Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Способности и их виды. Типы мышления




Принято считать, что способности даются человеку от природы. На самом деле это не совсем так. От природы даются задатки, требующие своего развития.

Задатки бывают двух уровней:

1. Низший уровень позволяет усваивать определенный объем знаний и опыта и применять их в неизменном виде.

2. Высший уровень задатков позволяет человеку творить, создавать нечто новое, необычное.

Превратятся ли задатки в способности к выполнению того или иного конкретного вида деятельности, позволяющие добиться в нем успеха, во многом зависит от воспитания и образования.

Способности человека, сформировавшиеся на основе задатков, могут быть общими, элементарными частными и сложными частными.

Общие способности (работать, думать, ощущать, действовать). Составляют основу любой деятельности, присущи в той или иной мере всем людям. Они связаны с типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным.

Художественному мышлению свойственна образность, яркость, фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию литературой и искусством.

Логическое мышление характеризуется критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью.

Смешанному типу мышления присущи черты предыдущих. Это дает его обладателю необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений.

Элементарные частные способности (решительность, устойчивость, критичность мышления) - это способности к деятельности вообще.

Среди сложных частныхспособностей выделяют профессиональные (к отдельным видам деятельности, например, к бухгалтерии) и специальные способности.

Специальные способности связаны с выполнением определенного типа работы и по своему характеру могут быть двух видов:

1) интерсоциальные способности ориентированы на организацию взаимодействия людей, управления ими (такие способности необходимы руководителям среднего и низшего звена, работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми);

2) конструктивные способности, связанные с созданием конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности. Их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. В сфере управления такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, специалистам.

Выделяют три уровня развития частных способностей: одаренности, талантливости, гениальности.

Одаренность позволяет людям успешно осуществлять деятельность в определенной области, что-то улучшать, совершенствовать.

Талант дает возможность творить, создавать новое, необычное.

Гениальность является высшей степенью одаренности.

Способность людей автоматически выполнять отдельные элементы трудового процесса называется навыком. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее работает.

Таким образом,

Способности – развитые в процессе образования и воспитания природные склонности к тому или иному виду деятельности.

Способности бывают общими, элементарными частными и сложными частными.

Уровнями развития частных способностей являются одаренность, талант, гениальность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.