная стоимость долга – Совокупный инвестированный капитал (балансовая стоимость) [8].

Стоимость бизнеса определяется как разница между рыночной стоимостью всего капитала компании и совокупным инвестированным капиталом.

В рамках данной модели оценка эффективности управления стоимостью основывается на следующих позициях:

- если рыночная капитализация / инвестированный капитал > 1, то есть MVA положительна, то рынок оценивает бизнес как бизнес, наращивающий стоимость (бизнес обладает положительным рыночным рейтингом и инвестиции в него выгодны),

- если ROIC[9] / WACC > 1, то бизнес также создает стоимость и выгоден для инвестиций.

Однако, оценка эффективности функционирования бизнеса, ориентированная только на эту модель таит в себе опасность: возможно, что руководство будет принимать решения, оказывающие краткосрочное влияние на курсовую стоимость акций, но разрушающие стоимость в долгосрочной перспективе (например, программы сокращения затрат за счет масштабного сокращения бюджета НИОКР).

Некоторые исследователи[10] концептуально относят модель MVA к методам оценки и управления стоимостью, основанных на концепции ЕVA, и рассматривают MVA как модификацию (форму) модели ЕVA. Связь между рассматриваемыми показателями действительно существует. Так, например, рыночная стоимость, выраженная в показателе MVA, является, по сути, дисконтированной суммой всех будущих EVA.

Показатель Shareholder Value Added (SVA) - акционерная добавленная стоимость в работах Альфреда Раппапорта[11] определяется как приращение между двумя показателями – стоимостью акционерного капитала после некоторой операции и стоимостью того же капитала до этой операции. А.Раппапорт разработал модель, описывающую изменение стоимости компании и учитывающую изменения периода конкурентных преимуществ, текущего уровня продаж, ставки налога на прибыль, инвестиций в оборотный капитал, чистых капитальных вложений, средневзвешенной стоимости капитала.

В современном финансовом подходе часто используется и несколько иная трактовка этой модели: SVA – это приращение между расчетной стоимостью акционерного капитала (например, методом дисконтированных денежных потоков) и балансовой стоимостью акционерного капитала.

Эти показатели заложены в предложенный им расчет критерия, который характеризует изменение стоимости компании – добавленной акционерной стоимости (SVA). Графически соотношение между целевыми показателями стоимости (FCF, NOPLAT, NI, ЭД и MVA) иллюстрируется на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Взаимосвязь стоимостных показателей

Основным недостатком данной модели является трудоемкость расчетов и сложности, связанные с прогнозированием финансовых потоков.

Показатель Cash Flow Return on Investment (CFROI) – денежный поток отдачи на инвестиции.

В рамках данной модели денежный поток отдачи на инвестиции (CFROI) определяется в соответствии с формулой:

CFROI = Скорректированные денежные притоки (cash in) в текущих ценах / скорректированные денежные оттоки (cash out) в текущих ценах.

Расчет CFROI включает следующие этапы:

1. Выявление денежных притоков в течение экономического срока службы активов. Данный срок рассчитывается как отношение суммарной стоимости активов к амортизационным отчислениям.

2. Расчет величины суммарных активов, которая будет выступать в качестве оттока денежных средств.

3. Корректировка, как оттоков, так и притоков на коэффициент инфляции, то есть приведение их к текущим ценам.

4. Внесение ряда поправок в расчетные величины для нивелирования искажений, вызываемых различными системами отчетности. (Например, для расчета денежных притоков чистый доход корректируется на суммы амортизации, проценты по заемному капиталу, выплаты по договорам лизинга и т.д. Балансовая стоимость активов корректируется на суммы накопленной амортизации, стоимость имущества, полученного по договорам лизинга и т.д.)

5. Расчет CFROI в соответствии с формулой.

Если показатель CFROI превышает требуемый инвесторами средний уровень доходности, то бизнес создает стоимость; наоборот, если CFROI ниже требуемой доходности, то стоимость бизнеса будет снижаться.

