Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доверительное управление




Веденный (п. 4. ст. 209 ГК) институт доверительного управления собственностью позволяет собственнику, в том числе государству как субъекту предпринимательства, передавать другим лицам свои права владения, пользования и распоряжения принад­лежащим ему имуществом, что, однако, не приводит к праву собст­венности на переданное в доверительное управление имущество к доверительному управляющему. Тем не менее, не становясь собст­венником, доверительный управляющий имеет возможность вла­деть, пользоваться и распоряжаться доверенным ему имуществом в имущественном обороте от своего имени, но в интересах собствен­ника. В этом заключается существенное отличие доверительного управления от доверительной собственности, а также различие ин­тересов и мотиваций доверительного собственника и доверительно­го управляющего.

Другой разновидностью доверительного управления государ­ственной собственностью является механизм представления инте­ресов государства в органах управления АО (хозяйственных това­риществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в феде­ральной собственности, вновь введенный постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 21 мая 1996 г. № 625.

Названный механизм реализуется, как и в других формах дове­рительного управления, на основе договора доверителя (в лице Росимущества) и поверенного (гражданина РФ, имеющего необходимую профессиональную подготовку). Для смягчения влияния работников государственных органов на процесс управле­ния акциями АО, закрепленными (находящимися) в государствен­ной собственности, в качестве поверенных не могут выступать го­сударственные служащие и лица, избранные в представительные органы либо в органы местного самоуправления.

Тем не менее порядком заключения и регистрации договоров на представление интересов государства в органах управления АО (хозяйственных товариществ) предусматривается возможность продажи закрепленнойз федеральной собственности части акций

(долей, вкладов) или передачи в доверительное управление юриди­ческому лицу закрепленной в федеральной собственности части ак­ций (долей, вкладов), в отношении которой поверенный является представителем интересов государства. Тем самым еще раз подчер­кивается временность состояния, при котором государство пред­ставляет свои интересы в сфере хозяйственных обществ.

Более того, перечень вопросов, по которым решения органов управления АО подлежат согласованию с доверителем, как и преж­де, ограничен вопросами внесения изменений и дополнений в учре­дительные документы, назначения и избран ия конкретных лиц в ор­ганы управления и контрольный орган АО, получения кредитов раз­мером более 10 % чистых активов АО, продажи и иного отчуждения недвижимого имущества, его залога (ипотеки) (если балансовая стоимость превышает определенную условиями договора долю чис­тых активов АО), участия АО в создании иных организаций (в том числе дочерних предприятий) и финансово-промышленных, групп, а также вопросами, относящимися к компетенции соответствующего органа управления в соответствии с законодательством и учреди­тельными документами АО. Таким образом, поверенный не вмеши­вается в текущую деятельность коммерческой организации.

Вместе с тем имеются элементы в договорных отноше­ниях поверенного и доверителя, которые заключаются в контроле и информировании доверителя (Росимущества или его территориальных агентств) о ходе выполнения плана приватиза­ции, срок действия которого ограничен, т.е. поверенный, имея пра­во участия в управлении только одним АО, должен обеспечить раз­мещение (продажу) акций в соответствии с действующим законода­тельством о приватизации, которое упоминалось выше. Может ока­заться так, что планом приватизации определено полное размеще­ние (продажа) акций данного АО. В этом случае полномочия пове­ренного заканчиваются.

Ранее в процессе приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий генеральный директор АО, образованного в про­цессе преобразования государственного или муниципального пред­приятия, являясь собственником определенного пакета акций дан­ного АО, приобретенного в результате закрытой подписки, управ­лял часто в неявной форме и пакетом акций, закрепленным за госу­дарством, несмотря на противоречие с нормой п. 11.5 Основных по­ложений, устанавливающей запрет на участие администрации и ра­ботников АО в качестве голосующих от имени государства на соб­раниях акционеров и в совете директоров. Хорошо, если такое управление было эффективным, т. е. приносило дивиденды на госу­дарственный пакет акций. Практика демонстрирует обратный ре­зультат: неэффективное управление (по разным обстоятельствам) производством и собственностью в целом, низкая ликвидность цен­ных бумаг АО и в итоге отсутствие дивидендов, т. е. отсутствие ре­зультата приватизации в процессе передачи части государственной собственности в частные руки и сохранения доли государства в хо­зяйственной сфере. Одна из возможных причин этого — незнание истинной стоимости имущества и неумение распорядиться им, т. е. неэффективный менеджмент. Другая, самая распространена причина: увод активов, иначе воровство.

Представители государства в АО, имеющих долю государственной собственности, действуют на основе договоров о доверительном управлении. В настоящее время эта установившаяся практика законодательно ограничена.

Кстати, в американской системе рыночной экономики нет пред­приятий с государственной долей собственности, а также государ­ственных предприятий. Государственное регулирование АО осуще­ствляется посредством купли-продажи его акций, т. е. посредством разумной инвестиционной политики, определяемой и проводимой в зависимости от активности АО в конкурентной борьбе за государ­ственные заказы. Государство организует и обеспечивает эффек­тивный контроль за своими вложениями в хозяйственную сферу и собирает налоги. Такая форма государственного воздействия на рыночную экономику достаточно далека от российских реалий. Но поскольку именно американская методика оценки недвижимости и бизнеса в целом используется российскими органами по управле­нию государственным имуществом, по всей видимости, и отечест­венная модель управления собственностью, в том числе государст­венной, также будет «американской».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.