Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа № 6. Исследование влияния эмоций на воспроизведение словесного материала




Цель работы: Изучение влияния эмоций на запоминание речевой информации, выявление эмоционально значимых слов экспериментальными методами.

Аппаратура: секундомер, набор слов.

Экспериментальные исследования влияния эмоций на запоминание различного материала проводились давно. Исследователями Мельницер, Кох, Джерсилд, О’Келли и другими было обнаружено, что события, оцениваемые испытуемым как очень приятные или очень неприятные, запоминаются лучше, чем события нейтральные.

Определение аффективной тональности слов проводилось различными методами: априорной оценкой психолога, оценкой группы независимых экспертов, не принимавших участия в эксперименте, оценкой самих испытуемых.

Некоторые психологи просили испытуемых составить собственный индивидуальный список слов, вызывающих у них приятные, либо неприятные ассоциации. Полученные в эксперименте данные свидетельствуют, что лучше всего воспроизводятся «эмоциональные» слова без различия в знаке, при задержке воспроизведения лучше запоминаются слова, вызвавшие «приятные» ассоциации.

Проводя ассоциативные эксперименты было обнаружено, что время ассоциативной речевой реакции на эмоционально значимые слова значительно больше времени реакции на нейтральные слова (по данным А.Р.Лурия реакция на значимые слова имеет длительность латентного периода более 1,5 – 2 с.)

Ход работы: В опыте участвуют 2-3 испытуемых заранее ознакомленных с методикой эксперимента. В качестве экспериментального материала используются слова по-разному связанные с эмоциональной сферой: «эмоциональные» и «нейтральные». Выборка эмоциональных и «нейтральных слов осуществляется с помощью экспертной группы (4-5 человек). Задача экспертов – составление списка «эмоциональных слов (16) и «нейтральных» слов (30). Эмоционально значимые слова могут включать слова связанные со стрессовыми ситуациями, особенностью испытуемого, эмоциональными состояниями (радость, гнев, успех, смерть, болезнь и т.п.)

После составления списка слов с помощью электронного секундомера определяется их значимость для испытуемого. Испытуемому зачитывается составленный список слов с интервалом 5 с. «Эмоциональные» и «нейтральные» слова предъявляются в случайном порядке. На каждое слово из списка испытуемый дает свободную речевую ассоциацию. Экспертная группа фиксирует время реакции по индикатору секундомера.

По полученным результатам определяют наиболее значимые и нейтральные слова. Ответная реакция более 1,5 – 2 с. Соответствует реакции на эмоционально значимое слово.

Из выборки «эмоциональных» слов определенных по ассоциативной реакции, 10 наиболее значимых зачитывается испытуемому, после чего ему предлагается воспроизвести их по памяти в любом порядке. Время предъявления и воспроизведения слов должны быть примерно одинаковыми.

Во второй серии опыта зачитываются «нейтральные» слова в том же количестве. Испытуемый по памяти воспроизводит их.

Экспертной группой подсчитывается количество правильно воспроизведенных «эмоциональных» и «нейтральных» слов. Программу эксперимента повторяют с каждым испытуемым.

Обработка результатов: определяется среднее время реакции на эмоционально значимые слова для каждого испытуемого по формуле:

, i = (1,2,…,n),

где p wsp:rsidR="00000000" wsp:rsidRDefault="00190E38"><m:oMathPara><m:oMath><m:r><w:rPr><w:rFonts w:ascii="Cambria Math" w:h-ansi="Cambria Math"/><wx:font wx:val="Cambria Math"/><w:i/><w:sz w:val="28"/><w:sz-cs w:val="28"/></w:rPr><m:t>ВЇtСЌРј</m:t></m:r></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> – среднее время реакции на эмоционально значимые слова; n - количество реакций на «эмоциональные» слова; - длительность времени ассоциативной реакции на i-е «эмоциональное слово».

Средние значения ассоциативного времени реакции сравниваются между испытуемыми.

Определяется среднее количество запомненных и правильно воспроизведенных слов для всех испытуемых.

Оценивается разница правильно воспроизведенных «эмоциональных» и «нейтральных» слов между испытуемыми по количественному составу и по эмоционально-смысловому признаку.

На основании полученных результатов составляются выводы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.