Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И отмеривания параметров движений




Вводные замечания. Оценивание пространственных, временных и си­ловых параметров движений является основной функцией при управ­лении движениями; их повторении и корректировании по ходу вы­полнения движения. Чем точнее оцениваются параметры движения, тем точнее даются управляющие движениями с имеющимися у чело­века шкалами пространства, времени и усилия.

Оценивание протяженности движений. На кинематометре испытуе­мый с закрытыми глазами оценивает в угловых градусах амплитуду пассивных движений в локтевом суставе правой руки. Передвижение руки испытуемого осуществляется вместе с платформой кинемато-метра, которую передвигает на определенное число градусов экспери-


ментатор. Ошибка оценивания и ее знак определяется путем сравне­ния названной при оценке амплитуды с реальной ее величиной. Если испытуемый называет большую (чем реальную) амплитуду, то он пере­оценивает ее; если же меньшую, то реальная амплитуда недооценива­ется. В первом случае знак ошибки «+», во втором «-». Разница в граду­сах между названной и реальной амплитудой характеризует точность оценивания: чем меньше разность, тем выше точность оценивания. Це­лесообразно высчитывать среднюю ошибку из нескольких попыток на каждой амплитуде (малой — 20-25 угловых градусов, средней — 40-50° и большой - 70-75°).

Измерение точности отмеривания амплитуд движений. Исследуемый (на кинематометре Жуковского) сгибает руку в одном случае на 20°, в другом — на 50°, в третьем — на 70°. На каждой амплитуде произво­дятся пять отмериваний при закрытых глазах и фиксируется величина отмеренных амплитуд (в угловых градусах). Разница между заданны­ми величинами и отмеренными (в угловых градусах) свидетельствует о точности отмеривания (чем меньше разница, тем больше точность). «Недоводы» до заданной амплитуды обозначаются знаком «-», «пере­воды»- — знаком «+». Высчитывается средняя точность отмеривания из пяти попыток на каждой амплитуде (знак ошибки при этом не учи­тывается).

Измерение точности отмеривания усилий. Описанный выше экспе­римент может быть проведен методом динамометрии. Испытуемый сначала сжимает динамометр с максимальной силой. Затем с учетом последней испытуемому дается задание нажать с определенным уси­лием, равным, например, 20 кг, 40 кг, 50 кг. Точность отмеривания этих усилий определяется точно таким же способом, как и точность отме­ривания амплитуд.,

Измерение точности отмеривания временных отрезков (-«чувство времени»). С помощью секундомера с соблюдением правил предыду­щих процедур измеряется точность отмеривания временных отрезков. Испытуемый, произвольно включая и выключая секундомер нажати­ем большого пальца на пусковой механизм, должен отмерить 3,7 и 10 с. Ошибка вычисляется, как и прежде.

В спортивной практике принято измерение «чувства времени» за 10 с с умножением на 6, что равно так называемой «индивидуальной минуте» — субъективная мера времени, которая может быть сопо­ставлена с объективной мерой — астрономической минутой из 60 с. В состоянии возбуждения и мышечного напряжения индивидуальная


32 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела


Тема 1. Психомоторика и сенсомоторика спортсменов 33


 


минута короче астрономической, а в состоянии покоя и мышечной релаксации она может быть длиннее астрономической минуты. В со­стоянии предстартовой лихорадки время в психическом мире спорт­смена как бы «сжимается», т. е. течет быстрее, а в состоянии предстар­товой апатии время для спортсмена, наоборот, как бы «расширяется», т. е. течет медленнее. Следовательно, состояние психики и связанное с ее качеством состояние физического тела спортсмена является свое­образной «машиной времени».

Измерение точности воспроизведения параметров движений. Точ­ность воспроизведения в большинстве случаев измеряется в экспери­ментальных работах как средняя из пяти попыток на заданной ампли­туде. Однако это несколько искажает адекватность суждений об из­меряемой функции, так как в большинстве случаев при повторных попытках эталон забывается и, таким образом, на величину, по кото­рой мы судим о точности воспроизведения эталона, оказывает свое влияние хорошая или плохая память испытуемого. Поэтому для чис­тоты эксперимента необходимо изменить Традиционную процедуру измерения точности воспроизведения параметров движении: воспро­изведение должно быть однократным после предъявления для запо­минания эталона. Многократное же воспроизведение следует исполь­зовать в том случае, когда, кроме точности воспроизведения, необхо­димо измерить и память на протяженность движения, развиваемого усилия или воспроизводимого отрезка времени. Измерение точности воспроизведения временных отрезков по па­мяти. Данная методика применяется для изучения оперативной пси­хомоторной памяти спортсменов, которая совершенствуется по мере тренировок и приобретения спортивного мастерства. Испытуемый от­меривает на секундомере (не глядя на циферблат) любой короткий (2-3 с) и длинный (10-12 с) интервал времени. После фиксации этих интервалов времени в оперативной памяти испытуемый старается вос­произвести их в последующих попытках. Экспериментатор фиксиру­ет в протоколе опыта то положение стрелки секундомера, на котором ее остановил испытуемый. Сравнивание первого (эталонного) и вто­рого (воспроизведенного) отрезков времени дает критерий точности воспроизведения временных интервалов по памяти. Измерение точности дифференцирования временных отрезков. Ис­следование проводится с помощью секундомера. Испытуемый сам от­меривает короткие и более длинные отрезки времени (пуская и оста­навливая секундомер), а затем по отношению к выбранному отрезку


времени пытается как можно меньше увеличить выбранный интервал или уменьшить его.

