Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество А.П. Чехова 4 страница




Стремление выдающихся русских художников слова к правде выра­жалось прежде всего в резко отрицательном отношении к окружавшей их действительности и существовавшим общественным порядкам. «Лик ми­ра сего, – писал Ш.М. Достоевский, – мне самому даже очень не нра­вится». Но, внушая своим читателям мысль о том, что так больше жить нельзя, они настойчиво искали пути обновления жизни и духовного воз­рождения человека. Вместе с тем они понимали, что нельзя отрицать, не утверждая идеалов. И.С. Тургенев, например, говорил, что он «отрица­ет во имя прекрасного». И даже один из самых ярких обличителей само­державно-крепостнической и буржуазной России М.Е. Салтыков-Ще­дрин утверждал: «...Я не только не отрицаю идеалов, но даже нахожу,

что без них невозможно дышать...». Именно стремлением к идеалу во многом объясняется появление в русской литературе целой галереи поло­жительных героев, носителей высоких помыслов, стремившихся к нрав­ственному самоусовершенствованию, чуждых самоуспокоенности и са­модовольства. Это и пушкинская Татьяна, не стремившаяся ни к знатно­сти, ни к богатству, для которой праздная светская жизнь всего лишь «ветошь маскарада», и обаятельные героини романов Гончарова и Турге­нева, и «положительно-прекрасный» князь Мышкин, пытавшийся про­поведью христианской любви добиться согласия и примирения людей, и вечно-ищущие и жаждущие постигнуть смысл жизни герои произведений Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова и А.П. Чехова. Всех их объединяло стремление к идеалу, познать истину и самих себя. Это было свойствен­но и самим писателям. «Художник... должен быть ищущим, чтоб его произведение было исканием... – писал Л.Н. Толстой. – Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках».

На эту особенность творчества наших писателей обратил внимание С. Цвейг. Сравнивая героев произведений русских и западноевропей­ских романов, он писал: «Раскройте любую из 50 тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хо­чет мужа, или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважа­емым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой детворы. У Бальзака – замок с ти­тулом пэра и «миллионами». И вслед за этим он спрашивал: «Кто из ге­роев Достоевского стремится к этому? Никто. Ни один. Они нигде не хотят остановиться – даже в счастье. Они всегда стремятся дальше, все они обладают «горячим сердцем», которое приносит им мучения».

К этому можно добавить, что «горячее сердце» билось не только в груди героев Достоевского, но героев произведений Пушкина, Лермонтова, Герцена, Тургенева, Островского, Толстого, Чехова и др. Да и сами писатели мучились и страдали, пытаясь найти ответы на веч­ные вопросы бытия: как жить, что делать для того, чтобы приблизить будущее, которое мыслилось ими как царство добра и справедливости. Недаром эти вопросы стали даже названиями романов А.И. Герцена («Кто виноват?»), Н.Г. Чернышевского («Что делать?»), Ф.М. Ре­шетникова («Где лучше?»).

При всем критическом отношении к действительности наши оте­чественные писатели мечтали о будущем, о переустройстве мира на справедливых началах. Поэтому очень часто в их произведениях отчет­ливо проступали черты романтизма. «Одной из традиций русской лите­ратуры, – заметил М. Горький, – было то, что реализм в ней всегда

сочетался с романтизмом: Пушкин, Тургенев, Толстой и даже Достоевский, «шестидесятники» и «семидесятники», – все это романтики». Следует только уточнить, что их романтизм не уводил от действитель­ности и не был пассивно мечтательным. Наоборот, он носил жизнеут­верждающий характер и был пронизан верой в великое будущее своей отчизны и своего народа. Всех их объединяло, по словам Л.Н. Толстого, стремление «понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле». Русские писатели никогда не отделяли себя и свое творчество от судьбы своей страны, от нужд, помыслов и чаяний своего многострадального народа. «И неподкупный голос мой Был эхо русского народа», – писал А.С. Пушкин. Служение народу, «жгучее святое беспокойство» за его судьбу считал главным достоинством своей поэзии Н.А. Некра­сов, который провозгласил:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен...

Свою ответственность перед народом, стремление выступить в его защиту наши писатели считали своей священной обязанностью. «Я, – говорил, например, Л.Н. Толстой, – состою в звании, добровольно и самовольно принятом на себя, адвокатом 100-миллионного земледель­ческого народа. Всему, что содействует или может содействоать его бла­гу, я сорадуюсь, всему тому, что не имеет главной цели и отвлекает от нее, я не сочувствую».

В сознании великих русских художников слова любовь к народу органически сливалась с безграничной любовью к своей отчизне. А.С. Пушкин писал П.Я. Чаадаеву: «...клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую исто­рию, кроме наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Но наиболее точно выразил свое отношение (да и не только свое, но и многих наших писателей) М.Е. Салтыков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сер­дечной и даже не могу помыслить себя где-нибудь, кроме России». Только на родине, в общении со своим народом русские писатели мог­ли жить и работать. И даже на какое-то время по разным причинам по­кидая Россию, они не переставали думать о родной земле. Некрасов, например, писал, что, живя за границей, он «не небесам чужой отчиз­ны», «песни родине слагал!».

