Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Рынок труда




LACT

D LMC

Р

D

d

Р0 E

Р1 F

F/ d

D

0 q0 q/1 q1 q

Рис. 7.1. Две кривые спроса монополистически конкурентного предприятия

 

Допустим, что предприятие снижает свою цену до Р1, тогда как его конкуренты сохраняют свои цены неизменными. Теперь количество товара продаваемое снизившим цену предприятием, возрастает, скажем, до q1 . Значит, в пространстве цена – количество точки Е и F принадлежат одной и той же кривой спроса на данный товар, dd. Однако, если одновременно с нашим предприятием цену снизят и его конкуренты, прирост выпуска (продаж) у нашего предприятия будет не столь большим. Допустим, что в этом случае ему удастся продать не q1 , а лишь q'1 единиц продукции. Причина этого понятна. Если снижение цены одним продавцом не находит отклика со стороны других, то продажа продукции снизившим свою цену продавцом увеличится не только благодаря увеличению покупок его традиционными клиентами, но и за счет перетока покупателей к нему от относительно более дорогих источников снабжения.

Если же снижение цены одновременно осуществляют все продавцы на данном рынке, увеличение продаж каждого из них будет обусловлено лишь увеличением покупок со стороны традиционного круга покупателей и тех, для кого раньше этот товар представлялся непомерно дорогим. Никакого перетока покупателей от одного источника снабжения к другому не будет. Поэтому на рис. 7.1 точка F', соответствующая объему q'1, лежит на линии цены Р1 левее точки F. Соответственно точки E и F' тоже принадлежат к одной кривой спроса, но не dd, к которой принадлежат точки Е и F, а к DD, отображающей пары цена – количество в случае, когда все продавцы снижают свои цены до Р1.

Точно так же в том случае, если одно предприятие повысит цену, тогда как его конкуренты сохранят свои цены на прежнем уровне, величина его продаж сократится за счет оттока покупателей в большей мере, чем если бы были повышены цены всеми продавцами данного рынка. Поэтому при более высокой, чем Р0, цене линия спроса dd лежит левее, а при более низкой, чем Р0, цене – правее линии спроса DD. Для того чтобы наряду с dd существовала еще одна, вторая линия спроса DD, не требуется предложения о равновеликом или хотя бы пропорциональном изменении цен всеми продавцами на данном рынке, важно лишь наличие или отсутствие такого изменения и его направленность. От абсолютного или относительного размера снижения (повышения) ими своих цен зависит лишь конфигурация кривой DD, но не сам факт ее существования наряду с кривой dd.

Начнем с ситуации не равновесия отдельного предприятия. На рис. 7.2, а представлены две кривые спроса на его продукцию, DD и dd, охарактеризованные в разделе 7.2. Текущая цена продукции предприятия, по которой продается выпуск q0, - Р0. Обе кривые спроса, как мы знаем, пересекаются в точке Е. Предельные предприятия, МС, уравниваются с предельной выручкой MRd – кривая его предельной выручки, оно не сочтет Р0 своей прибылемаксимизирующей ценой. Такой ценой предприятие будет считать цену Р1, и, если все другие предприятия отрасли не изменяет своих цен, оно сможет, снизив цену с Р0 до Р1, увеличить выпуск (и продажу) продукции до q1.

 

Р,С a P,C б

D

D d E d/ E/ MC

Р0 F MC P1

Р1 E1 d P2 d/

G/ D

G D MRd/

MRd

0 q0 q/1 q1 q 0 q0/ q//1 q1 q

 

Рис. 7.2 Не равновесие монополистически конкурентного предприятия в коротком периоде

 

Допустим, однако, что и все другие предприятия не находятся в состоянии равновесия и потому все они также снизят свои цены, хотя и не обязательно в том же размере или пропорции, как и рассматриваемое нами предприятие. Тогда прибылемаксимизирующими выпуском нашего предприятия будет не q1, а q'1, соответствующий точке пересечения линии цены Р1 и кривой спроса DD (точкой Е' на рис. 7.2., а), а не dd.

