Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни социологического знания




Уровни (иерархия) Объект исследования Наименование социологических дисциплин
Общесоциологические теории Социальная реальность во всем её многообразии Классическая и современная социологические школы
Отраслевые социологические теории Основные сферы жизни общества Экономическая, политическая социологии, социология духовной жизни, культуры
Специальные социологические теории В рамках экономической социологии – труд, рынок, город, село и т.д. В рамках социальной жизни – социальная структура, этносы, молодежь и т.д. В рамках политической социологии – государство, общественные организации, право, армия и т.д. В рамках духовной жизни – образование, наука, культура, СМИ, религия и т.д. В экономической социологии – социология рынка, социология труда, социология города и села и т.д. В социальной структуре – социальная стратификация, этносоциология, социология молодежи, социология семьи и т.д. В политической социологии – социология власти, социология партий и общественных движений, социология армии. В социологии духовной жизни – социология образования, культуры, религии, СМИ, науки, искусства

В данной схеме боле корректно, чем в прежней «трехуровневой модели» представлена иерархия уровней познания социальной реальности, масштабы объектов исследования и соответствующей специализации социологических дисциплин.

В качестве вывода по этому вопросу обратим внимание на взаимосвязь выделенных уровней: в рамках конкретной сферы общественной жизни, будь то экономика, политика, культура, социальная жизнь, разрабатываются и используются системные, обобщающие, отраслевые теории, которые, в свою очередь, состоят из совокупности специальных теорий, нацеленных на изучение и решение конкретных социальных проблем, процессов.

В оформленном виде их насчитывается сегодня свыше 50, они соединяют теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными. Число их пополняется за счет частных (вспомогательных) концепций, претендующих на статус научных, несмотря на недостаточную масштабность объекта. Уже не является редкостью появление социологии времени, социологии языка, социологии тела, социологии виртуальной культуры и т.п.

3. Функции социологии как науки и учебной дисциплины

Играя ключевую роль в современном социальном познании и интеллектуальной культуре, социология выполняет значимые социальные функции. Важнейшая из них – познавательная, связанная с изучением социальной жизни, получением новой информации о процессах, происходящих в обществе. Сегодня главная задача отечественной социологии – дать объективную и адекватную картину современного российского общества, происходящих в нем перемен, определить направление развития. С этой функцией связана и другая – прогностическая. Социологический прогноз включает в себя социальное планирование, проектирование, конструктирование, моделирование. На его основе социолог может предсказать результат решения той или иной проблемы. В данном случае может идти речь еще об одной функции – управленческой, практической. Рекомендации, предложения социологов нередко служат основанием для принятия решений на уровне директивных органов, что, к сожалению, не исключает манипулирования социологическими данными, материалами.

Практическая функция социологии во-многом определяется так называемым ресурсным подходом к изучаемому объекту. Многие конкретные объекты – будь-то молодое поколение, процессы социальной мобильности, социальный институт образования, культура социума, ценностные представления и т.д. – рассматриваются в качестве важного социального ресурса, наличие или недостаток которого влияет на динамику общества. Другое дело, как используется этот ресурс в управленческой политике.

В современных условиях глубоких преобразований экономической и социально-политической жизни социология становится более заинтересованной в востребованности результатов исследований со стороны общества, властных структур. Она может способствовать «обратной связи» государства с обществом, отслеживая, как реализуются на местах принимаемые «наверху» решения. Эту функцию можно назвать политической, ибо социология помогает государству реализовать его интересы, показать эффективность его деятельности и одновременно обеспечивает население надежной, доступной информацией о социальных процессах, их причинах, результатах, что немаловажно для формирования гражданского общества в России.

Необходимо выделить также функцию идеологическую, которую выполняет социология, участвуя не только в изучении, но и в формировании общественного мнения, в информации общества об интересах, социальных настроениях, самочувствии различных слоев населения, стараясь привлечь интерес к проблемам человека, предостеречь от негативных тенденций, антиобщественных выступлений, создания опасных структур.

В качестве науки социология, естественно, выполняет важную теоретическую функцию, давая систематизированное социальное знание, формируя теории и концепции общественного развития. В этом смысле она особенно тесно связана с социальной философией, с поисками общесоциальной теории развития, опирается на исторические, правовые знания. Одновременно, являясь теоретической основой изучения реальных социальных проблем, она сближается с поведенческими науками – психологией, педагогикой, экономикой.

Что дает социология как учебная дисциплина студенту – будущему специалисту в определенной сфере деятельности? Самое главное – она не только формирует научные представления об обществе, но вооружает методом познания, анализа социальной реальности, учит видеть за фактами – тенденции, за явлениями – процесс, т.е. развивает аналитическое, социально-критическое мышление.

На социальном уровне она помогает человеку в формировании общегражданских качеств, в осознании себя свободным субъектом гражданского общества, социально компетентной личностью. Чтобы реализовать свои права и свободы, нужно знать, что это такое, каков социальный статус конкретного человека в конкретном обществе, какова реальная ответственность за сделанный жизненный выбор, за свое место в социальном взаимодействии.

На профессиональном уровне социология дает возможность осмыслить, в систему каких социальных отношений включена та или иная профессия, насколько она престижна, привлекательна. Социологическое мышление помогает определить предпосылки, механизмы профессиональной деятельности, предвидеть ее результаты и последствия, отойти от обыденных представлений, сформировать готовность к инновационной деятельности в профессиональной сфере. Учителю - профессионалу социология поможет справиться с реальными проблемами и ситуациями, возникающими в системе образования, если станет частью его профессиональной культуры. Она научит его выявлять противоречия, диагностировать проблемные зоны образовательной деятельности, обосновывать принимаемые решения, просчитывать риски и социальные результаты.

На личностном уровне наука об обществе в целом дает знание о той социальной реальности, с которой индивид взаимодействует повседневно, обучает методам диагностики и разрешения конфликтов в социуме, позволяет рационализировать свои интересы, эффективнее использовать способности, принимать более обоснованные решения с учетом интересов других людей.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем вы видите специфику социологического изучения человека и общества? Каков предмет социологии?

2. Каковы уровни социологического знания, их особенности и взаимосвязь?

3. Какие функции выполняет социология в обществе?

4. Каково ваше представление о профессиональном социологе?

5. Может ли учитель быть социологом?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гидденс Э. Социология. М.: УРСС. 1999.

2. Кравченко А.И. Социологические теории: дискурс будущего // Социс, 2007. №3.

3. Молевич Е. Ф. Общая социология. М., УРСС. 2003.

4. Осипов Г.В. Введение в социологическую теорию. М.: Наука, Вече. 2010.

5. Смелзер Н. Социология. М.,1994.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

7. Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник /Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

8. Тощенко Ж.Т. Парадигмы, структура и уровни социологического знания // Социология власти, 2009. №5.

9. Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социс, 2009. №8.

10. Ядов В.А. Современная социологическая теория как концептуальная база исследования российских трансформаций. СПб.: Интерсоцис, 2006.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.