Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Русская литература – одна из величайших вершин мировой цивили­зации




Русская литература – одна из величайших вершин мировой цивили­зации. Ее вклад в художественную сокровищницу человечества невоз­можно переоценить. Нигде в мире не было такого обилия выдающихся писателей, чьи произведения получили признание во всех уголках зем­ного шара. Многие выдающиеся деятели мировой культуры объясняли это тем, что русская литература всегда стремилась ставить и решать не частные, а важнейшие и всеобщие вопросы человеческого бытия, что в ней на первый план выдвигались не личные интересы человека и его эго­истические побуждения, а приобщение к вечным ценностям и стремле­ние жить по совести, в соответствии и с нравственными законами, и с евангельскими истинами. Известный украинский писатель Иван Франко заметил: «...если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то про­изведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека...» Отыскать человеческое в человеке, пробудить в нем жажду добра, стремление к справедливости, научить его ориентировать­ся в окружающем мире и трезво оценивать свое место в нем, выработать умение взглянуть на самого себя и подумать, так ли он живет, – вот на что были устремлены помыслы великих русских писателей. Все это в концентрированной форме выразил А.П. Чехов, который писал: «Я хо­тел... честно сказать людям: «Посмотрите на себя, посмотрите, как вы все плохо и скучно живете!..» Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь...» И еще он говорил: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счаст­ливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других...»

В русской литературе нашли отражение величие духа и великие свершения нашего народа, его стремления, идеалы, надежды и чаяния, его жизненный опыт, только ему присущий взгляд на окружающий мир

и особый склад мышления – все, что мы называем особенностями рус­ского национального характера. В своих произведениях наши писатели воспевали чистоту помыслов, всемирную отзывчивость русского челове­ка на чужое горе, его душевную красоту, благородство и нравственную силу, обостренное чувство любви к родине. Русским писателям всегда было свойственно чувство неоплаченного долга перед народом, и его страдания они воспринимали как свои собственные. Они выступали против любых форм деспотизма, гнета, насилия и произвола, отстаива­ли право народа на свободу и достойную жизнь, клеймили пошлость, безнравственность, преступления против воли и разума. Наши великие художники слова никогда не были сторонними наблюдателями жизнен­ных явлений, бесстрастно фиксирующими их в своих произведениях. Они активно вмешивались в события окружающей действительности, поднимали свой голос в защиту поруганных прав народа, старались познать не только настоящее, но и заглянуть в будущее. Недаром ака­демик Д.С. Лихачев писал, что «русский писатель уже в XI веке вос­принимал свой труд как служение родной стране» и навсегда сохранил в себе чувство «великой общественной ответственности». К этому сле­дует добавить, что русские писатели сознавали свое творчество как про­роческое служение и читатель видел в них духовидцев и прорицателей. Этим во многом объясняется такое обилие в их произведениях религи­озных мотивов. На это в свое время обратил внимание выдающийся русский философ Н.А. Бердяев, который заметил: «...В русской лите­ратуре, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира... Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человечес­кой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью... Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христиан­ской веры».

Нельзя не отметить также, что русская литература играла совершен­но особую роль в духовном развитии нашего народа. Об этом говорил еще в 1829 году И.П. Киреевский, отметивший, что если «в других го­сударствах литература есть одно из второстепенных выражений образо­ванности, то у нас оно главнейшее, если не единственное». А чуть поз­же Н.Г.Чернышевский в «Очерках гоголевского периода русской лите­ратуры» уточнил: «Литература у нас пока сосредотачивает почти всю

умственную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг занимать­ся и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в специальные заведывания других направлений умственной деятельности». К тому же в условиях самодержавно-крепостнического правления литература была единственной трибуной, с высоты которой, по словам А.И. Герцена, народ «может заставить услышать крик свое­го негодования и своей совести».

Русская литература прошла долгий и сложный путь развития. В пер­вые шесть веков своего существования она состояла преимущественно из деловой письменности, религиозных произведений и публицистики. Но уже в глубокой древности возникли и первые художественные про­изведения (например, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника»). Однако как особая форма образного мышления, познание и отражение действительности средствами языка, как словесное искус­ство отечественная литература стала складываться лишь к концу первой четверти XVII столетия, когда начался процесс отделения литературы от деловой письменности и в ней отчетливо стали просматриваться эле­менты классицизма – литературного направления, которое на несколь­ко десятилетий становится определяющим. Начиная с первых десятиле­тий XVIII века, все происходившее в русской литературе было связано с общим национально-историческим развитием нашей страны, стреми­тельно вовлекавшейся в общеевропейскую жизнь, завоевывая в ней свое особое место и одновременно становясь частью мирового исторического процесса.

С конца 1730-х годов зарождение «новой» русской литературы бы­ло связано с деятельностью М.В. Ломоносова, внесшего огромный вклад в дело формирования национального русского языка и преобразо­вание русского стихосложения. Немало сделали в этом направлении и его современники – В.К. Тредиаковский и А.П. Сумароков.

Как и в других странах Европы, отечественные деятели культуры пе­режили разочарование в возможности построения «царства разума» и усомнились в силе идей рационалистического просветительства, провоз­глашенных великими мыслителями европейского Просвещения. Вслед за западными деятелями культуры русские писатели стали склоняться к мысли, что историческое развитие не определяется отвлеченными дово­дами разума, а следует своим особым, сложным и порой необъяснимым, таинственным путем. В их творчестве, пока еще в рамках рационалисти­ческой эстетики классицизма, наметилось постепенное сближение с жизнью и стремление воссоздать типические явления действительности.

