Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегическое планирование




Кредит

Составитель: д.м.н. Талкинбаева Н.А.

Тема 1: ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ И СЛУЖБАМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ. ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОТРАСЛЬ НАУКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. НАВЫКИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. Психология управления и взаимодействия. МАРКЕТИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ.

Цель: Дать основы управления системы и службы здравоохранения. Студент должен знать основы менеджмента и систему управления в практическом здравоохранении. Дать понятие менеджмента в здравоохранении, как единого целого и умения, определять взаимосвязь ее отдельных элементов, создавать механизмы, приводящие в движение медицинскую организацию, рынок медицинских услуг. Научить студента уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя. Улучшить свою жизнь, свою профессиональную состоятельность. Изучить основы маркетинга управления в здравоохранении.

Под управлением понимают:

- процесс определения целей и осуществление деятельности по достижению поставленных целей;

- группу людей, несущих ответственность за руководство организацией или за направление деятельности по достижению целей.

Управление системами здравоохранения в большинстве стран основано на сочетании разных элементов централизации и децентрализации. Любой тип управления в значительной степени зависит от личностных характеристик первого лица и его команды.

По данным ВОЗ, в здравоохранении не следует децентрализовывать:

  • принципы политики и стратегические решения (определение основных жизненных ценностей, инфраструктуры службы, планирование крупного капитального строительства, приобретение дорогостоящего оборудования, деятельности в области исследований и развития, подготовку кадров);
  • меры регулирования (новые лекарственные препараты и методы лечения, аккредитация поставщиков медицинских услуг);
  • мониторинг и оценку состояния здоровья населения;
  • анализ работы служб здравоохранения.

Начальным этапом эффективного управления организацией является детальный анализ структурных подразделений, из которых состоит организация. Этот процесс включает в себя сбор первичных и вторичных данных, а также объективной и субъективной информации об организации. Необходимо провести тщательный анализ официальных отчетов о деятельности организации, а также фактов, полученных из неофициальных бесед с сотрудниками. Сюда относятся данные о финансах, бюджете, производительности, контроле за качеством, кадровых вопросах и т. п. С целью определения долгосрочных тенденций необходимо провести анализ данных за нескольких лет.

Миссия - это краткое изложение основных ценностей и философии организации, а также описание конкретных видов продукции или услуг, поставляемых ею обществу. Иными словами, в данной формулировке сообщается, что представляет собой организация и чему она служит. Миссия служит своего рода маяком при планировании будущей деятельности.

Таким образом, стратегический план как бы намечает маршрут, по которому организация должна пройти для реализации этого видения, оставаясь при этом верной своим ценностям и миссии.

Формулировку миссии и целей организации следует довести до сведения коллектива. Сотрудники всех уровней должны четко представлять себе основную цель организации и логическое обоснование решений, которые влияют на их работу. Мобилизация финансовых и трудовых ресурсов организации является наиважнейшим фактором ее успеха.

После проведения промежуточной оценки необходимо сообщить ответственным лицам о том, что в выполняемые ими элементы плана при необходимости будут вноситься коррективы.

Управление здравоохранением – это сложная многоуровневая и многокомпонентная система мероприятий, обеспечивающих рациональное функционирование отрасли и ее ресурсов (кадры, организации здравоохранения, материально-техническая база, финансирование), которые посредством нормативно-правового регулирования, медицинских технологий, знаний и умений медицинских работников обеспечивают предупреждение и ликвидацию заболеваний, снижение смертности и инвалидности, улучшение физического развития, повышение трудоспособности и увеличение продолжительности жизни людей.

Процесс управления здравоохранением включает:

- источники и каналы информации о ресурсах здравоохранения;

- источники и каналы информации о результатах управления;

- источники и каналы информации о целях и задачах управления;

- нормативно-правовую и нормативно-техническую базу здравоохранения, базу данных медицинских, в том числе управленческих, технологий;

- структуру(ы) для анализа получаемой информацией и выработки оптимальных управленческих решений.

Движущая сила управления здравоохранением — механизмы финансирования, нормативно-правовое регулирование профессиональной деятельности, стандартизация, экспертиза и нормирование медицинской деятельности.

