Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы консультирования




Основной метод консультирования – беседа, построенная определен- ным образом. В терминологическом отношении полезно различать кон-


сультирование как вид и процесс деятельности и консультацию как не- посредственно консультационную беседу. Во время консультации пси- холог применяет специальные приемы и методы работы, направленные на лучшее понимание проблем клиента, его личностных особеннос- тей. В процессе консультации оказываются воздействия на мысли, чув- ства и поведение; беседа рассчитана на то, чтобы за сравнительно ко- роткий срок найти и сформулировать способ решения проблемы кли- ента. Причем это должно быть сделано в форме понятной и доступ- ной для реализации им самим (Алешина, 1996; Немое, 1999).

Консультанту или его помощнику рекомендуется встречать кли- ента у входа в кабинет и, если необходимо, проводить на место, где он должен сидеть.

Оптимальные условия для проведения консультации: отдельный, изо- лированный кабинет, отсутствие предметов, отвлекающих внимание клиента. Лучше, если обстановка будет успокаивать и создать комфор- тное настроение.

Пространственное размещение: консультант и клиент сидят рядом или

напротив под небольшим углом; расстояние между ними от 60–70 см до

100–110 см. При этом ничего, кроме небольшого письменного столика,

не должно находиться между консультантом и клиентом. Клиент во вре-

мя беседы должен иметь возможность отвести взор, повернуться вполо-

борота или боком по отношению к психологу-консультанту (Немов, 1999).

Консультация организуется и проводится в такое время, когда кли-

ент никуда не спешит и не находится в плохом физическом состоя-

нии. Желательно, чтобы время начала и окончания консультантом за-

ранее было четко обозначено. В помещении, где проводится консуль-

тация, могут находиться часы. Лучше, если они будут висеть на стене

напротив консультанта за клиентом или сбоку от него, не попадая на глаза клиенту во время консультации.

Встречающий должен первым представиться клиенту и начать бе- седу со знакомства. Затем консультант предлагает клиенту расска- зать о том, что его волнует, и внимательно, терпеливо и доброжела- тельно выслушивает его. Время от времени психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, не ме-

шая его исповеди. Необходимо следить за тем, чтобы вопросы пси-

холога не сбивали клиента с мысли, не вызывали у него раздраже-

ния, напряжения, сопротивления.

Консультант во время слушания клиента должен запоминать имена,

даты, факты, события, которые важны для понимания ситуации и лич-

ности клиента, для оптимального решения его проблемы. Лучше все- го запоминать информацию без письменной ее фиксации. Однако при

необходимости можно попросить разрешения делать краткие записи.


 

После первоначального знакомства с проблемой в виде расска- за-исповеди клиента консультация продолжается как диалог. В ре- зультате у психолога складывается определенное представление о сути проблемы, а также предположение о возможных причинах и способах разрешения.

Однако психолог-консультант не должен давать прямых советов и рекомендаций клиенту, как ему поступить. Для развития личности кон- сультируемого важно, чтобы тот осознавал и проявлял личную ответ- ственность и сам принимал решения.

Позиции консультанта в ходе консультирования могут быть раз- личны. Обычно выделяют три основные позиции.

1. Консультант как советчик. Он снабжает клиента информацией по интересующим его вопросам, дает конкретные практические сове- ты (к каким еще специалистам можно обратиться, как вести себя в той или иной ситуации, каковы особенности того или иного возраст- ного кризиса и т.п.).

2. Консультант как помощник. Его задача – не давать практичес- ких советов, а помочь клиенту мобилизовать свои внутренние ресур- сы, дать ему почувствовать ответственность за происходящее с ним и принять адекватное решение.

3. Консультант как эксперт. Он показывает варианты решения про- блемной ситуации, оценивает вместе с клиентом их эффективность, помогает выбрать лучший.

Наиболее распространена вторая модель, но фактически чаще все- го консультант периодически занимает разные позиции.

Есть и другая классификация позиций консультанта (Алешина Ю.Б., 1994; Абрамова Г. С, 1995).

1. Позиция «сверху». Консультант выступает в роли «гуру» –учи- теля жизни. Считая, что его квалификация ставит его выше клиента, он воздействует на последнего, заставляя принять свою точку зре- ния на проблему: он оценивает действия клиента как «правильные» и «неправильные», «хорошие» и «плохие». Клиент в данном случае пассивен, он начинает зависеть от психолога, слепо выполнять его рекомендации. В результате консультирование просто теряет всякий смысл, превращается в инструктаж, причем указания психолога от- нюдь не всегда бывают конструктивными – ведь его авторитарность не позволяет ему вжиться в ситуацию клиента, а она всегда уникаль- на, как уникален каждый человек.

2. Позиция «снизу». В этом случае консультант идет за клиентом,

куда тот пожелает. Клиент манипулирует им, подводит его к «выгод-

ным» для себя советам и оценкам, чтобы самому избавиться от от- ветственности за ситуацию. По существу, клиент за счет консультанта

удовлетворяет свои сугубо «корыстные» цели (например, самооправ-


 

дание), а вовсе не стремится разрешить проблему. Такая позиция кон- сультанта также разрушает сам процесс консультирования.

3. Позиция «на равных». Эта позиция считается единственно пра- вильной. В этом случае консультант и клиент находятся в диалогичес-

ком общении, сотрудничают для решения той или иной проблемы. При

этом каждый несет свою долю ответственности за происходящее.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.