Для замены, облегчения труда человека, повышения его производительности используют машины. Это устройства для обработки, преобразования материалов, энергии и информации с помощью определенных целесообразных механических движений. В технологических машинах изменяются размеры, форма и состояние (твердое, жидкое и др.) обрабатываемых объектов. В транспортных машинах происходит перемещение различных объектов с требуемой скоростью. В энергетических и информационных машинах происходит преобразование соответственно энергии или вводимой информации для контроля, регулирования и управления движением.
Машина выполняет свои функции с помощью определенных механических движений. Носителем этих движений является механизм. Механизмом называют искусственно созданную систему подвижно соединенных тел (звеньев), предназначенную для преобразования заданного движения одного или нескольких из них в требуемое движение остальных. Машина состоит из сочетания механизмов.
Подвижно соединенные между собой части механизма называют звеньями. Звеном может быть одна или несколько неподвижно соединенных между собой деталей.
В состав любого механизма входят как неподвижное звено (стойка), так и подвижные звенья. К стойке относят элементы неподвижной системы механизма, например, корпус и детали, жестко связанные с ним. Подвижное звено, независимо от количества входящих в него деталей, образует жесткую систему, для которой характерен одинаковый вид движения.
В механизме различают звенья ведущие, которые получают движение от внешних источников энергии, и ведомые – все остальные подвижные звенья, получающие определенное движение от ведущих звеньев. Закон движения ведущих звеньев обычно задан. Движение ведомых звеньев исследуется по отношению к неподвижной системе жестко связанных тел, к стойке. В принтере, например, к стойке следует отнести корпус печатающего устройства, все детали и платы, жестко связанные с ним. Ведомое звено, совершающее требуемое движение, которое получают с помощью механизма, называют рабочим.
Звенья механизмов могут обладать различными физическими свойствами. Наряду с абсолютно твердыми звеньями, в механизмах используются упругие и гибкие звенья, характеризующиеся возможностью изменения своей формы, размеров. В качестве упругих звеньев применяют различного вида пружины, мембраны, металлорезиновые соединения. К гибким звеньям относятся ремни, ленты, пассики, нерастяжимые нити и т.д.
а б в г
При изучении движения механизма звенья изображают упрощенно без учета многих особенностей конструкции (ГОСТ 2.770-74). Так, на рис. 1.1, а изображены звенья типа вала, стержня, ползуна. Для указания неподвижности любого звена часть его контура покрывают штриховкой (рис. 1.1, б). Неподвижное соединение частей звена и неподвижное соединение детали с валом показано соответственно на рис. 1.1, в и рис. 1.1, г.
а б в г
Рис. 1.1
Основными признаками механизма являются подвижность звеньев и определенность в преобразовании их движений.
Подвижные звенья входят в соединение между собой или с неподвижным звеном так, что имеется возможность движения одного звена относительно другого. Соединение двух соприкасающихся звеньев, допускающее их относительное движение, называется кинематической парой.
Поверхности, линии, точки, по которым одно звено соприкасается с другим, образуя кинематическую пару, называют элементами пары.
Кинематические пары накладывают на относительные движения звеньев ограничения, зависящие от способа соединения звеньев пары. Известно, что всякое свободное твердое тело имеет 6 степеней свободы, которые можно представить в виде простейших движений: три вращения вокруг координатных осей и три поступательных перемещения вдоль этих осей (рис. 1.2, а). Присоединением звеньев механизма друг к другу ограничиваются некоторые из указанных движений. Ограничения, накладываемые на относительные движения звеньев, входящих в кинематическую пару, называются условиями связи в кинематических парах. Очевидно, что число ограничений может быть только целым и должно быть меньше шести, так как в противном случае звенья теряют относительную подвижность и кинематическая пара переходит в неподвижное соединение звеньев. Число условий связи не может быть меньше единицы, ибо в этом случае звенья не соприкасаются и кинематическая пара перестает существовать.
Для удобства анализа структуры механизмов кинематические пары классифицируют по различным признакам.
В зависимости от числа отнятых кинематической парой независимых возможных перемещений звеньев, т.е. от числа отнятых степеней свободы, пары делятся на пять классов; порядок класса соответствует числу ограничений движения. На рис. 1.2, б, в показаны соответственно пары 3-го и 4-го классов, а на рис. 1.2, г, д, е изображены пары 5-го класса (поступательная, вращательная, винтовая). Кинематические пары 5-го класса имеют наибольшее распространение, поскольку они являются основой направляющих поступательного и вращательного движений.
По характеру относительного движения звеньев кинематические пары делят на плоские и пространственные. Точки звеньев, входящих в плоские пары, могут двигаться в одной или параллельных плоскостях. К плоским кинематическим парам относятся пары только 5-го и 4-го классов, так как свободное тело, совершающее плоское движение, имеет только три степени свободы, три возможные простейшие движения: два поступательных вдоль координатных осей плоскости и вращательное – в плоскости движения. Точки звеньев пространственных пар при движении описывают пространственные кривые.
д
г
е
в
б
а
Рис. 1.2
Рис. 1.3
б
в
е
д
а
г
По характеру соприкосновения звеньев в кинематической паре последние делят на низшие и высшие. Низшими называют такие пары, в которых соприкосновение звеньев между собой происходит по поверхности (рис. 1.3). В высших кинематических парах соприкосновение звеньев происходит по линии или в точке. Преимуществом высших пар является возможность воспроизводить достаточно сложные относительные движения, меньшие потери на трение. Достоинством низших пар является способность их элементов воспринимать и передавать значительные нагрузки при меньшем износе. Высшие пары образуются боковыми поверхностями зубьев колес, находящихся в зацеплении, роликами фрикционных передач, кулачком и толкателем. В плоских механизмах высшая пара относится к четвертому классу, ее называют парой качения со скольжением.
По способам замыкания, т.е. обеспечения постоянного соприкосновения элементов, кинематические пары классифицируют на геометрически незамкнутые (силовые) и замкнутые. В первых – пара существует за счет прижатия одного звена к другому силами тяжести, упругости пружин, электромагнитного притяжения. В геометрически замкнутых парах соприкосновение звеньев обеспечивается геометрическими формами элементов (рис. 1.2, б–е).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление