Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рационально-логический тип




К этой группе относятся люди, эмоциональная сфера которых часто остается скрытой от постороннего взгляда. Они больше склонны к анализу явлений, рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материала, обдумыванием и разработкой подробного плана. Во время выступления данных ораторов больше всего заботит, как свою речь сделать более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, иллюстрирующие и аргументирующие основную мысль, для того, чтобы заинтересовать аудиторию. К данному типу чаще всего относятся люди сангвинического темперамента (сангвиник – человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями).

2. Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи. Если ораторы этого типа не продумают строгий план, то они зачастую теряют мысль и остается впечатление эмоциональной болтовни. Однако план своих выступлений они пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального типа оратора с холерическим темпераментом (холерик – человек очень энергичный, быстрый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями).

3. Философский тип. Люди, относящиеся к этому типу, бывают более или менее эмоциональны, более или менее склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой надобности раскапывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня. Данных людей объединяет стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. У собеседников данного типа с разной мерой преобладания проявляются и способность к анализу, и внутренняя эмоциональность, и лиризм. Чаще всего к этой группе относятся люди флегматического темперамента (флегматик – человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевного состояния).

4. Лирический, или художественно-образный тип. Люди мыслят более образами, чем логическими категориями, хотя это не означает, что логика в их рассуждениях отсутствует. Глубокая эмоциональность, своеобразный лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность – черты, характерные для людей этого типа (хотя ораторы, относящиеся к данному типу, могут сильно отличаться друг от друга). Чаще всего к лирическому (художественно-образному) типу относятся меланхолические (утонченные) собеседники (меланхолик – человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легко ранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи).

По степени и характеру вмешательства в деятельность и поведение другого человека выделяют следующие стили общения:

1. Альтруистический – человек стремится делать приятное людям, помогает им в осуществлении их целей.

2. Манипулятивный – в общении используются средства воздействия, давления и принуждения партнера в своих целях.

3. Миссионерский – партнер стремится сохранить дистанцию в общении, соблюдать невмешательство в дела и суждения собеседника, воздействует личным примером.

4. Экстравертный – деятельность его сознания и психики направлена на внешний мир. Экстраверты – очень общительные люди. Они с удовольствием рассказывают о себе и расспрашивают, но могут быть несдержанны. Обычному человеку экстраверт кажется шумным, назойливо откровенным.

5. Интровертный – его деятельность направлена внутрь индивида. Интроверты сдержанны, спокойны. Мало смеются, замкнуты, тяготеют к уединению. Молчаливый интроверт зачастую кажется высокомерным или запуганным. У постороннего человека может сложиться впечатление, что экстраверт его не уважает, а интроверт – не любит или боится.

Стиль общения одного человека может быть плохо совместим со стилем общения другого. Если сталкиваются люди с непартнерским стилем общения – о сотрудничестве говорить не приходится. Это будут отношения по типу господство-подчинение или конфликт.

Может быть печальным и результат встреч альтруиста с манипулятором. Часто именно альтруисты становятся «жертвами» последних. Манипуляторы терпеть не могут альтруистов - им трудно поверить, что человек все делает бескорыстно. Они считают таких людей еще более хитрыми, чем они сами.

Что необходимо сделать для того, чтобы стиль общения партнера не стал препятствием в общении с ним?

Экспрессивного экстраверта легче будет перенести, если смотреть на него как на талантливого актера, который вас развлекает. Молчаливому интроверту можно быть благодарным за то, что он сберегает свою и вашу энергию, а если ее накопится много, «разрядиться» можно с родными, соседями, друзьями.

Манипулятору следует задуматься над тем, чего на самом деле он больше всего хочет в жизни и манипуляциями ли это достигается?

Альтруист всегда стремится делать добро другим людям, но всегда ли добро идет на пользу другому? Просит ли он вас об этом? Ощущает ли потребность в вашей помощи? А может быть лучше научить другого и помочь ему всего добиваться самому?

В процессе речевой коммуникации могут возникать барьеры из-за различных стилей общения. У каждого человека свой стиль общения, который зависит от его темперамента, характера, мировоззрения. Стиль общения формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии.

Содержание стиля общения составляют:

- преобладающий мотив поведения (взаимодействие, самоутверждение и т.п.);

- отношение к другим людям (доброжелательность, терпимость, эгоцентризм, предубежденность, рационализм и т.п.);

- отношение к себе (самолюбование, признание своих недостатков, навязывание своего мнения и др.);

- характер воздействия на людей (давление, принуждение, сотрудничество, невмешательство и т.п.).

Как типы личностей в зависимости от их принадлежности к определенному стилю общения влияют на отношения партнеров?

