Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3 Теория поведения потребителей




1.Теория полезности и анализ потребительских предпочтений

2.Равновесие потребителя: принятие решения об оптимальном выборе

3.Оценка благосостояния потребителя

 

На рис. 2.1 (верхняя часть) показано изменение оптимума потребителя при изменении цены товара X, неизменной струк­туре предпочтений и прежнем доходе. При снижении Рх. до Р’х бюджетная линия KL поворачивается вокруг точки К против ча­совой стрелки и занимает положение KL1. Покупатель может теперь приобрести больше товара X, если он израсходует на него весь свой доход. В то же время ему становятся доступными все более удаленные от начала координат кривые безразличия.Опти­мум потребителя смещается из точки Е1 в точку Е2. Соединяя все подобные точки, получим линию ЕЕ, называемую кривой Цена-потребление. Она представляет множество всех оптималь­ных комбинаций товаров Х и Y при изменении цены товара

На основе кривой цена-потребление можно построить линию индивидуального спроса (нижняя часть рис. 2.1). Если потре­битель покупает Х1 товара Х при цене Рх и Х2 при цене Рх, то на основании этой (и подобной) информации можно постро­ить линию DD, характеризующую объем спроса на товар Х как функцию его цены.

Рассмотрим теперь изменение оптимума потребителя при из­менении его дохода (цены и предпочтения остаются неизмен­ными). С ростом дохода бюджетная линия KL смещается в по­ложение K1L1 и потребитель переходит на более высокую кри­вую безразличия U2U2 (рис. 2.2). Очевидно, что набор Е2 со­держит большее количество товаров Х и Y, чем набор Е1. Со­единяя все подобные точки, получим кривую GG, называемую кривой доход-потребление. Она представляет множество всех оптимальных наборов или комбинаций товаров при изменении дохода потребителя и неизменном соотношении цен.

Как видно из рис. 2.2, кривая доход-потребление имеет по­ложительный наклон, с ростом

 

 

дохода потребление обоих товаров Х и Y увеличивается. Такие товары называются нормальными. На рис. 2.3 показана другая ситуация. Здесь кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон. С ростом дохода по­требление одного товара увеличивается (Y на рис. 2.3,а, Х на рис. 2.3,б), тогда как другого сокращается (X на рис. 2.3,а, Y на рис. 2.3,б). Товар, потребление которого с ростом дохода снижается, называется некачественным; товар, потребление ко­торого с ростом дохода возрастает, — качественным. Заметим, что товар Y является качественным и в ситуации, представлен­ной на рис. 2.2, и в ситуации, представленной на рис. 2.3,а. Для их различения используется понятие высококачественный товар. Поскольку с ростом дохода потребление некачественного товара снижается, можно определить высококачественный товар как такой, прирост расходов на который поглощает более 100% прироста дохода.

Кривая доход-потребление позволяет построить индивидуальную кривую Энгеля, характеризующую связь между объ­емом потребления товара и доходом потребителя при неиз­менных ценах и предпочтениях. Для нормальных товаров кри­вая Энгеля имеет положительный наклон. Кривая Энгеля может быть построена путем установления связи между оптимальными объемами потребления товара Х и соответствующими уровнями дохода KL и KL1 на рис. 2.3. Например, если E1(X1,Y1) и Е 2 (X 2,Y 2) представляют оптимум потребителя при доходе KL и KL1, то точки E1(I1,Y1) и Е 2 (I 2,Y 2) на рис. 2.4 и есть точки кри­вой Энгеля товара X. Таким образом, линия F1F1 кривая Энгеля товара X. Линия F 1 F 1 —кривая Энгеля товара X, соответствую­щая линии доход-потребление, изображенной на рис. 2.3,a.

Рис. 2.3. Линия доход – потребление. а – Х – некачественный товар; Y – высококачественный товар; б – Х – высококачественный товар; Y – некачественный товар.

 

На практике мы чаще интересуемся расходами на агрегиро­ванные группы товаров — продовольственные, непродовольствен­ные, услуги и т.д. В этом случае кривая Энгеля модифицируется в кривую расходов Энгеля, характеризующую зависимость расходов на ту или иную группу товаров от уровня дохода покупателя.