Преимущество показателя CFROI - учет денежных потоков, генерируемых бизнесом, а также учет фактора инфляции (поскольку как денежные потоки, генерируемые существующими и будущими активами, так и первоначальные инвестиции выражаются в текущих ценах). Одним из главных недостатков модели является то, что результат выражается не в сумме созданной (или разрушенной) стоимости, а в виде относительного показателя, поэтому для некоторых нефинансовых менеджеров интерпретация данного показателя может не быть столь же ясной, как, например, EVA. Кроме того, расчет показателя CFROI достаточно сложен, поскольку необходимо идентифицировать все денежные потоки, генерируемые как существующими, так и будущими активами.

Показатель (CVA, RCF)[12] используется в качестве отдачи от инвестированного капитала денежные потоки и учитывает (в отличие от показателя CFROI) в явном виде затраты на привлечение и обслуживание капитала из разных источников (средневзвешенную цену капитала). Расчет CVA (RCF) проводится в соответствии с формулой:

RCF = AOCF – WACC * TA, (7)

RCF - Residual Cash Flow - денежная добавленная стоимость,

AOCF (Adjusted Operating Cash Flows) – скорректированный операционный денежный поток,

WACC - средневзвешенная стоимость капитала,

TA – суммарные скорректированные активы (корректировки, вносимые при расчете указанных величин аналогичны тем, которые рассматривались при анализе концепции EVA).

 

Собственнику компании следует учесть, что подобная многоуровневая система демонстрирует зависимость факторов более высокого уровня от факторов более низкого уровня и показывает, каким образом показатель стоимости связан с текущей деятельностью. Например, совершенствование бизнес-процессов может привести к снижению текущих издержек компании. Это способствует росту операционной прибыли и повышению рентабельности всей деятельности и вложенного капитала.

Контрольные вопросы

1. Перечислите целевые факторы стоимости и покажите их взаимосвязь.

2. Какими интегральными показателем оценивается эффективность менеджмента согласно VBM – подходу?

3. Назовите основные стоимостные показатели и их функции.

4. В чем смысл показателей MVA и SVA?

5. Что такое денежная добавленная стоимость?

 

 

Итак, стоимость бизнеса может быть увеличена путем управления определенными факторами. Разумеется, в разных отраслях эти факторы могут сильно различаться. Впрочем, практика показывает, что вне зависимости от отраслевой принадлежности можно выделить три основных способа влияния на стоимость компании. Перечислим их.

Способ первый. Реализация инвестиционных проектов (модернизация действующего производства, строительство новых производственных мощностей и расширение инфраструктуры, повышение качества продукции в соответствии с возрастающими потребностями рынка) — наиболее распространенный сейчас способ увеличения стоимости компании. Привлекая внешних инвесторов, фирма может повысить свою стоимость. Причем прирост стоимости может быть больше, чем вложенные средства. Понятно, что реализация крупных инвестиционных проектов наиболее эффективна для производственных предприятий.

Общими рекомендациями руководителю при этом способе увеличения стоимости компании могут быть:

· жесткий отбор инвестиционных проектов по критерию их значимости для стоимости компании;

· из проектов, прошедших первый этап отбора, необходимо выбрать те, которые демонстрируют наилучшие финансовые показатели с точки зрения инвестиционного анализа (NPV, IRR, PI и т.п.).

Способ второй. Структурная перестройка компании (реформирование, реструктуризация). Этот способ эффективен для крупных многопрофильных компаний с многолетней историей существования. Он широко применяется на Западе; в последнее время многие российские фирмы также используют его для увеличения стоимости. Материальные затраты на проведение реформирования компании, как правило, существенно ниже возможных затрат при реализации инвестиционной программы: ведь предприятие повышает эффективность действующего производства. Основной риск — риск управления. Учетные, информационные, контрольные и отчетные системы фирмы могут оказаться не готовыми реализовывать свои функции в процессе реформирования. Поэтому особое значение приобретает уровень квалификации управленческих кадров.

Руководителю компании можно порекомендовать провести детальный анализ вероятности сопротивления персонала изменениям. Подобное сопротивление присутствует при реализации любых проектов, однако особенно часто оно возникает при изменении систем управления. Разъяснение персоналу целей и задач проводимых изменений вовлечет менеджеров предприятия в процесс реформирования, разовьет у них чувство причастности и дополнительной ответственности за происходящее.

Способ третий. Прозрачность и открытость предприятия. В сегодняшнем российском бизнесе существует расхождение между внешней оценкой стоимости компании (со стороны потенциальных инвесторов и кредиторов) и тем, как ее оценивают менеджеры и собственники. Эта разница обусловлена тем, что субъекты внешней среды обладают, как правило, меньшей информацией о компании по сравнению с менеджментом и собственниками. Поэтому проведение мероприятий, повышающих прозрачность и открытость бизнеса, способно увеличить стоимость компании.

Этот способ, так же, как и действия по реструктуризации фирмы и реинжинирингу бизнес-процессов, не требует столь существенных затрат, как реализация инвестиционных проектов, но может быстро увеличить стоимость компании.

Правильно налаженное управление стоимостью означает, что все устремления компании, аналитические методы и приемы менеджмента направлены к одной общей цели: помочь компании максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости. Управление стоимостью принципиально отличается от систем планирования, принятых в 60-80е годы. Оно перестало быть функцией исключительно руководящего аппарата и призвано усовершенствовать принятие решений на всех уровнях организации.

При хорошо отлаженном управлении стоимостью управленческие процессы, такие как планирование и оценка результатов деятельности, обеспечивают тех, кто принимает решения на разных уровнях организации, верной информацией и необходимыми стимулами для создания новой стоимости. Так, руководителю деловой единицы нужны данные, которые позволили бы ему количественно определить и сравнить стоимости альтернативных стратегий его предприятия. Имея такую возможность, он будет стремиться выбрать стратегию, максимизирующую стоимость, поскольку его побуждают к этому конкретные финансовые цели, установленные для него высшим руководством, соответствующая система оценки труда и материального поощрения, а также (и это, вероятно, самое главное) постоянный пересмотр стратегии совместно с высшим руководством. Оценивать работу менеджера следует, исходя из долгосрочных и краткосрочных целевых нормативов, которые служат показателями успеха в достижении конечной общей цели создания новой стоимости.

Управление стоимостью действует и на других уровнях организации. Для производственных менеджеров и руководителей отделов могут быть установлены такие цели и критерии оценки труда, которые, с учетом конкретных обстоятельств, привязаны к единой стратегии деловой единицы. Например, у производственного менеджера это могут быть целевые нормативы удельных издержек производства, качества и оборачиваемости запасов. Для каждого отдела или функциональной области деловой единицы можно выработать свои долго- и краткосрочные цели, так чтобы в сочетании они обеспечивали выполнение общих задач, стоящих перед данной деловой единицей. Управление стоимостью оправдывает себя и на самом высшем уровне организации. Эта система снабжает совет директоров и корпоративный центр информацией о стоимости различных стратегий и помогает оценивать слияния, поглощения и расформирования.

Обязательными элементами регулярной системы управления стоимостью являются:

· инструменты управления стоимостью;

· менеджмент, достаточно подготовленный для того, чтобы квалифицированно использовать эти инструменты в повседневном режиме;

· система вознаграждения, которая мотивирует менеджмент использовать инструменты управления стоимостью наиболее эффективным образом.

· регулярные процессы управления, которые помогают, а не препятствуют деятельности по созданию стоимости;

· эффективный собственник, который поощряет менеджмент и помогает ему в создании стоимости.

