Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутрипсихологический уровень




Место специальной психологии в системе наук

Возникнув на стыке медицины, психологии и дефектологии, специ- альная психология сохраняет свой статус пограничной науки. Исходя из междисциплинарного статуса специальной психологии, необходи- мо рассмотреть уровни ее взаимосвязей.

Первый уровень – внутрипсихологический, в котором изучаются проблемы на границе различных областей психологии (общей, возра-

стной, клинической, социальной, педагогической и т.д.).

Второй уровень – внешнепсихологический. Он предполагает изуче-

ние предметно-объектных оснований проблем специальной психоло-

гии с позиций философии, социологии, медицины, педагогики и дру-

гих наук о человеке.

 

Специальная психология тесно связана со многими разделами пси- хологии. Так, связи специальной и общей психологии вытекают из сход- ства их определений, методов, понятийного аппарата. Но если общая психология изучает наиболее общие закономерности психической де- ятельности, строение и развитие психики в норме, то специальная пси- хология изучает такие закономерности при атипичном (отклоняющем- ся и нарушенном) развитии.

Психологическое изучение нормальных и аномальных детей в ас- пекте их развития, начатое еще Л.С. Выготским, сближает возраст- ную, детскую, педагогическую и специальную психологию.

Специальную и возрастную психологию сближает общность их объекта – развивающийся человек. Но если возрастная психология

изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психичес- ких процессов и психологических качеств, то специальная психоло- гия изучает формирование психических новообразований в условиях специфической социализации – нарушении взаимодействия личности с окружающей средой. В этой связи проблемы специальной психоло- гии решаются с учетом возрастных особенностей человека, имеюще- го врожденные или приобретенные проблемы развития, опосредован- но влияющие на его социализацию.

С педагогической психологией особо интенсивное взаимодействие

происходит при установлении закономерностей овладения знаниями, умениями, навыками детьми с атипией, при изучении изменений их психики в процессе учебно-воспитательной работы. Специальная пси-

хология выявляет психологические механизмы, лежащие в основе пе- дагогических взаимодействий с такими детьми, изучает закономерно-

сти педагогического процесса, определяет условия его оптимизации.


При этом специальная психология ориентирует «ожидаемый результат» на доступный каждому ребенку уровень развития и социализации.

Изучение особенностей психического развития при патологичес-

ких состояниях привносит общие моменты в специальную и клини- ческую психологию.

Взаимодействие специальной психологии с другими разделами пси- хологической науки расширяется по мере дифференциации психологии в целом и появления новых задач специальной психологии. Так, начи- ная с 70-х годов прошлого века отечественная научная школа А.Р. Лу- рия интенсивно развивает детскую нейропсихологию, что представляет собой качественно новую ступень в изучении проблемы «мозг и психи- ка». Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций у детей с локальными поражениями мозга, проводимое в рам- ках нейропсихологии, позволило выявить закономерности хроногенной локализации высших психических функций, о чем еще в 1934 году пи- сал Л.С. Выготский. Концепция Л.С. Выготского об изменчивости межфункциональных связей и отношений в процессе формирования высших психических функций позволила указать направление измене- ний в процессе развития: «вверх» – на еще не сформировавшиеся фун- кции и «вниз» – на уже сложившиеся. Изменчивость межфункциональ- ных связей обуславливает зависимость характера отклонений в разви- тии от времени воздействия патогенного фактора. Этот вывод спо- собствовал уточнению задач психологической диагностики и науч- ному обоснованию обучения детей с нарушениями в развитии. Се- годня можно уверенно говорить о широком применении нейро- психологических методов в специальной психологии (см. ра- боты Н. К. Корсаковой, А. В. Семенович, Н. Я. Семаго, М. М. Се- маго, О. Н. Усановой, Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной и др.).

Решение задач интегрированного обучения детей с нарушениями в

развитии потребовало социально-психологических исследований и тем самым создало предпосылки взаимопроникновения социальной и спе- циальной психологии. Арсенал фундаментальных положений специаль- ной психологии обогатился представлениями о специфике общения и взаимодействия лиц с атипией, в этом же контексте проводятся ис- следования личностных особенностей этого контингента.

Поскольку специальная психология является междисциплинарной нау- кой и одновременно областью психологии, предметом ее изучения ста- новятся многие аспекты (клинико-психологический, социально-психоло- гический и др.) различных разделов психологии. Специальная психоло- гия использует полученные знания для понимания атипичного развития в целях нахождения путей оптимальной социализации лиц с атипией.


 

Широкие связи специальной психологии и других областей психо- логической науки расценивались и расцениваются неоднозначно, по- этому вопрос о самостоятельности специальной психологии как на- уки окончательно не решен.

Некоторые авторы (В. В. Богословский, А. Г. Ковалев, А. А. Степа-

нов) считают специальную психологию частью патопсихологии, обо-

сновывая свои взгляды тем, что обе науки изучают нарушения психи-

ческого развития и психической деятельности людей. По их мнению,

эти науки имеют одинаковый предмет.

А. В. Петровский, напротив, говорит о том, что патопсихология, ис- следующая отклонения в развитии психики, распад психики, являет-

ся одной из ветвей специальной психологии. Однако с этим, казалось бы, логичным утверждением трудно согласиться.

Специальная психология изучает специфику нарушений развития психической сферы у детей, тогда как патопсихология изучает зако- номерности распада сформировавшейся психики, структуры личнос-

ти. Известно, что процессы развития и распада подчиняются разным

закономерностям и имеют качественные особенности, не позволяющие

говорить об однородности отдельных уровней распада и развития. Сле-

довательно, изучение этих закономерностей должно вестись диффе-

ренцированно. Кроме того, специальная психология ориентирована на

нужды дефектологии и педагогики и «обслуживает» их теоретические и практические потребности, а патопсихология направлена на реше-

ние задач психиатрической клиники. В связи с этим включение спе- циальной психологии в патопсихологию и обратная операция представ- ляются неправомерными.

С другой стороны, высказывались взгляды о специальной психо- логии как разделе дефектологии (Петрова В. Г., Лубовский В. И., Ро-

занова Т. В. и др.). Действительно, возникновение специальной пси-

хологии обусловлено необходимостью психологической помощи де-

тям и взрослым с отклонениями от нормального развития, вызванны-

ми врожденными или приобретенными дефектами. Изначально специ-

альная психология была ориентирована на теоретическую и практичес-

кую дефектологию. Однако дефектология – педагогическая наука, об- ращенная к задачам специального образования. Поскольку значитель-

ная часть исследований с позиций специальной психологии проводи- лась в рамках дефектологии, целесообразно рассмотреть взаимодей- ствие этих наук подробнее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.