Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая школа права




Историческая школа права возникла в Германии в конце XVIII — начале XIX в. на основе изучения обычного права.

Основоположником этого направления правовой теории стал профессор Геттингенского университета Густав Гуго. Другими известными представителями этой школы были Фридрих Карл фон Савиньи и Георг Пухта.

Представители исторической школы рассматривали право как выражение народного духа. По их мнению, право не сотворяется, а обнаруживается в ходе развития конкретного народа. Задача юриста состоит в том, чтобы облекать в юридическую форму то, что уже существует в народном духе. Законодательная деятельность в этом процессе является лишь финальной стадией.

Развитие права сторонники данной школы уподобляли развитию национального языка. Право является выражением особенностей национального характера, поэтому оно неприменимо к другим народам, как и язык. На этой основе историческая школа отрицала возможность существования единого для всех народов права, призывала изучать юридические институты в контексте их конкретного времени и места, а не с точки зрения всеобщих или абстрактных принципов. Знания о развитии права необходимо получать на основе изучения истории.

Право идентично мнению народа относительно его прав и справедливости. Истинные истоки права находятся в народной вере, обычаях, «здравом смысле народа». Поэтому сторонники исторической школы отрицали возможность законодательным путем изменить существующее право. Законодатель должен лишь выражать «общее убеждение нации».

Среди источников права сторонники исторической школы на первое место ставили обычаи, так как, по их мнению, многие не знают предписаний закона, но каждому известен фактически сложившийся распорядок жизни.

Вкладом исторической школы в развитие юридической науки является следующее:

1. Представители данной школы обратили внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворчестве.

2. Справедливо было отмечено то, что законодатель не может творить нормы права произвольно, по своему усмотрению. В то же время во взглядах сторонников исторической школы

имеется ряд противоречий:

1. Рассмотрение права как выражения духа конкретного народа приводит к отрицанию возможности заимствований из права других народов, что опровергается многочисленными примерами.

2. Детерминистский взгляд на право подрывает любые усилия, направленные на улучшение правового порядка.

3. Сторонников исторической школы отличает отрицание за юристом какой-либо творческой роли. Однако и создание законов, и толкование являются творческим процессом.

4. Неверно считать все обычаи выражением народного духа, здравого смысла. Многие обычаи соблюдаются из удобства или по подражанию.



6. Социологический подход к праву

Основателем социологической школы права является Э.Эрлих, который выдвинул концепцию «свободного (живого) права». Эрлих считал, что право следует искать не в застывших нормах, которые он называл «пеной на поверхности воды», а в самой общественной жизни, что стало одной из центральных идей социологического направления.

По мнению Эрлиха, человеческая судьба определяется не юридическими установлениями, а внутренним порядком человеческих ассоциаций, к которым Эрлих относил, в частности, семью, церковь, корпорации. Внутренний строй человеческих ассоциаций, составляющий «живое право», не только предшествует по времени юридическим положениям, но и представляет собой базисную форму права.

Государство, по Эрлиху, является лишь одним из видов ассоциаций, поэтому многие правовые нормы не находят выражения в установлениях государства.

Эрлих считал, что задача юриспруденции состоит в смягчении напряженности, существующей между живым правом и правом, исходящим от государства.

Положительным моментом к концепции Эрлнха является положение о социальной обусловленности права. Однако Эрлих фактически рассматривает все общественные отношения как правовые. В связи с этим Отто фон Гирке указывал, что концепция Эрлиха носит отпечаток «мании правового величия».

Социологический подход к праву стал господствующим в правовой теории XX в. и наибольшее распространение получил в США. Одним из направлений этой школы здесь стала юриспруденция интересов. Наиболее известными представителями юриспруденции интересов считаются Филипп Хек и Роско Паунд. По мнению Хека, появление каждого нового закона связано с борьбой между противостоящими интересами, и закон призван решать этот конфликт интересов.

Р. Паунд ввел в науку понятие «юридическая социальная инженерия». Содержанием такой инженерии является деятельность по установлению разумного порядка в цивилизованном человеческом сообществе. Право, по его мнению, должно восприниматься как инструмент социального контроля, наряду с моралью, обычаями и т.д. Паунд выдвинул концепцию «юстиции без права», в которой признал возможность свободы правового усмотрения не только за судьями, но и за административными учреждениями.

Паунд вслед за реалистами утверждал, что правовой порядок должен пересматриваться в соответствии с изменениями в общественной жизни, которую он должен регулировать.

Во Франции направлениями социологического подхода к праву стали теория солидаризма и институционализм.

 





Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1073; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.39.44
Генерация страницы за: 0.011 сек.