Управление стоимостью вернее всего понимать как союз стоимостного мышления и управленческих инструментов (процессов и систем), необходимых для перевода этого мышления на язык конкретных действий. Одной из этих составляющих явно недостаточно для успеха. Только в совокупности они могут принести заметный и устойчивый положительный результат.

Наличие стоимостного мышления означает, что менеджеры высшего звена по взаимному согласию видят свою главную финансовую задачу в максимизации стоимости и руководствуются четкими правилами, определяющими, в каких случаях другие задачи — например, обеспечение занятости или защита окружающей среды — перевешивают главную; более того, у них есть твердое, основанное на научном анализе понимание того, какие параметры деятельности влияют на стоимость компании.

Например, менеджеры обязаны знать, приведет ли ускорение роста доходов или повышение нормы прибыли к созданию новой стоимости, и должны обеспечить все необходимое, чтобы в рамках используемой стратегии ресурсы и усилия были направлены на улучшение ключевых показателей. Аналитические инструменты управления стоимостью, такие как стоимостная оценка методом дисконтированного денежного потока и анализ факторов стоимости, в достаточной мере вооружают компании для принятия решений, способствующих созданию новой стоимости.

 

Рис. 1.3 Основные направления деятельности по созданию стоимости компании [13]

Управленческие процессы и системы — к которым относятся планирование, выработка целевых нормативов, оценка результатов и системы материального поощрения, необходимые любой компании для ведения бизнеса, — побуждают менеджеров и других работников добиваться максимизации стоимости своей организации. Эти процессы оказываются действенными лишь в том случае, когда обмен информацией внутри организации при планировании, составлении смет и бюджетов, принятии других решений строится на стоимостных принципах.

Весь процесс подготовки к управлению стоимостью предприятия, как правило, осуществляется в четыре этапа.

Первый этап. Анализ ситуации (диагностика предприятия) и оценка текущей стоимости компании (бизнеса).

На данном этапе:

· проводится диагностика реального положения предприятия с учетом всех направлений и систем: маркетинга, сбыта, производства, управления и т.д.;

· определяется стоимость бизнеса на текущий момент.

С одной стороны, это этап диагностики, с другой — определение базового уровня, в сравнении с которым впоследствии можно будет оценить эффективность предпринятых действий.

Основная цель оценки заключается в определении стоимости активов фирмы (бизнеса), что необходимо заказчику для принятия управленческих решений. В проведении оценочных работ заинтересованы не только непосредственно менеджмент предприятия, но также и различные государственные и коммерческие организации, а также физические лица. Стороны, заинтересованные в оценке бизнеса определяют ее цели.

 

Таблица 1.4.

Субъект оценки Цели оценки
Предприятие как юридическое лицо Обеспечение экономической безопасности
Разработка планов развития предприятия
Выпуск акций
Оценка эффективности менеджмента.
Собственник Выбор варианта распоряжения собственностью
Составление объединительных и разделительных балансов при реструктуризации
Обоснование цены купли-продажи предприятия или его доли
Установление размера выручки при упорядоченной ликвидации предприятия
Кредитные учреждения Проверка финансовой дееспособности заемщика
Определение размера ссуды, выдаваемой под залог
Страховые компании Установление размера страхового взноса
Определение суммы страховых выплат
Фондовые биржи Расчет конъюнктурных характеристик
Проверка обоснованности котировок ценных бумаг
Инвесторы Проверка целесообразности инвестиционных вложений
Определения допустимой цены покупки предприятия с целью включения его в инвестпроект
Государственные органы Подготовка предприятия к приватизации
Определение облагаемой базы для различных видов налогов
Установление выручки от принудительной ликвидации через процедуру банкротства
Оценка для судебных целей

 

Они зависят от экономических интересов субъектов оценки (см. табл. 1.4.).

