Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение потребителя в рыночной экономике




Оценка роли рыночной системы

Рыночные цены, формирующиеся на основе конкуренции, выполняют следующие функции:

1. Уравновешивающая функция цен заключается в способности конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цены на уровне, при котором величина спроса совпадает с величиной предложения. Равновесные цены автоматически согласовывают друг с другом предложение и спрос.

2. Ориентирующая функция цен: цены служат для оповещения покупателей и продавцов о решениях рыночных агентов.

3. Распределительная функция цен: потребителем товара будет тот, кто захочет и сможет оплатить равновесную цену.

Эти три функции цен составляют основу координационного механизма рыночной системы.

Важнейшее достоинство рыночной системы состоит в том, что реализация субъективных частных интересов экономических агентов посредством координационного рыночного механизма приводит к реализации объективных интересов общества, что и проявляется в решении трех фундаментальных экономических проблем, которые были сформулированы в предыдущей лекции (что? как? для кого?). Действие объективных экономических законов, которые А. Смит назвал «невидимой рукой» рынка, приводит к тому, что:

1. Фирмы производят именно те товары и услуги и в таких количествах, на которые существует спрос при сложившихся рыночных (равновесных) ценах.

2. Фирмы производят товары и услуги с использованием таких ресурсов и технологий, которые при сложившихся рыночных (равновесных) ценах обеспечат им возможность покрыть все свои затраты (издержки).

3. Купят товар те потребители, кто оплатит его рыночную (равновесную) цену.

Однако рыночный механизм не является абсолютно совершенным способом решения экономических (а тем более социальных и других) проблем общества, так как ему свойственны существенные недостатки:

1. Рыночный механизм действует эффективно только в условиях совершенной конкуренции, а экономическая реальность, как вы узнаете из дальнейших лекций, далека от этих условий.

2. Есть и другие недостатки рыночного механизма, которые называют проявлениями несостоятельности рынка, а иногда даже провалами рынка – так значительны эти недостатки.

В лекции 9 «Государство в смешанной экономике» на основе подробного анализа недостатков рыночной системы доказывается объективная необходимость участия государства в решении экономических и других проблем, стоящих перед современным обществом.


ЛЕКЦИЯ 3

Теория потребительского поведения основана на предположении о рациональном поведении потребителя на рынке. Покупая товары и услуги, он стремится максимизировать удовлетворение своих потребностей. Нам предстоит выяснить, что лежит в основе решений потребителей о распределении денежного дохода при покупке товаров и услуг, и почему потребитель выбирает тот или иной набор товаров и услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.