Измерение точности воспроизведения амплитуд движений. С помо­щью кинематометра Жуковского испытуемый с закрытыми глазами производит движение до ограничителя, тайно поставленного экспе­риментатором, затем отводит предплечье назад в исходное положе­ние, а затем в следующем движении старается вновь воспроизвести предыдущую попытку, сделать точно такое же по амплитуде движе­ние. Это движение повторяется три раза (для запоминания эталона), а затем, после того как экспериментатор убирает ограничитель, испы­туемый однократно воспроизводит заданную амплитуду. Эксперимен­татором задаются две амплитуды: например, малая (20°) и большая (70°). Сначала проба производится на малой амплитуде, затем — на большой. Кроме того, точность воспроизведения амплитуд движения определяется на оптимальной амплитуде, которая находится следую­щим путем. Испытуемому предлагается с закрытыми глазами сделать несколько сгибательных движений на кинематометре, а затем остано­вить руку в том положении, которое кажется ему наиболее удобным, или сделать движение такой протяженности, какой ему хочется. Точ­ность воспроизведения характеризуется отклонением от заданного эта­лона (в угловых градусах). Высчитывается средняя величина ошибки из попыток на каждой амплитуде. Кроме того, следует учитывать знак ошибки воспроизведения {переводит или недоводит испытуемый по отношению к эталонной амплитуде).

Измерение точности дифференцирования амплитуд движений. Ис­пользуется кинематометр Жуковского. Испытуемому задается малая амплитуда (он производит движение до ограничителя с закрытыми глазами). В следующем движении его просят чуть-чуть увеличить амплитуду по сравнению с предыдущей («если сможете, то на один градус»). Разница между вторым и первым движениями (в угловых градусах) характеризует дифференциальный порог амплитуд при при­бавлении амплитуды. В протоколе опыта фиксируются результаты 3-5 проб на малой (20-25°), на оптимальной (около 45-55°) и на большой (70-75°) амплитуде. Высчитывается средний дифференци­альный порог для каждой амплитуды из 3-5 произведенных попыток. Подсчитывается средневзвешенная величина порога на каждой ампли­туде, затем эти величины сравниваются.

В каждой попытке испытуемый может в качестве эталона выби­рать амплитуду сам (в указанном диапазоне). В этом случае эталон-


2-2821


34 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

ные амплитуды будут несколько отличаться друг от друга, так как од­ну и ту же амплитуду выбрать несколько раз подряд вслепую трудно (будет наблюдаться разброс величин). При массовых обследованиях, особенно при ограниченном времени, выбор испытуемыми эталонной амплитуды облегчает проведение эксперимента, однако несколько за­трудняет вычисление величины дифференциального порога амплитуд движений в процентах, поскольку нужно высчитывать среднюю эта­лонную амплитуду.

Измерение точности воспроизведения физического усилия. С по­мощью динамометра повторяется вышеописанная процедура. Однако первоначально нужно определить максимальное и оптимальное уси­лие (т. е. усилие, которое испытуемый совершает как приятное или без особого напряжения). Точность воспроизведения усилия высчиты-вается тем же способом (отдельно на малом, оптимальном и большом усилиях).

Измерение точности дифференцирования физических усилий. Точ­ность дифференцирования усилия определяется той минимальной ве­личиной различий между двумя одинаковыми параметрами движений, которую испытуемый в состоянии уловить. Например, если спортсмен отличает амплитуду движений в 22° от амплитуды движений в 24° и не отличает друг от друга амплитуды 22 и 23° или 23 и 24°, то его точ­ность дифференцирования амплитуд равна 2°. Эта величина называ­ется дифференциальным порогом усилия (в отличие от абсолютного по­рога, речь о котором будет идти дальше). Величина дифференциального порога физического усилия у разных людей разная, что обусловлива­ется возрастом, типологическими особенностями нервной системы и другими факторами.

Измерение мышечно-суставной чувствительности. Чувствительно­стью, как известно, называется способность человека ощущать мини­мальный по интенсивности раздражитель. В отношении мышечно-суставной чувствительности это означает измерение нижнего (абсо­лютного) порога, т. е. той минимальной протяженности движения, ко­торую человек способен ощущать.

Для измерения этой чувствительности была усовершенствована кинематометрическая методика Жуковского, соединенная с рефлек-сометрией. Вся установка для измерения мышечно-суставной чувст­вительности названа проприорецептометром.

Завершение работы. Студенты обсуждают итоги примененных на за­нятии методик измерения психомоторных реакций. Преподаватель дает


____________ Тема 1. Психомоторика и сенсомот орика спортсменов 35

дополнительные пояснения и обобщает полученные студентами ре­зультаты измерений.