Оценку стоимости отдельных видов активов организации осуществляют в случаях:

· продажи части капитальных активов;

· страхования недвижимости и определения стоимости страхуемого имущества;

· получения банковского кредита под залог имущества;

· сдачи капитальных активов в аренду;

· оформления части имущества в качестве вклада в уставный капитал;

Второй этап. Корректировка стратегии развития компании в направлении увеличения стоимости. На данном этапе:

· формируется система ключевых факторов стоимости;

· проводится ее тестирование;

· определяются целевые качественные и количественные значения ключевых факторов стоимости;

· проводится согласование стратегии предприятия с целевыми значениями ключевых факторов стоимости;

· выбирается оптимальная из возможных альтернативных стратегий развития предприятия.

Критерий выбора — максимальный уровень будущей стоимости.

После этого рассматриваются пути, с помощью которых можно достигнуть названных показателей. В стратегии указываются целевые значения факторов стоимости более высокого уровня (например, уровня прибыли, который может быть достигнут при целевом уровне стоимости сырья для основной продукции). Далее сравниваются различные варианты стратегии предприятия (например, стратегия, нацеленная на развитие собственной сбытовой сети, и стратегия работы с посредниками). Оптимальной считается та, которая обеспечит больший рост стоимости предприятия.

«Подводный камень» этого этапа — последовательность выполнения работ. Если недостаточно грамотно и профессионально выполнены первые работы, неизбежны ошибки на следующих и будут получены результаты, которые направят компанию по ложному пути.

Третий этап. Разработка плана мероприятий (бизнес-плана) в соответствии с выбранной стратегией. На данном этапе:

· разрабатывается план изменений в организационно-функциональной структуре для установления зон ответственности подразделений компании;

· разрабатывается план производства, маркетинга, сбыта, ориентированный на достижение целевых показателей факторов стоимости, определенных на этапе формирования (корректировки) стратегии;

· определяются значения факторов стоимости более низкого уровня, изменение которых влияет на факторы стоимости высших уровней;

· готовится план инвестиционных программ;

· разрабатываются мероприятия по управлению рисками.

Таким образом, составляется бизнес-план, охватывающий все аспекты деятельности предприятия. Сроки разработки, как правило, — 1–1,5 месяца. Можно сказать, что этот этап наиболее понятен большинству российских фирм. Ведь он связан с планированием, которое в той или иной степени осуществляется в любой компании.

Сложность этого этапа состоит в необходимости создать систему критериев, которые позволят руководителю оперативно оценить эффективность тех или иных мероприятий.

Если критерии оценки эффективности деятельности компаний устанавливаются на основе общепринятых финансовых показателей, то оценивать эффективность изменений в некоторых других областях (управление, маркетинг) все же лучше с учетом их специфических особенностей.

Четвертый этап. Реализация плана мероприятий (внедрение системы управления стоимостью).

Данный этап — один из самых важных и продолжительных. Его основные действия:

· факторы стоимости распределяются по структурам компании и исполнителям как объекты контроля и ответственности;

· менеджеры компании разрабатывают методы управления факторами стоимости;

· ведется мониторинг исполнения плана и аналитическая работа; выявляются количественные и качественные отклонения достигнутых значений соответствующих показателей от целевого уровня, осуществляются действия по устранению отклонений; при необходимости изменяются цели и корректируются планы.

Какие сложности возможны на данном этапе? Практика показывает, что это в первую очередь сопротивление изменениям, оказываемое сотрудниками на различных уровнях компании. Нарушение плановых сроков — обычная проблема. Чтобы ее решить, применяется корректировка бизнес-планов по срокам и необходимым материальным ресурсам. Возможно также изменение последовательности действий.

Чтобы четвертый этап прошел успешно, топ-менеджеры компании должны сосредоточить внимание на мотивации персонала, на разъяснении необходимости и значимости изменений. Это требуется для того, чтобы изменения не насаждались исключительно «сверху» (большинство подобных проектов провалились), а поддерживались персоналом «снизу».

Для реализации всех вышеупомянутых задач, руководитель может создать самостоятельное подразделение, придав ему следующие функции: анализ существующей ситуации; разработка стратегии; бизнес-планирование; контроль за изменениями внешней среды бизнеса, исполнением и корректировкой бизнес-плана.