Но тогда текущей ценой для рассматриваемого предприятия станет уже не Р0, а Р1 и, следовательно, точка Е', в которой кривые спроса DD и dd должны пересекаться, сместиться вдоль DD вниз и вправо, заняв положение Е1, соответствующее пересечению линии цены Р1, ставшей теперь текущей ценой, и кривой спроса DD. Иначе говоря, кривая спроса dd «соскользнет» вниз вдоль неподвижной кривой DD. А неподвижной кривая спроса DD останется из-за того, что, как мы предлагаем, общее число предприятий на данном рынке останется неизменным.

Новая ситуация представлена на рис.7.2, б, где кривые DD, МС, а также цена Р1 и выпуск q'1 те же, что и на рис. 7.2, а, а линия dd занимает новое положение d'd', пересекая кривую DD в точке Е' (Р1,q'1). Сдвиг dd в положение d'd' влечет за собой и сдвиг MR d в положение MR d', так что теперь (рис. 7.2, б) кривая предельной выручки пересекает не изменившуюся кривую предельных затрат в точке G'. По тем же причинам, что и в предыдущей ситуации, прибылемаксимизирующей ценой окажется теперь не Р1, а более низкая цена Р2. И если соперники не снизят также свои цены, наша фирма сможет выпустить и продать q2 единиц товара. Однако, опасаясь оттока своих покупателей, они, скорее всего, последуют примеру нашего предприятия и тоже снизят цены. И вновь реально продаваемое количество продукции при цене Р2 будет не q2 , а несколько ниже - q''1, кривая спроса d'd' опять «соскользнет» вниз вдоль кривой DD до ее пересечения с линией цены, на этот раз Р2.

Этот процесс закончится лишь тогда, когда у нашего предприятия не будет побуждений изменять цену. Такая ситуация равновесия монополистически конкурентного предприятия в коротком периоде показана на рис. 7.3. Здесь МС и MRd пересекаются в точке G*, а кривые DD и dd - в точке Е*. При цене Р* предприятие сможет продать q * единиц продукции. В этой ситуации у предприятия не будет заинтересованности в изменении цены Р*.

 

Р,С D MC

 

d E*

Р* d

G*

MRd

 

 
 


0 q* q

Рис. 7.3 Равновесие монополистически конкурентного предприятия в коротком периоде

 

Обратите внимание, что в состоянии равновесия, представленном на рис. 7.3, монополистически конкурентное предприятие может иметь как положительную, так и отрицательную и нулевую прибыль. Если при выпуске q * кривая средних затрат короткого периода окажется ниже точки G*, прибыль (экономическая) предприятия будет положительна. Если кривая средних затрат короткого периода при выпуске q * проходит выше точки G*, прибыль будет отрицательна (в этом случае максимум прибыли означает минимум убытков). Наконец, если при выпуске q * кривая средних затрат короткого периода проходит через точку G*, предприятие будет получать нулевую экономическую прибыль.

Модель монополистической конкуренции, предлагает отсутствие барьеров на вход, т.е. допускает переход производителей (продавцов) из других сфер деятельности в данную, и наоборот. Это значит, что в состоянии равновесия длительного периода предприятия должны получать нулевую экономическую прибыль. Если бы она была положительна, переход предприятий в данную отрасль продолжался бы, предложение этой группы взаимозаменяемых товаров увеличивалось бы, что вело бы к последующему снижению их цен и исчезновению прибыли.

Предположим сначала, что вход на рынок блокирован и, следовательно, выпуск группы взаимозаменяемых товаров фиксирован. Тогда равновесие монополистически конкурентного предприятия не отличается от равновесия монополиста. На рис. 7.4, а кривые LATC и LMC - это кривые соответственно средних и предельных затрат предприятия в длительном периоде, т.е. при неизменном же числе предприятий. Предприятие максимизирует свою прибыль при объеме выпуска q*, при котором выполняется равенство LMC = MRd, т.е. при цене Р*.