Кривая расходов Энгеля показывает различие между нор­мальными, некачественными и высококачественными това­рами. На рис. 2.5, где по ординатам отложены расходы на товар Х (вместо количеств этого товара на рис. 2.4), представлены три кривые расходов Энгеля, соответствующие линиям доход-потребление на рис. 2.2 и 2.3. На каждой из трех частей рис. 2.5 проведены лучи из начала координат под углом 45°. Если бы кривые расходов Энгеля совпадали с этими лучами, это означало бы, что весь доход потребитель расходует лишь на один товар Х (или соответственно на одну агрегированную группу то­варов). Поэтому такие лучи образуют верхние пределы реальных кривых расходов Энгеля.

Рис. 2.4. Кривые Энгеля
На рис. 2.5,а расходы на товар Х растут медленнее, чем ра­стет доход. На рис. 2.5,в расходы на Х растут быстрее, чем ра­стет доход. Следовательно, товар Х в данном случае является вы­сококачественным (рис. 2.3 ,б). Наконец, на рис. 2.5,б расходы на товар Х с увеличением дохода снижаются. Следовательно, в этом случае товар Х является некачественным (рис. 2.3,а).

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу

Изменение цены какого-либо товра влияет на объем спроса че­рез эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при сни­жении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замены способствует росту потребления относительно по­дешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулиро­вать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект за­мены.

Существуют, однако, два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Е.Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уро­вень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечи­вает и неизменный уровень реального дохода.

Рис. 2.6. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена Х снижается
Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис. 2.6. Бюджетная ли­ния KL соответствует денежному доходу I и ценам Рх и Ру. Ее касание с кривой безразличия U1U1 определяет оптимум потре­бителя E 1, которому соответствует объем потребления товара Х в количестве Х1. В случае снижения цены Х до Р х1 и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия

 

2U2 в точке Е2, которой соответствует потребление товара Х в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара Х выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2.

Теперь определим, каким должен, был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую K'L', параллель­ную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания Е3 и соответствующий объем потребления товара Х3.

Заметим, что при переходе от первоначального к дополни­тельному (расчетному) оптимуму (от Е1 к Е3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безраз­личия U1U1. Значит, сдвиг от E1 к Е3 и характеризует эффект замены товара У относительно подешевевшим товаром X. Он ра­вен разности Х3 – Х1. Следовательно, эффект дохода составит Х2 — Х3. Заметим также, что в результате действия эффекта до­хода потребление обоих товаров в точке Е2 выше, чем в точке Ез.

Рис. 2.7. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена Х повышается.
Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено и для случая, когда цена товара Х повышается (рис. 2.7). Здесь результатом повышения цены является перемещение оптималь­ного положения потребителя на более низкую кривую безразли­чия U1U1. Общий эффект повышения цены товара Х сводится к снижению его потребления с Х1 до Х2. При этом эффект замены составит Х1Х3, эффект дохода —Х3—Х2. Заметим, что в обоих случаях эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода — переходом с одной кривой на другую.

Эффект замены всегда отрицательный. Снижение цены од­ного товара побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого товара (или группы товаров). По­вышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими. Эффект дохода может быть отрицателен, как показано на рис. 2.6 и 2.7 для нормаль­ных товаров, положителен (в случае некачественного товара, ко­гда кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон) или нейтрален (если кривая доход-потребление вертикальна). В на­ших примерах эффект дохода усиливает действие эффекта за­мены, увеличивая потребление товара Х при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены. Для некачествен­ных товаров эффект дохода положителен — чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в мень­шей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Од­нако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицатель­ным. Так, на рис. 2.8,а (на нем показаны лишь бюджетные линии KL и KL1 и вспомогательная линия K'L' точкиих каса­ния с опущенными на рисунке кривыми безразличия обозначены соответственно Е1—Е3) общий результат повышения цены товара X (X1 – Х2) разлагается на эффект замены X 1 – Х 3 и эффект до­хода Х3 – X2, при этом (X 1 – Х 3) > (Х 3 – Х 2).

Поэтому, как правило, кривые спроса на такие товары имеют обычно отрицательный наклон, как и в случае нормальных това­ров. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается — его объем изменяется в том же направлении, что и цена. На рис. 2.8,б, например, (Х 3Х2) > (X 1 – Х 3). Такие товары на­зываются товарами Гиффена.

Рис. 2.8. Эффект замены и эффект дохода. Цена Х повышается. а – некачественный товар; б – товар Гиффена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.