Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум по спортивной психологии




По спортивной психологии

Под редакцией И. П. Волкова

ПРАКТИКУМ

Санкт-Петербург

Москва ■ Харьков • Минск 2002


1

Под редакцией И. П. Волкова Серия «Практикум по психологии»

Главный редактор Е. Строганова

Заведующий редакцией Л. Винокуров

Руководитель проекта Е. Цветкова

Выпускающий редактор А. Борин

Литературный редактор Н. Римицан

Художник обложки К. Радзевич
Корректоры Т. Брылёва, Л. Комарова

Верстка А. Борин

ББК 88.43 УДК 159.9:796

П69 Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с: ил. — (Серия «Практикум по психоло­гии»).

ISBN 5-94723-107-7

В книге представлены разнообразные отечественные и зарубежные психологиче­ские методы и приемы, нашедшие широкое применение в профессиональной подготовке спортивных специалистов, а также в психологической диагностике, психологической помощи и консультировании спортсменов и тренеров на разных этапах спортивного со­вершенствования и формирования психологической готовности к соревнованиям.

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2002

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-107-7

OOO «Питер Принт*, 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 67.

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции OK 005-93,

том 2; 95 3005 — литература учебная.

Подписано в печать 26.04.02. Формат 60 «90/16. Усл. п. л. 18. Тираж 4500 экз.

Заказ № 2821.

Отпечатано с готовых диапозитивов в АООТ «Типография „Правда"».

191119, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14.


Содержание

Предисловие............................................................................. 7

Введение................................................................................... 9

Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

в двигательной деятельности спортсмена................... 19

Тема 1. Психомоторика и сенсомоторика спортсменов....... 19

Задание 1. Исследование сенсомоторных реакций.......... 21

Задание 2. Исследования быстроты движений................. 22

Задание 3. Исследование координационной психомоторики.. 24

Задание 4. Измерение вестибулярных реакций................ 26

Задание 5. Исследование двигательной проприорецептивной

чувствительности........................................... 27

Задание 6. Измерение точности оценивания и отмеривания

параметров движений........................................ 30

Задание 7. Изучение психомоторного проявления волевого

усилия................................................................ 35

Тема 2. Специальные физические упражнения для изучения

психомоторики спортсменов.................................. 38

Задание 1. Оценка быстроты в действиях...................... 38

Задание 2. Наблюдение и оценка сложно-координированных

движений............................................................ 40

Задание 3. Наблюдение устойчивости вестибулярных реакций. 42 Задание 4. Изучение способности к переключению внимания.. 44 Задание 5. Психомоторная совместимость спортсменов в

командах............................................................ 47

Задание 6. Комплексное исследование психомоторики

спортсменов...................................................... 49

Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии

у спортсменов............................................................. 54

Задание 1. Исследование моторных асимметрий............ 55

Задание 2. Исследование сенсорных асимметрий спортсменов. 58
Задание 3. Исследование психических асимметрий........ 60


4 Содержание

Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера...................... 63

Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся

спортом.................................................................................................. 63

Задание 1. Умственные способности спортсменов............................ 64

Задание 2. Изучение профиля мышления спортсменов..................... 76

Задание 3. Изучение пластичности—ригидности мышления.. 82

Тема 2. Характерологические особенности личности

спортсменов и тренеров.................................................................... 84

Задание 1. Типы человеческих характеров.......................................... 85

Задание 2. Выявление характерологических акцентуаций

личности.................................................................................... 90

Задание 3. Направленность личности в спорте................................... 98

Задание 4. Изучение агрессивности личности в спорте.... 103

Тема 3. Проявление свойств темперамента и психические

состояния в спортивной деятельности................................. «. 109

Задание 1. Измерение свойств темперамента спортсмена... 111 Задание 2. Измерение ситуативной тревожности спортсмена. 116 Задание 3. Измерение предсоревновательного состояния

спортсменов........................................................................... 122

Задание 4. Измерение личностной тревоги........................................ 127

Тема 4. Психология тренерской деятельности

и личности тренера.......................................................................... 132