Другой вариант — привлечение консультанта, обладающего соответствующим опытом для помощи на наиболее сложных этапах. Разработка и внедрение полной и многоуровневой системы управления стоимостью — достаточно длительный процесс, занимающий не менее 1–2 лет. Возможно внедрение этой системы по частям. При этом участие консультанта позволяет оптимизировать сроки проведения работ и ускорить получение результата.

Контрольные вопросы:

1. Какие элементы должна включать система управления стоимостью на предприятии?

2. Что представляет собой понятие «стоимостное мышление»?

3. Перечислите этапы создания системы управления стоимостью бизнеса. Охарактеризуйте каждый из них.

4. Какие организационные мероприятия могут увеличить стоимость бизнеса в краткосрочном периоде?

5. Какими способами можно добиться стратегического преимущества в стоимости?

РАЗДЕЛ 2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА

2.1. Принципы оценки активов (бизнеса)

Принципы оценки можно разделить на три группы:

1. основанные на представлениях пользователя (собственника);

2. связанные с эксплуатацией собственности;

3. обусловленные действием рыночной среды.

Эти принципы приведены в таблице 2.1.

Классификация принципов оценки активов (бизнеса)

Таблица 2.1.

Наименование группы принципов   Принципы оценки
основанные на представлениях пользователя (собственника);   1. Полезность 2. Замещение 3. Ожидание
связанные с эксплуатацией собственности;   1. Вклад 2. Остаточная продуктивность 3. Динамика доходов 4. Сбалансированность 5. Экономическая величина 6. Экономическое разделение
обусловленные действием рыночной среды.   1. Зависимость 2. Соответствие 3. Предложение и спрос 4. Конкуренция 5. Изменение

 

Наличие множества принципов оценки не означает, что их можно использовать все сразу. В каждой конкретной ситуации выделяют основные и вспомогательные принципы. Проявляются только ключевые закономерности поведения субъектов рыночных отношений. В реальной действительности целый ряд факторов может ослабить их действие. Например, денежно-кредитная и финансовая политика государства не дает реальной картины проявления отдельных принципов. Вместе с тем по мере развития рыночных отношений действие объективных принципов оценки бизнеса будет усиливаться.

Рассмотрим содержание первой группы принципов. Основным критерием определения стоимости любого объекта для собственника служит его способность приносить пользу в конкретном месте и в течение фиксированного времени. Принцип полезности состоит в том, что чем больше бизнес способен удовлетворять потребности собственника, тем выше его стоимость. С позиции любого пользователя оценочная стоимость фирмы не должна превышать минимальной цены на аналогичные компании с такой же полезностью. Следует иметь в виду, что за объект нецелесообразно платить больше, чем может стоить создание нового объекта с аналогичной полезностью в разумные сроки. Замещающий объект не всегда должен быть точным аналогом, но желательно, чтобы он был похож на оцениваемый объект. Поэтому пользователь рассматривает его как желаемый заменитель.

Принцип замещения формулируют следующим образом: максимальную стоимость определяют минимальной ценой, по которой может быть приобретен другой объект собственности с такой же полезностью. Данный принцип положен в основу трех традиционных подходов к оценке стоимости бизнеса: доходного, рыночного (сравнительного) и затратного.

С принципом полезности тесно связан принцип ожидания (предвидения). Полезность фирмы определяют тем, во сколько сегодня оценивают прогнозируемые будущие доходы (ожидаемую выручку от перепродажи объекта).

Принцип ожидания заключается в определении текущей стоимости дохода, который может быть получен в будущем от владения компанией. При этом целесообразно учитывать объем и продолжительность получения ожидаемого будущего дохода. Процесс приведения будущих доходов к их текущей стоимости называют дисконтированием.

Вторая группа принципов обусловлена эксплуатацией объектов и связана с представлением пользователей.

