Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод PEST( STEP) -анализ




Как видно из данной схемы каждый показатель второго уровня описывается различными факторами, влияющими на внешнее микроокружение фирмы и которые она может контролировать частично.

Внешнее макроокружение (внешняя среда для маркетологов ) обычно изучается с помощью метода (модели) PEST(STEP)-анализа. Этот метод является описательным и в простейшем виде заключается в последовательном описании факторов четырех групп: политических, экономических, социальных, технологических:

Политические факторы:

  • Изменения законодательства, влияющие на отрасль (трудовое, антимонопольное, об охране окружающей среды, таможенное и т.д.);
  • Налоговая политика государства, региона;
  • Отношения с национальными и региональными властями;
  • Политика приватизации, регулирования бизнеса;
  • Уровень политической стабильности в стране / регионе;
  • Приближение выборов государственных и местных властей (президент, дума и т.д.).

Экономические факторы:

  • Общая характеристика ситуации в экономике страны и в отрасли (подъем, стабильность, спад, кризис);
  • Динамика финансового состояния (курс рубля, инфляция, состояние банковской системы, ставки рефинансирования и т.д.);
  • Цикл деловой активности,
  • Перспективы экономического роста в фирме и других отраслях;
  • Изменения основных внешних издержек в отрасли (электроэнергия, вода, газ и т.д.);
  • Уровень безработицы.

Социальные факторы:

  • Демографические изменения;
  • Изменения в базовых ценностях;
  • Изменения в уровне жизни;
  • Изменения в стиле жизни;
  • Изменения вкусов и предпочтений потребителей;
  • Изменения в уровне образования;
  • Отношение к работе и отдыху;
  • Изменение структуры доходов;
  • Изменение отношения к отрасли.

Технологические факторы:

  • Государственная политика в отношении технологий;
  • Новые открытия и возможность их применения в вашей отрасли или смежных отраслях;
  • Значимые для отрасли тенденции в научно-техническом прогрессе;
  • Скорость изменений и адаптации новых технологий в отрасли;
  • Скорость и уровень передачи технологий в отрасли;
  • Изменения в коммуникационных технологиях;
  • Появление новых материалов;
  • Технологические изменения, имеющие значение для развития отрасли;
  • Тенденции появления новых товаров и услуг в отрасли.

Это, конечно, не полный список всех факторов. На практике анализируются те факторы, которые являются значимыми для данной отрасли и конкретной фирмы. От того, насколько правильно были подобраны факторы, зависит качество PEST-анализа. Результаты PEST-анализа можно занести в табл. 4.

Таблица 4.

Результаты PEST-анализа

Факторы Возможности Угрозы Предпринятые действия Необходимо предпринять
Социальные факторы        
Технологические факторы        
Экономические факторы        
Политические факторы        

 

В современной литературе по стратегиям к четырем перечисленным группам факторов часто добавляют еще одну: экологию. В этом случае название метода обозначается как PEEST (реже PESET или PESTE)-анализ.

Добавление одной новой буквы в привычное название метода — дань вошедшей в моду борьбы за экологию и, как следствие, огромного количества законов и программ, принятых на международном и национальных уровнях. Для многих отраслей не учитывать экологические факторы сегодня просто невозможно. Однако, если посмотреть на этот вопрос хладнокровно, то стоило бы оставить название метода прежним. В сущности, все экологические факторы можно разнести по четырем уже существующим группам факторов, например:

  • к социальным факторам можно добавить (в зависимости от отрасли): движения за здоровый образ жизни, чистую воду / рыбу / воздух и т.д.;
  • к экономическим факторам — затраты на очистку воздуха / воды / стоков и т.д.
  • к технико-технологическим факторам — разработку новых технологий, рассчитанных на учет экологических факторов (например, солнечная энергия, небензиновые двигатели автомобилей, новые технологии очистки среды, новые быстроутилизируемые упаковки и т.д.);
  • к политическим факторам — международные и национальные законы, стандарты, требования в области экологии и т.д.

Однако, если выделение экологической группы факторов требуется отдельным пунктом, то все эти факторы можно просто перечислить в экологических, не разнося их по четырем базовым группам.

2.4 Метод SWOT–анализ

SWOT–анализ (по-русски его иногда называют ССВУ-анализ — по первым буквам ключевых показателей)— качественный анализ перспектив, включающий описание:

  • С ильных сторон (S trengths) фирмы
  • С лабых сторон (W eaknesses) фирмы
  • В озможностей (O pportunities), предоставляемых внешней средой
  • Угроз (T hreats), предоставляемых внешней средой

Сильные и слабые стороны описывают внутреннюю среду фирмы (на рис.5 это зона "А"), а возможности и угрозы — всю внешнюю по отношению фирме среду (т.е. зоны "В" и "С". На практике применяется несколько различных форм проведения SWOT-анализа:

1. Экспресс SWOT-анализ — наиболее часто встречающийся (в силу простоты проведения) вид качественного анализа, позволяющего определить, какие сильные стороны нашей организации помогут бороться с угрозами и использовать возможности внешней среды, а какие наши слабые стороны помешают это делать. Этот вид анализа любят показывать в некоторых бизнес-школах, поскольку схема его проведения имеет несомненное достоинство: она очень наглядна и проста. Однако на практике эта методика имеет недостатки: в пункты всех клеток таблицы попадают только самые очевидные факторы, и даже при этом часть этих факторов исчезает в перекрестной матрице, поскольку не может быть использована.

2. Сводный SWOT-анализ, в котором должны быть представлены основные показатели, которые характеризуют деятельность фирмы в текущий момент и намечают перспективы будущего развития. Поэтому его следует делать не "ДО" и не "ВМЕСТО", а только ПОСЛЕ проведения всех остальных видов стратегического анализа. Достоинством такой формы проведения анализа является то, что он позволяет дать количественную оценку тех факторов, которые были выявлены (даже в тех случаях, когда объективной информации об этих факторах у фирмы нет). Еще одним достоинством является возможность (на основе проведения всех видов стратегического анализа) сразу перейти к выработке стратегии и разработать комплекс мероприятий, необходимых для достижения стратегических целей. Очевидным недостатком является более сложная процедура проведения анализа.

3. Смешанный SWOT-анализ — это попытка совместить первую и вторую формы проведения анализа. Для этого предварительно проводятся как минимум основные три вида стратегического анализа. Обычно это PEST -анализ, анализ по методу "5 сил Портера» и анализ внутренней среды по пометоду портфельного анализа. Затем все факторы объединяются в единые таблицы, из которых формируется перекрестная матрица (как в экспресс-форме). Количественная оценка факторов обычно не производится. Достоинством этой формы является глубина анализа. К недостатку следует отнести психологический фактор: на практике очень часто дело заканчивается построением красивой матрицы и самоуспокоением, либо забвением всех факторов, вошедших в большую SWOT-таблицу: перед глазами и в памяти остаются только те факторы, которые вошли в матрицу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.