Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Услуга как специфический товар




Услуга — это продукт труда, обладающий потребительной стоимость удовлетворяющий потребности населения, предприятий, организаций и учреждений, но, как правило, не приобретающий овеществленной формы. Потребительная ценность услуги определяется во многом личностными и профессиональными качествами продавца услуги или лица ее оказывающего, т. е. живой труд будет определять качественные характеристики и цену услуги.

Следует оговориться, что не все услуги являются товаром. Так, услуг предоставляемые населению бесплатно и не предназначенные для реализации за деньги, к товару не относятся. Эти социальные услуги коммерческими one рациями не охватываются и поэтому нами не рассматриваются.

Перечислим основные отличительные свойства услуги как товара:

• неосязаемость (нематериальный характер);

• неразрывность производства, реализации и организации потребления услуги — производитель услуги является и продавцом при отсутствии посредни­ческих и оптовых звеньев;

• изменчивость качества в связи с тем, что личностные характеристики продавца услуги, сложность ее стандартизации в каждом конкретном случае, субъективность восприятия покупателем, его готовность к покупке и потребле­нию услуги предопределяют во многом ее качество;

• унификация ассортимента услуг среди предприятий, их оказывающих, так как патентование услуг затруднено и они быстро распространяются; доступность включения того или иного вида услуг в сферу деятельности предпри­ятия;

• невозможность оказать услугу впрок и обеспечить ее длительное хране­ние из-за влияния соответствующих внешних объективных и субъективных факторов;

• определенное непостоянство услуги в процессе ее предоставления;

• сложность определения соответствия качества услуги нормативным тре­бованиям при высоком потребительском риске;

• неотделимость услуги от ее производителя (исполнителя), который ока­зывает ее в основном в непосредственном контакте с покупателями.

Хотя многие виды деятельности по оказанию услуг, в настоящее время ли­цензируются и сертифицируются нет абсолютной гарантии качества услуг, что зачастую отпугивает потенциальных покупателей. Поэтому привлекательность услуги, ее конкурентоспособность определяется ее безопасностью, имиджем предприятия, комплексностью услуги и возможностью возместить ущерб при недоброкачественной услуге.

Услуга, как и любой товар, характеризуется широтой и глубиной ассорти­мента (об этом мы уже говорили ранее). Каждая услуга имеет самостоятельное значение, лицензируется отдельно, а в совокупности они формируют ассорти­мент услуг данного предприятия.

Широта и глубина ассортимента предоставляемых услуг в отличие от ши­роты и глубины ассортимента товаров в основном не регламентируется площа­дью помещений и зависит, с одной стороны, от готовности персонала предпри­ятия гарантировано предоставить услугу при наличии у производителя услуги лицензии (при необходимости — сертификата), а с другой — наличием спроса на нее.

Важной характеристикой услуги является ее качество. В связи с тем, что услуга имеет множество свойств, способных удовлетворить потребительский спрос, дать однозначное определение ее качества затруднительно. Поэтому под качеством услуги понимается ее безопасность, комплексность при обеспечении ряда условий ее предоставления:

• гарантии формирования и предоставления в соответствии с соглашением (письменным или устным) между клиентом и исполнителем услуги:

• уровня потребительского риска при покупке и потреблении (чем ниже риск, тем выше качество услуги);

• создания партнерских отношений с клиентом;

• прозрачности и четкости договора на оказание услуги (условия, гарантии и т. д.), быстрое урегулирование в пользу клиента всех неблагоприятных ситуаций.

Такое разнообразие качественных характеристик услуги указывает на сложность ее объективной оценки (зачастую субъективные факторы, связанные с личностью клиента или исполнителя услуги, даже их настроения могут отра­зится на качестве услуги и создать соответствующую репутацию фирме — производителю услуги). Для того, чтобы целенаправленно формировать систему реализации услуг и упорядочить их указание необходимо классифицировать ус­луги.

Признаки классификации могут быть различны, перечислим основные:

 

1) по значимости в хозяйственной деятельности предприятия:

• основная услуга, которая определяет вид деятельности предприятия;

• сопутствующие услуги, обеспечивающие комплексность обслуживания клиента при реализации основной услуги или товара; они могут оплачиваться отдельно или их стоимость включается в цену основной услуги или товара;

• дополнительные услуги, не связанные напрямую с основным видом дея­тельности, но оказание которых обеспечивает дополнительные доходы.

 

2) в зависимости от материализации:

• услуги, связанные с изменением потребительских свойств товаров, имеющих вещественную форму (пошив и ремонт одежды, ремонтные работы и т. д.);

•услуги, связанные с продвижением товаров от продавца к покупателю (транспортные, посреднические товарных бирж и т. д.);

• услуги, обеспечивающие деятельность кредитно-финансовой системы (банковские, валютные, биржевые по реализации ценных бумаг и т. д.);

• услуги интеллектуального характера (образовательные, библиотечные и т. д.);

• услуги по защите от неблагоприятных воздействий условий жизни (страховые, медицинские и т. д.).

 

3) по форме контакта продавца и покупателя:

• при непосредственном контакте;

• с использованием коммуникационных каналов, в том числе телефона, факса, системы «Интернета» и т. д.

 

4) по времени исполнения и потребления:

• исполнение, реализация и потребление не разделены во времени и про­странстве, т. е. услуги осуществляются одномоментно (сервисные, транспорт­ные и т. д.);

• между исполнением и реализацией есть небольшой отрезок времени (зачастую реализация осуществляется раньше, чем исполнение — ремонт, теат­ральные услуги и т. д.);

• между оплатой услуги и ее реализацией существует значительный про­межуток времени (долгий срок жизни услуги), причем исполнение услуги мо­жет не наступить (страховая услуга, которая будет оказана только при наступ­лении страхового случая).

Такая классификация позволяет, с одной стороны, использовать адекват­ные методы и приемы эффективной реализации, продвижения на рынке той или иной услуги, с другой — обеспечить со стороны государства поддержку соци­ально значимой сферы услуг, регулирование предоставления услуг и их безо­пасность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.