Принцип вклада означает, что доходность любой экономической деятельности характеризуют четырьмя факторами производства: землей, рабочей силой[П1], капиталом и управлением. Для оценки стоимости фирмы необходимо знать вклады каждого в формирование ее дохода. Данный принцип выражает, что включение дополнительного актива в имущество компании экономически выгодно для нее, если прирост стоимости выше затрат на приобретение этого актива. Каждый фактор должен быть возмещен из доходов, создаваемых предпринимательской деятельностью. Поскольку земельные участки относятся к недвижимому имуществу, то факторы рабочей силы, капитала и управления должны быть привлечены к их использованию.

Принцип остаточной продуктивности земельного участка означает, что владельцу дается возможность извлекать максимальный доход или до предела минимизировать затраты на пользование им. Остаточную продуктивность земельного участка устанавливают как чистый доход после того как оплачены расходы на рабочую силу, эксплуатацию капитала и менеджмент. Производственные факторы учитывают только исходя из их воспроизводства и места в обороте капитала. С данной точки зрения устаревшее технологическое оборудование потребует полной замены, демонтажа и монтажа нового оборудования, что должно быть учтено при оценке стоимости фирмы.

Принцип увеличивающихся или понижающихся доходов означает, что по мере добавления ресурсов к остальным факторам производства прибыль (чистый доход) будет возрастать ускоренными темпами вплоть до той точки, начиная с которой общий доход хотя и растет, однако уже замедленными темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не становится ниже, чем затраты на добавляемые ресурсы.

Остальные принципы второй группы (сбалансированность, экономическая величина, экономическое разделение) связаны со специфическими условиями эксплуатации земельных участков и правами собственности на них.

Третья группа принципов обусловлена действием рыночной среды. Например, принцип зависимости определяется местом расположения объекта, которое является одним из наиболее важных факторов, влияющих на стоимость недвижимости. Качество месторасположения зависит от того, насколько физические характеристики объекта соответствуют принятому в данном регионе типу землепользования, а также его близость к экономической инфраструктуре. Если в окружающей системе землепользования или в экономической среде объекта недвижимости происходят изменения, то это может повлиять на его стоимость. Потоки доходов от объекта недвижимости зависят от того, как место расположения объекта связано с рынком пользователя. Следовательно, стоимость конкретного объекта подвержена влиянию внешних факторов и сама воздействует на величину стоимости других объектов в районе его расположения.

Принцип соответствия заключается в том. Что проект, не отвечающий рыночным стандартам, вероятнее всего проиграет в финансовом отношении. Другой пример: фирма не отвечающая требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности, менеджменту, скорее всего. Будет оценена ниже среднего уровня. Соответствие выражает, в какой степени архитектурный стиль и уровень удобств, предлагаемые к застройке земли, отвечают потребностям и ожиданиям пользователя.

Принцип конкуренции состоит в том, что при усилении конкурентной борьбы может происходить снижение потока доходов или их увеличение с учетом фактора риска. Данный принцип важен для профессиональных оценщиков, стремящихся оценить стоимость потока доходов, превышающих среднюю рыночную величину. Если получение дополнительной прибыли не связано с долгосрочной арендой капитальных активов (например недвижимости) или другой существенной причиной, то поток доходов следует рассматривать осторожно.

Принцип изменения выражается в том, что стоимость объекта оценки не остается стабильной, она изменяется с течением времени вследствие влияния физического износа. Поэтому она подлежит соответствующей корректировке.

Наконец, принцип наилучшего и наиболее эффективного использования активов – это синтез принципов всех трех групп, которые были рассмотрены ранее. Оценщики определяют данный принцип следующим образом: возможный и разумный вариант использования, который обеспечит объекту (активу) максимальную текущую стоимость, определенную на конкретную дату оценки. Данный принцип имеет важное значение для анализа различных факторов, влияющих на стоимость активов фирмы и бизнеса в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.