Лечебно-профилактические учреждения различных ведомств, включая систему Минздрава, в определенной степени дублируют друг друга по отдельным видам предоставляемой в них медицинской помощи. В качестве контраргумента против ликвидации ведомственной медицины следует отметить, что ведомственные учреждения здравоохранения создавались десятилетиями в прямой связи со спецификой труда, быта и отдыха лиц, работающих в соответствующих отраслях. В учреждениях ведомственного здравоохранения уровень оказания медицинской помощи, как правило, выше, чем в учреждениях общей системы здравоохранения. Это обусловлено как их лучшим техническим оснащением, так и более высокой квалификацией кадров. С другой стороны, нагрузка в ведомственных медицинских учреждениях ниже, чем в аналогичных учреждениях здравоохранения общей сети.

Если средства, выделяемые отраслевым министерствам и ведомствам на здравоохранение (железная дорога, авиация, силовые министерства и т.д.), не удается консолидировать в общий бюджет здравоохранения, следует хотя бы наладить их учет (в расчете на одного жителя и т.д.).

В настоящее время в ряде стран в первичную медико-санитарную помощь начинает внедряться система составления списков обслуживаемых семей или отдельных лиц. С одной стороны, составление списков потенциальных пациентов (охватываемого контингента населения) способствует сдерживанию расходов, с другой — повышает вероятность более тесных личных взаимоотношений между врачом и пациентом и обеспечивает непрерывность медицинского обслуживания.

Таким образом, охрана здоровья включает многие межсекторальные взаимодействия, не связанные напрямую с оказанием медицинской помощи населению, в то время как здравоохранение – это система учреждений, оказывающих населению лечебно-профилактическую помощь, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор и судебно-медицинскую экспертизу.

Кадровая политика, медицинское образование и повышение квалификации медицинских работников. В период социально-экономических преобразований в обществе, включая реформирование системы здравоохранения, ключевую роль приобретает оптимизация управления кадровыми ресурсами как важнейшей стратегической составляющей развития отрасли.

В годы реформ проблемам кадровой политики не всегда уделялось должное внимание. Нерешенными остаются следующие вопросы: отток квалифицированных кадров из отрасли, особенно из первичного амбулаторно-поликлинического звена; наличие диспропорции между количеством врачей общего профиля, узких специалистов, врачей и средних медицинских работников; низкий уровень оплаты труда и недостаточные социальные гарантии со стороны государства для медицинских работников.

Успешная реформа здравоохранения возможна лишь при комплексном рассмотрении вопросов планирования штатной структуры, включая сочетание различных категорий медицинских работников, их образования, профессиональной подготовки и аккредитации медицинского персонала, а также системы стимулирования и др. Действующие нормативы кадрового обеспечения должны пересматриваться как минимум каждые пять лет, а в период реформ в здравоохранении – еще чаще.

Менеджмент — это управление, которое является самой важной функцией в разных сферах человеческой деятельности. Менеджеры — это миллионы людей в мире, которые в той или иной степени руководят в различных организациях другими людьми. Менеджмент представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организации.

Функциональный аспект менеджмента предполагает в ходе управления выполнение следующих функций: прогнозирование, целеполагание, планирование, организацию, координирование, учет, контроль, анализ и регулирование.

Посредством выполнения этих функций менеджеры обеспечивают условия и организуют эффективное использование труда персонала, производственного аппарата, материальных и финансовых ресурсов организации.

Менеджмент как междисциплинарная область человеческой деятельности базируется на нескольких концепциях, что позволяет рассматривать его также в нескольких аспектах: управление производственными операциями раскрывает технический аспект менеджмента в организации;

· управление трудовыми операциями — социальный аспект;

· управление маркетингом — рыночный аспект;

· управление коммуникациями — информационный аспект;

· управление собственностью раскрывает имущественный аспект.

Система управления организацией с позиции системного подхода может быть определена как:

· концептуальная, если она рассматривается как модель системы управления;

· эмпирическая, если рассматривается конкретная организация;

· искусственная, поскольку она создана и используется людьми;

· «человекомашинная» («человекокомпьютерная»), поскольку в

контур управления включена автоматизированная информационная система;

· замкнутая или открытая в зависимости от решаемых задач

и используемой для этого информации — только внутренней или связанной с окружающей средой;

· временная, поскольку она периодически подвергается формальным или неформальным изменениям.