 

Р,С D a Р,С D б

d LMC

P* E* LATC P1* E*1

       
   


LAC(q*) d

d

D

MRd MRd

0 q* q 0 q*1 q

 

Рис. 7.4 Монополистически конкурентное предприятие в длительном периоде

 

Теперь допустим межотраслевой переход предприятий. Поскольку типичное предприятие данной отрасли получает положительную экономическую прибыль, в эту отрасль начнут переходить предприятия других отраслей и общее их число увеличится. Поскольку же рыночный спрос на товары данной группы не изменится, спрос на продукцию отдельного предприятия сократится. Это предполагает сдвиг кривой спроса влево и соответствующий сдвиг кривой предельной выручки, так что в конечном счете установится равновесие длительного периода, представленное на рис. 7.4, б. Типичное предприятие максимизирует прибыль при объеме выпуска q*1, при котором выполняется равенство LMC = MRd. Оно устанавливает цену Р*1, которая в точности равна средним долгосрочным затратам LATC. Таким образом, в условиях долгосрочного равновесия типичное монополистически конкурентное предприятие получает нулевую экономическую прибыль.

Чтобы рассмотреть равновесие монополистически конкурентного предприятия, отличающегося неоднородностью продукции и наличием затрат на рекламу, удобно рассматривать в качестве независимых переменных выбора наряду с ценой также качество продукции (услуги) и рекламирование, а выручку и затраты считать зависимыми переменными. Отобразить функции такого количества переменных на двухмерном рисунке невозможно, поэтому мы ограничимся лишь их аналитическим представлением.

Примем как показатель качества g (от англ. grade of quality), а как характеристику усилий по рекламированию и продвижению товаров на рынок – а (от англ. advertising). Теперь величину спроса можно представить как функцию цены, качества и усилий по продвижению товара на рынке:

q = D (P, g, a). (7.1)

 

Соответственно и общие затраты, С, можно представить как функцию не только выпуска, но и качества товара и усилий по его продвижению:

С = С (q, g, a)

(7.2)

Тогда прибыль монополистически конкурентного предприятия можно представить как:

π = Рq - C (q, g, a),

(7.3)

а обратную функцию спроса как

P = D-1(q, g, a).

(7.4)

Следовательно, (7.3) можно переписать:

π = qD-1 (q, g, a) - С (q, g, a),

(7.5)

Тогда условиям максимизации прибыли первого порядка будут

Мы имеем, таким образом, три уравнения и три переменные (в соответствии с (7.4) является не независимой переменной, а функцией других переменных). Предположив, что условия второго порядка выполняются, можно, решив систему трех уравнений (7.5), найти прибылемаксимизирующие значения q*, g* и a*. Тогда прибылемаксимизирующей ценой будет

P * = D-1(q * ,g * ,a * ), (7.7)

а максимальная прибыль составит

π * = q * P * - C * (q *, g *, a *) (7.8)

В зависимости от характера функций спроса, D, и затрат, С, максимальная прибыль, π *, может быть положительной, отрицательной или нулевой в коротком периоде. Однако в длительном периоде она должна быть неотрицательной, в противном случае предприятию придется покинуть данный рынок. Большинство экономистов полагают, что в длительном периоде из-за конкуренции большого количества мелких продавцов каждый из них будет зарабатывать нулевую экономическую прибыль.