Задание 7. Изучение психомоторного

проявления волевого усилия1

Вводные замечания. Способность спортсмена проявлять и развивать волевые усилия в состоянии нарастающего чувства утомления при выполнении физических упражнений в условиях тренировки или вы­ступления в соревнованиях является показателем развития его волевых качеств характера. При этом учитывается тренированность спортсме­на, ибо более тренированный спортсмен способен выполнить ту же физическую нагрузку, что и менее тренированный, с меньшими воле­выми усилиями. Поэтому цель и практическая значимость данного задания в том, чтобы обучить студентов или спортсменов саморегуля­ции и сознательному управлению состоянием напряжения волевого усилия при выполнении физических упражнений. Изучение психо­логических механизмов волевых усилий спортсменов в условиях раз­вивающегося утомления является задачей спортивной психологии и психофизиологии спорта.

Методика работы. Для опыта необходимы два кистевых (пальцевых) эргографа (рис. 7), электрометрономы, секундомеры и протоколы опы­та. Упрощенный вариант опыта может быть осуществлен с обычными гантелями весом в 2,5; 5 и 8 кг (2 комплекта).

Проводится демонстрационный эксперимент с участием шести ис­пытуемых, двух секундометристов и протоколистов. Моделью спор­тивной соревновательной деятельности служит работа на эргографе двух испытуемых. Темп задается электрометрономом в пределах 45-60 уд./мин. Испытуемый подтягивает груз в 3-4 кг, прикасаясь указательным пальцем к рукоятке прибора и, разгибая палец, тут же опускает груз. Вместо этого можно удерживать гантели в правой руке, согнутой в локтевом суставе под углом 90° и повернутой ладонью вверх (предплечье параллельно полу). Затем испытуемые разбиваются на пары, приблизительно равные по своим возможностям. В выпол­нение упражнений вступает одна пара за другой. В опыте моделирует­ся соревновательная обстановка в выполнении упражнений. Время работы каждого испытуемого в каждом опыте фиксирует секундо-

Смирнов Б. Н. Волевые усилия в спорте. Практические занятия по психологии: Учеб. пос. - М.: ФиС, 1989. - С. 97-99.



36 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

метрист, он определяет эффективность волевого усилия и записывает результат в протокол опыта.

Упражнение 1. Пробная попытка

Инструкция. «Сейчас мы будем работать на эргографе в темпе ударов метронома. Как только почувствуете необходимость включения воле­вого усилия, прекратите работу». Аналогичные указания дают и по удержанию гантели. Время работы каждого испытуемого в первом опыте сообщается всем студентам и записывается в протокол 1.


Тема 1. Психомоторика и сенсомоторика спортсменов 37

либеральное судейство и т. п.) с целью максимальной реализации во­левых усилий и функциональных возможностей испытуемых.

Инструкция. «Вам предлагается участвовать в лично-командном со­ревновании с заданием работать как можно дольше своего соперника по паре и этим внести свой вклад в командную победу. Одновременно с работой вам надо вести самонаблюдение за приемами самостимуля­ции волевых усилий и их интенсивностью. Самооценка приемов само­стимуляции вашего волевого усилия осуществляется по четырех­балльной шкале (5 — очень сильно, 4 — сильно, 3 — средне, 2 — слабо, 1 — очень слабо, 0 — не использовал(а) вовсе) в начале, середине и конце работы». Данные самооценки (всего 18 оценок) заносятся каж­дым испытуемым в протокол 2 сразу по окончании второго упражнения.


 


Упражнение 2. Соревнование на волевое усилие

Испытуемые делятся на 2 команды по 3 человека (по одному студенту из каждой пары). Организуется соревнование команд в парном уп­ражнении. Участники соревнования стремятся проявить свою волю к победе над соперником. Упражнение носит обучающий характер, рас­крывающий психологический механизм волевого усилия в спорте.

Методика работы в упражнении 2 (опыте) предусматривает пуб­личную стимуляцию соревнующихся команд (крики болельщиков,


Завершение работы. Студенты подсчитывают среднее время работы У всех испытуемых (в секундах и в процентах) и результаты записы­ваются в протокол опыта № 1. Вычисляются средние величины (в бал­лах) интенсивности использования приемов самоорганизации и са­момобилизации волевых усилий. Они вносятся в протокол опыта № 2 и представляются в виде графика. Во время обсуждения преподава­тель побуждает испытуемых иллюстрировать использование приемов самостимуляции волевых усилий в различных фазах соревнователь-


38 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

ной борьбы с развивающимся состоянием дискомфорта вследствие на­растания чувства утомления.

Студенты делают выводы о различиях в интенсивности органи­зующих и мобилизующих волевых усилий в начале, середине и в кон­це процесса работы на выносливость и об особенностях рационально­го сочетания организующих и мобилизующих усилий на разных эта­пах выполнения задания.

Целесообразно сочетать выполнение данного задания с результа­тами тестирования акцентуаций характера спортсменов, методики изучения которых представлены ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.