Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура социологического знания




Парадигмы (методологические стратегии) социологии

Парадигмы Время возникновения Предмет науки
Социологический реализм Середина XIX века Общество, его структура, социальные системы, социальные институты. В XX в. – все человечество, цивилизации
Социологический номинализм Начало XX века Человек, личность, индивид, социальные общности
Социологический конструктивизм Конец XX – начало XXI века Общественное сознание и поведение в условиях конкретной среды

 

Эти стратегии, имеющие корни в исследованиях обществ исторических, современных, будущих, достаточно разработаны, выявлены их эвристические возможности и ограниченность, в особенности применительно к изучению актуальных проблем современных обществ, отличающихся сложной системой объективной и субъективной детерминации социальных процессов и взаимодействий. Попытки найти адекватную методологическую стратегию, которая объединила бы уровни анализа общества – от самой широкой его трактовки (как сложно-структурирован-ной системы) до изучения взаимодействия субъектов-индивидов с их системами ценностей – привели к необходимости соединить макро- и микроподход, объективизм и субъективизм в стратегии социологического конструктивизма. При этом во многих изданиях, особенно учебниках, почти аксиоматичной считается трехуровневая интерпретация социологии: общетеоретическая социология, специальные (отраслевые, по Р. Мертону) или частные социологические теории и эмпирические исследования.

В современной социологии всё прочнее утверждается мысль о том, что трехуровневая модель социологии, сыграв определённую роль в её развитии, исчерпала свои возможности, оказалась непродуктивной из-за разности оснований выделения уровней, невозможности учесть другие классификации социологических теорий.

Учитывая особенности представлений о социологическом знании в зарубежной социологии, обобщая идеи и предложения отечественных социологов (А.И. Кравченко, О.Н. Козловой, Ю.Г. Волкова, В.В. Радаева, М.Н. Руткевича, О.И. Шкаратана, М.К. Горшкова, Ф.И. Шереги, Г.А. Зборовского, А.В. Тихонова и др.), Ж.Т. Тощенко предложил структуру «чисто социологического» знания»,[2] которое основывается на методологических принципах исследования реального общества и рождается в процессе взаимодействия с другими социальными науками.

Схема 2

Структура Методы исследования Назначение исследований Наименование социологических дисциплин
1. Теоретическая и эмпирическая социология Общенаучные и специальные социальные методы Обогащение теории Теория, методология и история социологии
2. Фундаментальная и прикладная социология Социологические и статистические методы познания Обогащение научного знания и способов решения существующих общественных проблем Отраслевые и специальные социологические теории
3. Макро- и микро-социология Историко-логические, системные и эмпирические методы познания Обогащение научного знания и решение глобальных и локальных проблем Метасоциология и методика социологических исследований

Из приведенной схемы следует, что в данной классификации представлены три варианта структурирования социологического знания.

В первом случае обосновывается исходный уровень знаний – теория и методология социологии, её методы познания социальной жизни, её объект и предмет, категориальный аппарат. Определяется место социологии среди других наук, общенаучные и специальные методы познания её предмета, способы анализа социальной информации. Теоретическая социология имеет своего «контрагента» – эмпирическую социологию, составляя с ней «инструментальную пару». Эмпирическая социология – специфическая форма социальной информации, полученной не беспорядочно, хаотично, но в упорядоченном с помощью научных (теоретических) методов виде. Источники получения эмпирических данных бесконечны, но играть свою роль в познании какой-либо социальной реальности они не могут без соответствующей интерпретации, описания, объяснения, т.е. анализа.

Второй вариант классификации социологического знания – разделение на фундаментальную и прикладную его части, по мнению специалистов, отвечает на вопрос не только о том, каким образом получена та или иная информация, но и том, для чего она добывалась, какие проблемы, ставшие предметом её внимания, могут быть решены. Важно понять, что и в фундаментальной, и в прикладной социологии есть в разных пропорциях как теоретическое, так и эмпирическое знание.

Сопряженные пары понятий «теоретическое – эмпирическое» и «фундаментальное – прикладное» близки, поэтому часто употребляются как синонимические, но они не являются тождественными. Так, эмпирические исследования могут проводится в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии в зависимости от решаемых задач.

Например, эмпирическое лонгитюдное исследование по международному проекту «Пути поколения», которое в течение 15 лет вела кафедра социологии УрГПУ, являлось одновременно и фундаментальным, и прикладным. Наблюдая за жизнедеятельностью одного поколения молодежи от момента завершения среднего образования до закрепления в различных статусных позициях к тридцатилетнему возрасту, ученые решали ряд задач. Когда выстраиваются модели жизненного пути, развивается теория жизненного самоопределения поколения молодых, исследование имеет характер фундаментального. Одновременно социологи на каждом этапе проекта определяли совокупность конкретных обстоятельств и факторов, влияющих на процессы самоопределения, оценивали результаты социального поведения молодежи (в сфере образования, труда, политики, семейной жизни, культуры). Они вырабатывали и рекомендации для возможного воздействия на этот процесс или хотя бы для учета его результатов в социальной политике. Это – уже прикладная часть исследования.

Эти классификации не следует ни противопоставлять, ни тем более нивелировать. Они комплементарны: научный подход базируется на теории, постоянно дополняемой эмпирической информацией, тем более богатой и ценной, если она получена в процессе фундаментального исследования, имеющего в программе и задачи прикладного характера.

Третий вариант структуры социологического знания – выделение макро- и микросоциологии по объектно-предметному критерию. Предметом макросоциологии является общество как единый организм, целостность, его структура, функции, динамика социальных институтов и т.п. Она изучает масштабные социальные явления на глобальном уровне: нации, государства, социальные системы, подсистемы, сферы. По этому пути идут такие социологические направления и школы, как структурный функционализм, неоэволюционизм, структурализм, конфликтология, глобализм, герменевтика, постмодернизм и др.

Микросоциология изучает конкретные социальные взаимодействия, межличностные отношения и коммуникативные процессы в микрогруппах, в повседневной жизни индивидов, а также мотивацию жизнедеятельности, ценностные ориентации людей (символический интеракционизм, этнометодология, теория социального обмена, социология повседневности, анализ социальных сетей). Она стремится переместить фокус внимания на непосредственно наблюдаемые явления социальной жизни, эмпирически фиксируемые настроения, состояния, мотивы поведения людей. Обобщая результаты, сопоставляя индивидуальное и типическое, единичное и всеобщее, микросоциология идет от конкретной реальности к взаимосвязям на социетальном уровне.

Ряд ученых говорят о необходимости теоретической и эмпирической рефлексии по поводу самой социологии – о разработке метасоциологии, «социологии социологии», о её познавательных возможностях, степени адекватности в постижении истины.

Объектно-предметный принцип познания служит основанием для выделения ещё одной классификации – выделения уровней социологического знания.

Схема 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.