Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивно-поведенческого) консультирования




Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят

Эпиктет

Рационально-эмотивное (когнитивно-поведенческое) консультирование - одно из направлений когнитивной психотерапии, разработанное А. Эллисом и основанное на идее о том, что позитивные или негативные эмоции вызываются не психотравмирующими ситуациями как таковыми, а тем, как люди воспринимают эти события, что они думают о них.

Альберт Эллис (1913 - 2007) родился в в Питтсбурге, штате Пенсильвания, и вырос в Нью-Йорке. В 1942 году поступил на курсы клинической психологии в Университете Колумбии. В 1943 году получил степень магистра. Написав диссертацию, посвященную составлению и использованию личностных опросников, и получив в 1947 году докторскую сте

Альберт Эллис пень, Эллис поставил перед собой цель – стать выдающимся

(1913 - 2007) психоаналитиком. Для этого он прошел через обучающий анализ с аналитиком из группы Карен Хорни. Однако с 1953 года начал активно выступать против психоанализа.

К 1955 году Эллис полностью отошел от психоанализа и стал разрабатывать свой собственный стиль психотерапии, основанный на анализе и изменении верований и убеждений клиентов, их представлений о должном и нужном. В 1957 году вышла книга Эллиса "Как жить с невротиком". Двумя годами позже Эллис основал свой Институт рационально-эмотивной терапии, в котором стал проводить консультации и семинары для психотерапевтов. В 1960-м году вышла его книга "Искусство и наука любви", которая пользовалась большим успехом.

Первоначально Эллис называл свой метод рациональной терапией (РТ). В 1961 году он изменил название на рационально-эмотивную терапию (РЭТ). В 1993 году опубликовал статью, в которой обосновал новое наименование метода: рационально-эмотивная поведенческая терапия (РЭПТ), изменил в соответствии с этим новым термином и название института.

Под «рациональным» Эллис имеет в виду когнитивную способность, которая эффективна главным образом при оказании самопомощи, а не когнитивную способность, которая является эмпирически и логически обоснованной. Эллис считает себя отцом РЭПТ и дедушкой когнитивно-поведенческого консультирования. Этот подход теоретики долгое время игнорировали. Однако сейчас его одновременно признают и когнитивисты, и бихевиористы, а сам Эллис пользуется у североамериканских клиницистов авторитетом, уступающим разве только авторитету Роджерса.

Эллис считал, что позитивные или негативные эмоции вызывают у нас не объективные события сами по себе, а наше внутреннее восприятие, их оценка, обусловленные иррациональными установками (убеждениями, представлениями), усвоенными, как правило, в детстве от значимых взрослых. Положительные эмоции (например, чувство любви, восторг) часто связаны или являются результатом внутреннего убеждения, выраженного в виде фразы: «Это для меня хорошо». Отрицательные эмоции (такие как гнев или депрессия) связаны с убеждением, выраженным фразой: «Это для меня плохо». Сердцевиной эмоциональных нарушений является самообвинение.

Эллис рассматривал тенденцию мыслить иррационально как врожденную особенность человека. С другой стороны, в качестве второй биологической особенности человека он выделяет его способность осмыслять собственное мышление и на этой основе изменять собственные иррациональные представления на более конструктивные и реалистические. Книги Эллиса и записанные им кассеты внесли значительный вклад в обучение американцев и жителей других стран тому, как жить более эффективно. Эллис оказал значительное влияние на многих специалистов, которые занимались и занимаются составлением руководств по оказанию самопомощи.

Основные разделы и категории концепции

1)«Формула АБС-схема». Суть теоретической концепции выражается моделью А В С, где:

А - activating event - активирующее событие;

B - belief system - система убеждений;

C - emotional consequences - эмоциональные (и поведенческие) неадекватные последствия.
На феноменальном уровне кажется, что активирующее событие (А) вызывает эмоциональные и поведенческие последствия (С), то есть, С следует за А. На самом же деле С возникает под влиянием В - системы убеждений, служащих мостом между А и С, которые не осознаются человеком. Эта "пустота" в сознании человека может быть заполнена иррациональными мыслями, возникшими на основе неадаптивных убеждений.

Эта модель означает, что любое актуальное событие воспринимается сквозь фильтр прошлого опыта и убеждений. Главное дополнение, которое А. Эллис вносит в когнитивную модель аффективных и поведенческих расстройств, состоит в утверждении решающей роли в возникновении этих расстройств догматического, абсолютистского мышления. Оно возлагает на человека бессмысленные иррациональные обязанности.

Эмоциональная реакция всегда возникает как ответ не столько на реальное событие, сколько на то, как мы его интерпретируем. Предположим, учитель, ведущий урок, видит, что ученик постоянно отвлекается, зевает, занимается посторонними делами. Учитель может подумать: «Он должен меня слушать, быть внимательным, сдержанным, вежливым. Он сознательно нарушает дисциплину и демонстрирует неуважение ко мне. Он ведет себя неправильно. Он виноват, и должен быть наказан…». То же самое поведение ученика может вызвать другой поток мыслей: «Его внимание ослаблено, он не в состоянии сосредоточиться. Мне бы хотелось управлять его вниманием, но пока это не удается. Я что-нибудь придумаю…». Очевидно, что в первом случае более вероятна негативная эмоциональная реакция, и что эмоции вызваны не самой ситуацией, а мыслями по поводу ситуации.

Также люди, которые сталкиваются с таким активизирующим событием (А), как потеря одобрения, могут воспринимать его как несерьезную обиду, если у них имеется следующее убеждение (В): «Я предпочитаю, чтобы меня одобряли, но это не обязательно». Однако люди могут воспринимать то же самое событие (А) как безжалостное преднамеренное оскорбление, если они имеют такое убеждение (В): «Меня должны одобрять, в противном случае я ничего не стою!»

При применении РЭПТ- терапевты не тратят много времени на сбор информации о прошлом клиента, хотя в начале терапии они могут попросить его заполнить формы, разработанные для оценки того, какие иррациональные идеи клиент спонтанно подтверждает. Обычно клиентов просят описать основную проблему(ы). Уже в ходе описания проблемы РЭПТ-терапевт вмешивается, чтобы разбить рассказ на компоненты А-В-С. Если клиент начинает с описания «А» (активирующего события), то терапевт спрашивает его о «С» (эмоциональных и/или поведенческих реакциях). Если же клиент начинает с рассказа о «С», терапевт просит кратко описать «А».

Впоследствии Эллис расширил формулу, добавив в нее еще два элемента:

D – последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки;

Е – завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное). Следующий пример иллюстрирует, как работает модель ABCDE.

A. Несчастье или проблема: друг на 45 минут опаздывает к обеду.

B. Иррациональное убеждение: я уверен, что случилось что-то ужасное. (В моём воображении всплывает ужасная картина истекающего кровью друга, умирающего в искорёженном автомобиле.)

C. Эмоциональные и поведенческие последствия: страх, трясущиеся руки, обморок.

D. Обсуждение иррационального убеждения: где свидетельства того, что случилось что-то ужасное? Ответ прост: таких доказательств нет. Вывод также прост: гораздо умнее будет принять идею, что мои страшные мысли, возможно, не имеют ничего общего с фактами.

E. Результатом является новый, рациональный взгляд на ситуацию: друг может быть выехал с опозданием или попал в автокатастрофу, но поскольку причины его опоздания неизвестны, наилучшее в этой ситуации – воздержаться от выводов относительно того, что случилось.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.