Хотя отобразить на двухмерном графике функциональную зависимость многих переменных невозможно, мы представим графически поиск предприятием оптимального уровня качества. Как правило, повышение качества продукции сопровождается сдвигом кривой спроса на нее вправо, т.е. при той же цене величина спроса увеличится или тот же объем продукции будет запрашиваться по более высокой цене. Например (рис. 7.5), после сдвига кривой спроса DD в положение D1D1 будет запрашиваться то же количество продукции (q) по более высокой цене 1 > Р) либо по прежней цене (Р) будет запрашиваться большее количество товара (q1 > q). Если такого сдвига кривой спроса не произойдет, повышение качества потеряет для предприятия какой – либо экономический смысл, ведь оно, как правило, требует и повышенных затрат. Ясно, что сдвиг вправо кривой спроса повлечет и сдвиг кривой предельной выручки вправо, скажем, от MR до MR1. Такой сдвиг возможен лишь при том условии, что общая выручка является возрастающей функцией качества. Возрастающей функцией качества являются и общие затраты.

Р

D1

D

Р1

P

 

D D1

0 q q1 q

MR MR1

 

Рис. 7.5 Увеличение спроса при повышении качества продукции.

Поскольку предельной выручкой в экономике называют обычно прирост общей выручки при малом приросте выпуска, а предельными затратами – прирост общих (переменных) затрат также при малом приросте выпуска, введем понятия предельной выручки по качеству, MR(g), и предельных затрат по качеству, МС(g). Они характеризуют прирост выручки и соответственно затрат при малом приросте качества. Теперь мы можем представить поиск предприятием оптимального уровня качества, положив последнее переменной выбора.

Тогда известные нам условия максимизации прибыли (посредством варьирования уровня качества) монополистически конкурентным предприятием будут:

условие первого порядка –

MR(g) = MC(g), (7.9)

условие второго порядка –

МС(g) убывает медленнее, чем MR(g), или

МС(g) возрастает быстрее, чем MR(g), (7.10)

Оба варианта выполнения условия второго порядка (7.10) представлены на рис. 7.6, где g*- прибылемаксимизирующий уровень качества. Таким образом, при определенной конфигурации MR(g) и MC(g) существует оптимальный уровень качества. На рынке неоднородного товара продавцы, сталкивающиеся с разными функциями спроса и потому имеющие разные кривые MR(g), могут максимизировать свои прибыли, продавая товары разного качества, даже если их затраты одинаковы.

Таким же образом можно предоставить и оптимальный объем рекламирования и расходов по продвижению товара на рынок. Для этого достаточно вместо МС(g) и MR(g) ввести понятия предельных затрат на продвижение товара (включая его рекламирование), МС(а) (от анг. аdvertising рекламирование) и предельной выручки от рекламирования, MRа, и других усилий по продвижению товара.

 

1.Спрос на труд

2. Предложение труда

Спрос на труд - количество труда, которое работодатель же­лает и может купить по рыночной цене труда в данный период при прочих равных условиях.

Спрос на труд – производный, т.к. порожден спросом на потребительские товары. Взаимозависимость объясняет тем, что производительность одного фактора зависит от количества других факторов.

Любая фирма будет увеличивать затраты труда до тех пор, пока дополнительная единица нанятого труда приносит больше дохода, чем ее стоимость.

Предельный продукт труда (МР) – это прирост совокупного продукта в результате использования дополнительной единицы труда.

Предельный доход продукта труда (MRP) является дополнение к общему доходу фирмы, полученному в результате продажи предельного продукта труда.

В условиях абсолютно конкурентного рынка(совершенной конкуренции) фирма может реализовать дополнительный продукт, не влияя на его рыночную цену,следовательно:

MRP = MP x P

Решение о найме дополнительного работника определяется различием между предельным доходом его продукта и предельными затратами по найму дополнительной единицы труда (МС).

В то же время наем дополнительной единицы труда не отражается на заработной плате работника, т.к. фирма действует в условиях совершенной конкуренции, следовательно, предельные затраты, связанные с наймом дополнительной рабочей силы являются по существу заработной платой (W) на данном рынке труда, иначе MC=W.

Таким образом:

1) если MRP > W, то фирма будет нанимать дополнительных работников;

2) если MRP <W, то фирма не будет брать работников, даже будет сокращать;

3) если MRP=W, то фирма максимизирует свой доход.