Медицинская наука. Одним из стратегических положений новой парадигмы здравоохранения является утверждение о том, что основная функция медицинской науки — создание адекватной научной основы для деятельности практического здравоохранения.

Финансирование по приоритетам — неотъемлемая часть современной научной политики. Однако приоритеты медицинской науки и здравоохранения не всегда совпадают. Приоритетам в здравоохранении свойственна определенная иерархия, с превалированием клинических направлений, которые исследуют причины, обусловливающие наибольшие потери общества от заболеваемости, инвалидности и смертности. Отсутствие консенсуса между социальным заказом здравоохранения и приоритетами медицинской науки тормозит внедрение научных достижений в практику здравоохранения.

В условиях недостаточного финансирования решение вопроса о количестве выполняемых отраслью НИР и объеме финансирования, выделяемого в среднем на одну тему, требует взвешенного аналитического подхода. Возможно, количество тем НИР должно стать меньшим, но каждая планируемая НИР должна иметь более высокий уровень финансирования, а необходимость ее выполнения должна быть аргументирована и обоснована потребностями практического здравоохранения. Кроме того, среди планируемых НИР существенный объем должны занимать инновационные проекты, призванные осуществлять доработку и внедрение в практику передового зарубежного опыта и достижений мировой медицинской науки.

Необходимо наладить процесс финансирования науки на тендерной основе, когда министерство выставляет на «торги» научные задания с определенной стоимостью, а НИИ (лаборатории) на конкурсной основе борются за предоставление им этого финансирования. Минздрав, его структурные подразделения должны регулярно формировать пакет предложений – заказов для НИИ и вузов от лица практического здравоохранения и для развития общесистемных задач.

В настоящее время научная деятельность и практическое здравоохранение финансируются раздельно. Практическое здравоохранение фактически не осуществляет финансирование научных проектов, хотя на базе многочисленных больниц и клиник регулярно бесплатно внедряются десятки и сотни новых медицинских технологий. Вероятно, и разработчики, и клиники должны быть в равной степени заинтересованы в процессе внедрения.

Таким образом, в условиях ограниченных ресурсов и произошедших в последние годы социально-политических перемен необходимо существенно пересмотреть основные принципы национальной научной политики, организации планирования и выполнения НИР:

1) система должна содержать такое количество научных сотрудников, финансирование которых она способна осуществлять на достаточном уровне без ущерба качеству научных исследований;

2) научные исследования уже невозможно вести одновременно по многим направлениям медицины (как это было ранее), поэтому необходимо сконцентрировать силы и ресурсы исключительно на приоритетных направлениях;

3) перенос передового опыта и новых технологий из одной страны в другую.

4) научно-методическая и организационно-методическая работа должна перекрывать все запросы практического здравоохранения.

5) заказчиками прикладной (до 80%) тематики должны быть управления Минздрава. В свою очередь НИИ и вузы должны на конкурсной основе предоставить проект плана НИР и стремиться выиграть выделяемое финансирование (грант);

6) структура сети НИУ должна стать более лабильной и обеспечивать приоритет вузовской науки, тематически перекрывающей все запросы практического здравоохранения; научно-практические центры, клиники НИИ и вузов Минздрава должны получить официальный статус научных учреждений;

7) следует активно использовать ресурсосберегающие технологии в управлении и организации научных исследований.

8) особое значение должно уделяться научным исследованиям в области организации здравоохранения. Реформирование здравоохранения немыслимо без этих исследований, однако их невозможно заимствовать, их нужно проводить самостоятельно;

9) необходимо финансирование подготовки и издания учебников, справочных и энциклопедических пособий в соответствии с планом научной и издательской деятельности МЗ РК;

10) назрела необходимость создания информационной системы, и т.д.;

11) необходимо разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую и оптимизирующую все аспекты научной деятельности в организациях Министерства здравоохранения;

Таким образом, национальная научная политика должна быть основана на принципах ресурсосбережения, рационального использования выделяемого финансирования и реструктуризации научного потенциала. Решающее значение имеет создание инновационной политики, базирующейся преимущественно на тиражировании апробированного зарубежного опыта и технологий, а также изменение менталитета некоторых ученых и руководителей научных учреждений, до сих пор считающих, что организация научных исследований небольшой страны с ограниченными ресурсами, ранее входившей в состав сверхдержавы, может бесконечно долго осуществляться на прежних принципах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.