Русская литература поражает удивительным богатством своего со­держания. Наверное, не,было ни одного вопроса, ни одной сколько-ни-

будь важной проблемы, связанной со всеми сторонами жизни России, которые бы не затрагивали в своих произведениях наши великие ху­дожники слова. При этом многое из того, о чем они писали, касалось жизни не только в нашей стране, но и во всем мире. И с полным осно­ванием М. Горький писал, что в русской литературе «чаще и сильнее, чем в других, возглашалось обечеловеческое» начало, и поэтому ее с полным основанием можно назвать «совестью человечества».

Небывалая глубина и широта, многообразие и богатство содержа­ния отечественной словесности требовало принципиально нового под­хода к отображению действительности, создания новых, отличных от сложившихся в Европе жанровых форм, отступления от традиционных правил построения произведения. «История русской литературы со времени Пушкина, – писал Л.Н. Толстой, – не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного противного. Начиная от Мертвых Душ Гоголя и до Мертвого Дома Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести».

Действительно, стоит лишь вспомнить такие произведения, как «Ев­гений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя, «Былое и думы» Герцена, «Война и мир» Тол­стого, «Записки из Мертвого дома» и «Братья Карамазовы» Достоев­ского, и многие другие, и мы увидим, что все они не укладываются в привычные жанровые формы литератур других стран мира.

При всей своей всеобъемлемости и глубине содержания произведения великих деятелей отечественной словесности были понятны и доступны широким кругам читателей, что лишний раз свидетельствовало об их ве­личии. Недаром же Л.Н. Толстой писал, что «великие предметы искус­ства только потому и велики, что они доступны и понятны всем».

Знакомясь с величайшими созданиями русской литературы, мы на­ходим в них многое, что созвучно нашему беспокойному времени. Они помогают нам осмыслить происходящее в современной действительнос­ти, лучше понять самих себя, осознать свое место в окружающем мире и сохранить человеческое достоинство.

Содержание

Предисловие...........................................................................................................3

Введение.................................................................................................................5

Древнерусская литература

Особенности древнерусской литературы........................................................ 11

Зарождение и формирование средневековой

русской литературы.............................................................................................15

Литература Киевской Руси

Русское летописание XI – XII веков

«Повесть временных лет»..................................................................................18

Ораторская проза.................................................................................................23

Агиографическая литература..............................................................................27

«Слово о полку Игореве»...................................................................................32

Героическая тема в русской литературе

XIII – XIV веков..................................................................................................37

Литература русского Предвозрождения...........................................................42

Основные закономерности литературного процесса

на Руси в XVI столетии.......................................................................................46

Традиционное и новое в русской литературе XVII века...................................53

Русская литература XVIII века

Вступление.............................................................................................................66

Литература петровского времени........................................................................70

Литература русского классицизма......................................................................77

Литература 1760 – начала 1770-х годов............................................................92

Литература последней четверти XVIII века.......................................................99

Русская литература XIX века

Вступление............................................................................................................120

Литературно-общественное движение первой четверти

XIX века (1801–1825).........................................................................................121

Писатели-декабристы........................................................................................134

Творчество И.А. Крылова

(1769–1844)...........................................................................................................140

Творчество В.А. Жуковского

(1783–1852)..........................................................................................................146

Творчество К.Н. Батюшкова

(1787–1855)..........................................................................................................156

Творчество А.С. Грибоедова

(1795–1829)..........................................................................................................162

Творчество А.С. Пушкина

(1799–1837)..........................................................................................................176

Творчество поэтов пушкинской поры...............................................................225

Литературно-общественное движение

1826–1840 годов...............................................................................................238

Творчество М.Ю. Лермонтова

(1814–1841).......................................................................................................249

Творчество Н.В. Гоголя

(1809–1852).......................................................................................................266

Литературно-общественное движение

1840–1855 годов...............................................................................................296

Творчество А.И. Герцена

(1812–1870)....................................................................................................305

Литературно-общественное движение

1856–1866 годов..............................................................................................314

Творчество Н.А. Некрасова

(1821–1877)....................................................................................................340

Творчество И.А. Гончарова

(1812–1891)......................................................................................................363

Творчество И.С. Тургенева

(1818–1883).....................................................................................................377

Творчество А.Н. Островского

(1823–1886)......................................................................................................393

Русская поэзия второй половины XIX века.................................................407

Литературно-общественное движение

70-х годов XIX века........................................................................................427

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

(1826–1889)......................................................................................................443

Творчество Ф.М. Достоевского

(1821–1881)......................................................................................................458

Творчество Н.С. Лескова

(1831–1895)....................................................................................................491

Творчество Л. Н. Толстого

(1828–1910).....................................................................................................508

Литературно-общественное движение

1880–1890-х годов..........................................................................................533

Творчество А.П. Чехова

(1860–1904)......................................................................................................551

Заключение......................................................................................................585

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.