Предложение труда проявляется в желании и способности индивида работать определенное количество времени на заработанную плату, установленную рынком труда на уровне альтернативной цены труда при прочих равных условиях.

На предложение воздействуют следующие факторы:

- численность населения и его трудоспособная часть;

- индивидуальные предпочтения по распределению времени между трудом и досугом;

- уровень и структура заработной платы.

Индивидуальное предложение труда тесно связано с поведением человека, которое опреляется альтернативой «труд- досуг». Экономисты делят время на работу и досуг.

Работа – это наемный труд за оплату в производственном процессе.

Досуг- все виды не оплаченной деятельности (отдых, работа на дому, воспитание детей). Люди встают перед выбором: получать полезность от досуга или полезность от труда. Достижение максимума решается как оптимизация процесса потребления.

Предельные доходы от досуга и работы должны быть ровны. Индивидуум взвешивает свои предпочтения досуга относительно товаров, которые он может потребить, получив дополнительный доход: MU / MUg, где MU- предельная полезность досуга, MUg- предельная полезность потребительских товаров. Следовательно, сопоставляет это соотношение с ценой досуга Р.

Цена досуга- это заработная плата, которая индивид мог бы получить, если бы трудился без отдыха, более того- это сумма потребительских товаров, которые он приобрел бы на доход, полеченный за работу. При условиях, что:

1) MU / MUg > P, индивид получит больше полезности от увеличения досуга;

2) MU / MUg < P, индивиду нужно больше трудится;

3) MU / MUg = P, индивид достигает максимум удовлетворения.

 
 


А

 

 

В

 

 

С

 

W2 В

А

 

 

Рис.1 Полезность от досуга и труда

При росте W увеличивается общее количество часов работы (L), при падении уменьшается. За пределами известного уровня высокого дохода индивид предпочитает меньше трудиться.

"Анализ спроса и предложения на рынках труда позволяет опи­сать несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей труда в зависимости от степени конкуренции. Среди них: Чисто конкурентный рынок, на котором:

1) есть большое число фирм, которые конкурируют между собой при найме труда;

2) свой труд предлагают многочисленные работники, имеющие равную квалификацию;

3) ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки зарплаты.

Монопсонический рынок:

1) работники сосредоточены па одной фирме;

2) данный вид труда не имеет альтернатив, т.е. работник при данной специальности не может найти другое место работы, не сменив специальность;

3) зарплату диктует фирма, но ставка заработной платы зави­сит от числа нанимаемых работников.

Процесс установления уровня занятости на монопсонмческом рынке труда показан на рис. 3.

 

 

Количество труда

 

Рис. 3. Монопсонический рынок труда

ПП - предложение труда. ПИ показывает изменение пре­дельных издержек фирмы на наем работников по более высоким огаркам зарплаты в связи с необходимостью доведения зарплаты ранее нанятых работников до зарплаты дополнительно нанятых, т.к монопсонист будет стремиться избежать недовольства из-за разной зарплаты. Кривая ПИ-ПИ находиться выше кривой ПП, т.к. предельные издержки монополиста на наем работников будут выше средних ставок зарплаты. Для максимизации прибыли фир­ма будет уравнивать предельные издержки на труд с предельным спросом на труд в точке А.

Количество работников, нанятых мешопсонистом (Тм) будет определяться точкой М, а ставки зарплаты будут равны Зм, кото­рые меньше, чем в условиях конкуренции (в точке Р ставки были равны Зр, а число нанятых работников - Тр). Монопсонист счита­ет выгодным сокращать занятость, чтобы снижать ставки зарпла­ты ниже конкурентных.

Модель при участии профсоюзов - профсоюзы, представляя интересы работников на рынке труда, преследуют цель - увеличе­ние спроса на труд и повышение заработной платы. На рис. 4 показано, как увеличение спроса на труд за счет действий профсо­юзов ведет к росту зарплаты ранее нанятых работников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.