Задание 1. Оценочные стереотипы восприятия и понимания

тренером себя и других...................................................... 133

Задание 2. Экспертная оценка успешности спортивного

менеджера (руководителя, чиновника).......................... 136

Задание 3. Диагностика направленности личности тренера.. 143 Задание 4. Выявление «синдрома выгорания» в тренерской

деятельности......................................................................... 149

Задание 5. Прогноз и оценка успешности профессиональной

карьеры в спорте.................................................................. 155

Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки

в спорте.......................................................................................... 163

Тема 1. Методы наблюдения в процессе занятий спортом.... 163 Задание 1. Наблюдение за поведением и действиями

спортсменов........................................................................... 164


Содержание 5

Задание 2. Наблюдение за поведением и действиями тренера. 169

Тема 2) Изучение мотивации в подготовке спортсменов...................... 172 ■

Задание 1. Изучение доминирующего типа мотивации

у спортсмена......................................................................... 173

Задание 2. Оценка стремления спортсмена к эффективному

взаимодействию с тренером........................................... 177

Задание 3. Определение характерной для спортсменов

потребности в одобрении.................................................. 179

Задание 4. Диагностика силы мотивационной установки

к достижению успеха...................................................... 181

Тема 3. Педагогическая психология общения тренера

со спортсменами............................................................................ 184

Задание 1. Обучение тренеров умению преодолевать

трудности педагогического общения............................. 184

Задание 2. Обучение тренеров педагогическим умениям

выслушивать учеников и вести с ними

воспитательную беседу..................................................... 186

Задание 3. Метод анализа конкретных ситуаций

в педагогическом общении тренера

со спортсменами............................................................... 190

Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение

подготовки спортсменов........................................................ 195

Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности.. 195

Задание 1. Измерение взаимоотношений в спортивных

группах и командах............................................................ 195

Задание 2. Выявление склонности к конфликтным

взаимоотношениям.............................................................. 200

Тема 2. Социально-психологический анализ взаимовлияний

в команде............................................................................................ 206

Задание 1. Анализ ситуаций общения тренера

со спортсменами в ходе соревнования.......................... 206

Задание 2. Анализ конфликтов во взаимоотношениях

спортсменов.......................................................................... 209

Задание 3. Предупреждение и разрешение конфликтов

в общении членов команды.............................................. 210

Задание 4. Организация социально-психологического

тренинга взаимовлияний в команде............................... 212


6 Содержание

Тема 3. Социально-психологические методы формирования и

изучения командной сплоченности......................... 221

Задание 1. Принципы и упражнения для формирования

командной сплоченности................................ 222

Задание 2. Измерение психологической атмосферы

в команде.......................................................... 227

Задание 3. Изучение привлекательности команды

для спортсменов........................................... 231

■ Тема 4, Изучение влияния соревнований на личность

спортсменов.............................................................. 233

Задание 1. Изучение влияния зрелищных эффектов

на психику соревнующихся спортсменов...... 234

I Задание 2. Изучение отношения спортсменов

к конкретному соревнованию......................... 237

Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки

спортсменов к соревнованиям.............................. 242

Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте................. 242

Задание 1. Характеристика методов ментального тренинга.. 243 Задание 2. Мысленная репетиция соревновательной

ситуации в состоянии релаксации................ 248

Задание 3. Ментальные методы формирования

психологической самозащиты

от сбивающих влияний.................................... 251

Задание 4. Аудиокассетные методики ментального

тренинга в спорте............................................ 254

Тема 2. Психологическое консультирование, психологическая

помощь спортсменам и тренерам............................ 258

Задание 1. Диагностика умения психолога выслушивать

клиентов........................................................ 259

Задание 2. Метод интервью в практике консультирования

в спорте............................................................ 265

Задание 3. Опыт психологического консультирования

спортсменов..................................................... 270

Задание 4. Аудиторно-групповой метод психологического

консультирования в спорте............................. 277

Дополнительная литература................................................. 285


Предисловие

Спорт формирует личность посредством духовного стремления к фи­зическому совершенству, к успеху в соревновательной деятельности в движении, в напряжении, в преодолении себя и соперников в сорев­нованиях. В итоге приходит осознание спортсменом своих возможно­стей в овладении силами своего физического тела и духа. И этим ду­ховным стремлением к совершенству спортсмена наградил бог. Однако земным правилом для спортсмена является русская поговорка: «На бога надейся, а сам не плошай!». Изучение возможностей психики и психологии личности спортсмена начинается с использования мето­дов наблюдения, а измерение — с методов психодиагностики в спорте.

