Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 9. Понятие, типы и функции культуры. Организационная культура




Организации, как и люди, обладают культурой. Если она высокая, с такой организацией все хотят сотрудничать. Организационная культура является особой разновидностью культуры. Под ней понимается совокупность коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации. Она проявляется в манере их действий и внешней атрибутике. Например, интерьере, одежде и проч.

Культура организации в целом формируется как в результате взаимодействия культуры каждого из ее участников, так и под влиянием внешних условий – исторических и национальных традиций, религии, культуры других стран и народов.

Таким образом,

Организационная культура – совокупность коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации. Объединяет в одно целое культуры различных подразделений, групп, сфер деятельности.

Функции (основные задачи) организационной культуры:

- охранная – препятствует проникновению в организацию чуждых взглядов, ценностей, норм (она реализуется через различные запреты, ограничивающие нормы);

- интегрирующая (объединяющая) – объединяет действия всех членов организации;

- регулирующая – обеспечивает поддержание правил и норм поведения;

- адаптивная – облегчает вхождение в организацию новичков, облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации; лицам, придерживающимся одинаковых норм поведения, участвующих в одних и тех же ритуалах, легче понять друг друга и приспособиться к требованиям организации;

- ориентирующая – направляет действия членов организации в необходимое русло;

- мотивирующая – побуждает людей активно участвовать в делах организации;

- формирующая имидж – создает благоприятный образ организации в глазах окружающих.

Культура помогает управлять людьми. Вежливая просьба руководителя будет быстрее и с большей готовностью выполнена, чем грубый приказ. Фирмы, обладающие высоким уровнем производственной культуры, обычно получают большую прибыль.

Сегодня в России, к сожалению, организационная культура позаимствовала у Запада лишь внешние формы: рекламу, оформление офисов, новые названия должностей (разного рода менеджеров – вместо руководителей), в то время как стиль управления и делового общения остались такими же, как в условиях административно-командной системы. Для большинства российских руководителей и предпринимателей характерен деловой эгоизм, безразличие к интересам потребителей, стремление в первую очередь к личному обогащению.

Культура – явление сложное. Она складывается из субъективных элементов, проявляющихся в поведении людей, и объективных, накладывающих отпечаток на материальные условия деятельности организации.

Поэтому среди элементов организационной культуры различают:

- объективные: символика, цвета, торговая марка, интерьеры, планировка помещений, стиль одежды персонала;

- субъективные: организационные ценности, обряды, ритуалы, обычаи, нормы и стиль поведения, традиции, менталитет.

Организационные ценности – эмоционально привлекательные свойства тех или иных предметов или явлений, которые позволяют служить им образцами для поведения участников организации, признаваемые большинством из них. Ценностями являются цели, дисциплина, исполнительность, инициатива, профессиональная этика и проч. Сегодня все большую роль играют такие ценности, как коллективизм, ориентация на потребителя.

Обряд – это стандартное мероприятие, которое проводится в определенное время и по стандартному поводу. Например, проводы на пенсию, прием новичка в трудовой коллектив.

Ритуал – совокупность регулярно проводимых мероприятий, которые оказывают психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей. К примеру, работники многих японских компаний начинают трудовой день с пения гимнов.

Обычай – форма отношений, воспринятая из прошлого без каких бы то ни было изменений. Например, гостеприимство, уважительное отношение к старшим по возрасту и т.п.

Нормы и стиль поведения членов организации – их отношение друг к другу, внешним партнерам, управленческие действия, решение проблем.

Традиции – ценности, обряды, ритуалы, нормы поведения, привнесенные из прошлого в настоящее. Традиции касаются практически всех сторон жизни организации и учитывают современное положение вещей.

Менталитет – образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, уровнем культуры, сознанием.

Объективные и субъективные элементы культуры, воздействуя на окружающих (клиентов, партнеров, представителей общественности), формируют в их сознании имидж организации, т.е. образ. Имидж оказывает огромное воздействие на отношение и доверие к фирме и ее товару, является условием ее процветания или упадка. Имидж создается целенаправленными усилиями и зависит от каждого работника.

Важным методом формирования имиджа является паблик рилейшнз – работа по связи с общественностью. В ее рамках происходит исследование общественного мнения, статистических данных, документов и публикаций. Подготовка аналитических записок, информационных и рекламных материалов, работа с журналистами. Проведение пресс-конференций, налаживание отношений с потребителями, органами власти и управления

Управление организационной культурой осуществляется с помощью контроля ее состояния со стороны менеджеров, пропаганды, обучения персонала необходимым навыкам, подбора кадров, соответствующих дано культуре, увольнение тех, кто в нее не вписывается, широкое использование символики, обрядов, ритуалов.

Желательно, чтобы управленцы действовали в соответствии с организационной культуре. Важно учитывать формирование социальной ответственности организации и управленцев перед своими работниками и перед обществом (например. экологические издержки). Выделяют следующие виды социальной ответственности менеджеров:

1) экономическая (максимизация доходов, а, следовательно, и налогов, поступающих в бюджет; предоставление обществу по разумным ценам товаров и услуг и хорошо оплачиваемых рабочих мест);

2) правовая ответственность (соблюдение законодательства);

3) этическая ответственность (достойное поведение руководства компании, соблюдение принятых норм).

Организационная культура разнообразна. В ней выделяют множество срезов. Наряду с общей культурой выделяют культуру предпринимательства, культуру управления, культуру отношения к женщине и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.