Эти тенденции начинают проступать в поэзии Г.Р. Державина, сатирах А.Д. Кантемира, комедиях Д.И. Фонвизина, сатирических произведе­ниях Н.И. Новикова и И.А. Крылова, прозе Н.М. Карамзина и, нако­нец, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Литература XVIII века стала важным этапом в истории отечествен­ной культуры. Ее достижения во многом способствовали стремительно­му развитию и формированию нашей литературы как важнейшей части национального искусства. В кратчайшие сроки преодолев отставание от других европейских литератур, опираясь на зарубежный литературный опыт, русская литература XVIII века к началу нового столетия подгото­вила условия для появления Пушкина, первого национального художе­ственного гения и основоположника новой великой русской литературы, внесшей неоценимый вклад в мировую культуру. Творчески освоив до­стижения прошлого, опираясь на традиции своих предшественников, в первую очередь Г.Р. Державина, В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова, Пушкин выработал нормы русского литературного языка, создал вели­чайшие образцы национально-русского искусства слова, оказал огром­ное влияние на творчество современных ему писателей и на долгие годы определил магистральные направления нашей литературы.

Развитие русской литературы в XIX веке происходило неравномер­но: высокие художественные взлеты сменялись в ней периодами спада. Так, литературный расцвет, связанный с событиями Отечественной вой­ны 1812 года и ознаменовавшийся появлением пронизанных высоким патриотическим пафосом произведений Крылова, Жуковского, Батюш­кова и др., и взлет пушкинского гения в середине 1820-х годов, когда им были написаны южные поэмы, трагедия «Борис Годунов» и большая часть романа «Евгений Онегин», сменился после разгрома декабрист­ского движения снижением творческой активности многих писателей. Но вслед за этим, в 1830-е годы, происходит новый подъем – период создания Пушкиным «Повестей Белкина», «Медного всадника» и «Капитанской дочки» и триумфального вхождения в литературу Лер­монтова, Гоголя и Кольцова. С их уходом в литературном движении на­ступило затишье, сменившееся мощным взрывом, когда один за другим появились романы «Бедные люди» Достоевского, «Кто виноват?» Гер­цена и «Обыкновенная история» Гончарова, ознаменовавшие собой окончательное торжество реализма. Потом настало «мрачное семиле­тие», когда литература, по словам Герцена, напоминала лицо из «Вол­шебной флейты» Моцарта, «поющее с замком на устах». И лишь после смерти Николая I и окончания Крымской войны литература снова об­рела голос и наступил невиданный по своей мощи взлет российской

словесности, когда раскрылось блестящее дарование наших великих писателей: Тургенева, Некрасова, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, Лескова и несколько позднее Чехова, обогативших мировую и отечественную литературу бессмертными произведениями.

Все эти взлеты и спады сопровождались напряженной полемикой, которую вели прогрессивно настроенные русские писатели и критики сначала с эпигонами классицизма, представителями «ложновеличавой школы» и идеологами «официальной народности», пытавшимися свер­нуть русскую литературу с демократического пути развития, а затем с приверженцами так называемого «чистого искусства» и реакционно на­строенными писателями. Они боролись за утверждение народности и реализма – художественного метода, позволявшего с наибольшей пол­нотой раскрыть внутренний мир человеческой личности, изобразить трагическую судьбу русского человека, не имевшего возможности осу­ществить идеал «человечного человека», а также показать несправедли­вость общественных отношений, существовавших в России, и беспро­светно трудную судьбу обездоленного и бесправного народа.

Точно так же, как и в XVIII веке, русская литература в первой поло­вине XIX столетия широко использовала опыт западноевропейских ли­тератур и творчески усваивала достижения писателей Запада. По этому поводу Тургенев в одной из своих ранних критических статей писал: «История искусства и литературы у нас на Руси замечательна своим осо­бенным двойственным развитием. Мы начинаем с подражания чужезем­ным образцам... Между тем неслышно и тихо совершается переворот в обществе; иноземные начала перерабатываются, превращаются в кровь и сок; восприимчивая русская природа, как бы ожидавшая этого влияния, развивается, растет не по дням, а по часам, идет своей дорогой, – и со всей трогательной простотой и могучей необходимостью истины возни­кает вдруг, посреди бесполезной деятельности подражания, дарование свежее, народное, чисто русское...»

Но уже к середине XIX века положение изменилось. Русские пи­сатели теперь лишь изредка обращались к зарубежному опыту и не­редко вступали в творческую полемику со своими собратьями по перу на Западе. Наша отечественная литература становится не только равно­правной среди других европейских литератур, но и начинает оказывать существенное влияние на творчество многих зарубежных писателей. Об»том неоднократно говорили такие деятели западноевропейской культу­ры, как Ж. Санд, Флобер, Доде, Тен и др. Плодотворное воздействие русской литературы на развитие словесного искусства во многих стра­нах Запада продолжало сказываться и позднее, в течение почти всего

XX века. И в этом не было ничего удивительного. Вот как об этом пи­сал М. Горький: «В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет феномен изумительный; я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникала к жизни с такою силою и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске та­ланта. Никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признан­ных книг... Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России...»

При всем этом никогда не следует забывать о том, чем была и оста­ется для нас, людей, вступивших в XXI век, наша отечественная лите­ратура, какое влияние она оказала и продолжает оказывать на духовное развитие нашего народа. И нельзя не согласиться с удивительно точно сказанными словами М. Горького: «Наша литература – наша гор­дость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша фи­лософия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно построенном храме, по сей день ярко горят умы великой кра­сы и силы, сердца святой чистоты – умы и сердца истинных худож­ников. И все они, правдиво и честно освещая понятое и пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его».

 

Древнерусская литература




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.