В данном практикуме представлены разнообразные методики пси­ходиагностики, психотренинга и психологической помощи в спорте, которые частично уже нашли применение в работе психологов как в сфере спортивной психологии, так и в обучающих и практических целях подготовки психологов разных специальностей. Методики, представ­ленные в практикуме, направлены на изучение трех основных объек­тов психодиагностики в спорте: личности спортсмена, личности тре­нера, их взаимоотношений в совместной спортивной деятельности. При этом в практикуме отражена традиционная для психологии клас­сификация всего многообразия психологических проявлений лично­сти человека по трем главным аспектам их научного изучения: про­цессы, состояния, свойства личности.

Спортивная деятельность рассматривается в заданиях и упражне­ниях практикума как учебно-тренировочная деятельность по повы­шению спортивного мастерства и как соревновательная деятельность. Взаимодействие психики с физическим телом спортсмена проявляет­ся в богатстве его психомоторики и сенсомоторики, что изучается пре­жде всего аппаратурными методиками и методами наблюдения. Ме­тодики изучения межличностных взаимодействий спортсмена и тре­нера, структуры взаимоотношений и командной сплоченности пред­ставлены в разделе социально-психологического обеспечения спор­тивной деятельности. В практикуме также представлены методики социально-психологического тренинга в целях предупреждения и раз­решения конфликтов в общении спортсменов, а также дано описание методики ментального тренинга с использованием аудиокассетных за­писей при подготовке спортсменов к соревнованиям.


8 Предисловие

Психологическое содержание представленных в практикуме мето­дов и методик отражает широкий спектр многих малоизученных пси­хологами процессов и явлений, происходящих в российском и миро­вом физкультурном и спортивном движении. Спорт как наблюдаемая зрителями (спортивными болельщиками) на стадионах физическая двигательная активность спортсменов имеет глубокий и невидимый социально-психологический слой человеческих взаимоотношений, нравственный смысл которого соответствует известной библейской заповеди «неубий».

Изучение психологии людей, занимавшихся спортом с детства и успешно построивших свою постспортивную карьеру, показывает также, что многие закономерности развития современного человека как личности, выявляемые с помощью психологических методов в условиях спорта, могут быть перенесены и на другие виды профессио­нальной деятельности человека. Например, такие качества, как дру­желюбие, чувство коллективизма, трудолюбие, настойчивость, целе­устремленность, формируемые в спорте, нужны человеку в его трудо­вой жизни, а такие психомоторные свойства, как быстрота реакций, выносливость, концентрация внимания и др., выявляемые у спортсме­нов, являются необходимыми свойствами для успешной профессио­нальной адаптации в ряде современных профессий — оператора, дис­петчера, летчика и т. д. С этой точки зрения, и учитель физической культуры, тренер детско-юношеской спортивной школы и другие прак­тические работники и специалисты в области физической культуры и спорта, наблюдающие и изучающие своих учеников, должны уметь со­четать свои профессиональные интересы с потребностями общества в воспитании нравственно полноценных и подготовке физически раз­витых его граждан, помогать своим питомцам определять перспектив­ную область применения своих физических сил и спортивных спо­собностей на жизненную перспективу. При этом важно учесть, что пси­хика, спортсмена является своеобразным двусторонним «психическим зеркалом», сенсорно отражающим внешние условия его спортивной деятельности и экстрасенсорно отражающим не только его собствен­ный внутренний мир, но и сходные мысли и чувства всех других спорт­сменов на нашей планете.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.