Выделяют следующие типы личности по отношению к партнеру (в соответствии с их принадлежностью к определенному стилю общения):

1. Податливый тип. Для него важно, чтобы рядом был другой человек. У него развита потребность, чтобы его любили, чувствовать внимание, одобрение, желание быть важным для другого. Такие люди озабочены отношением к себе окружающих, любят распоряжаться, но и не против того, чтобы им командовали. Они стараются выбрать профессии, где им обеспечено интенсивное общение, где есть возможность работать с людьми и быть полезным им. В общении проявляют экстравертированный стиль, нередко альтруисты.

Если вы относите себя к «податливому» типу, у вас, скорее всего, много друзей. Но надо принять как данность - не все так сердечно относятся к людям, как вы, это — одна из возможных позиций по отношению к окружающим.

2. Агрессивный тип. Воспринимает другого человека как соперника. У него высока потребностьв достижении успеха, возможность контроля над другими. Такие люди стремятся к манипулированию другими, плохо переносят неудачи. Избирают для себя престижные профессии, обеспечивающие быстрое продвижение. Другого человека они воспринимают по принципу: «Чем ты можешь быть мне полезен?» Среди людей этого типа много манипуляторов.

Как себя вести по отношению к агрессивному типу собеседников? Его можно и пожалеть. Для него жизнь — сплошная борьба. А в вашем лице он мог бы найти друга.

«Агрессивному» типу можно посоветовать расслабиться, перестать себя винить за «просчеты», не изнурять вариантами «обхода» соперников. Порекомендовать ему посмотреть вокруг. Мир человеческих отношений гораздо сложнее и богаче. Это не стадион, где на спортивных дорожках все бегут к финишу.

3. Отрешенный тип. Более всех обособлен, стремится сохранить дистанцию между собой и другими людьми. Главное для него – независимость и уединение. Люди этого типа обычно избегают связей, контактов, обязательств. Подчинение принятым правилам, нормам и традициям вызывает у них несогласие. Стремятся к профессиям, где есть возможность творчества (наука, искусство). В общении проявляется интровертированный стиль.

Как вести себя по отношению к данному типу собеседников? Прежде всего следует отнестись с пониманием к «отрешенному» типу – ему в жизни труднее, чем кому бы то ни было. У него свой мир, и он, как правило, никого туда не пускает. Скорее всего, он одинок, друзей у него очень мало.

Подчеркивая уважение к его индивидуальности, дать понять, что не только «отрешенному» собеседнику нелегко с вами, но и вам нелегко с ним.

Если вы относите себя к людям отрешенного типа, будьте приветливее в деловых контактах — это поможет в решении ваших проблем.

4.Деловой тип. В мире бизнеса преобладают люди, для которых интересы дела превыше всего и в отношении к партнеру они исходят из того, насколько этот человек может быть им полезен. «Деловой» тип создан для бизнеса, и успех в нем ему обеспечен. Но вот в личной жизни… Не будет ли напоминать день рождения делового человека совещание?

 

Анализируя все возможные варианты контактов людей разных типов по отношению к партнеру, можно заключить, что «деловому» человеку лучше всего иметь дело с «деловым» человеком; «податливому» с «податливым». Для «агрессивных» деловой контакт приводит к борьбе за влияние, а два «отрешенных» партнера вообще вряд ли договорятся о чем-либо.

Если предположить контакт «делового» типа с «податливым», то «деловой» собеседник может показаться бездушным, а «податливый» - назойливым, нетактичным Его внимание к собеседнику может быть истолковано как то, что его мало интересует дело, а на уме у него совершенно другое.

Если встречаются «податливый» собеседник и «отрешенный», то «отрешенный» кажется неприветливым, скрытным, невоспитанным, грубым (нежелание говорить о себе, уклончивые ответы на вопросы, отчужденный вид, пресечение лишних вопросов). Податливый» партнер воспринимается как человек, который все время лезет в душу.

Спектр отношений к партнеру богаче четырех типов, но каждый человек все же тяготеет к одному из них.

Ну а если все же возникла напряженная ситуация, как лучше себя вести, как разрядить напряженную обстановку? Прежде всего надо иметь чувство собственного достоинства. Для того чтобы понять причины сложившейся напряженной ситуации, следует поставить себя в положение человека, оказавшегося в тяжелой ситуации при речевом общении, посмотреть на ситуацию его глазами. Стоит сказать человеку: «Понимаю вас», и появится возможность конструктивно диалога.

Снимает напряженность сочувственное отношение к возмущенному партнеру: «Да-да, вы правы». Обычно после этого накал страстей ослабевает.

Прием самообвинения хорошо действует, когда партнер кричит, потому что не прав. Вы извиняетесь, и, как правило, партнер в недоумении успокаивается или начинает извиняться сам.

Можно использовать и шутку. Но она даст нужный эффект лишь в том случае, если у вашего партнера есть чувство юмора.

Перенести резкий тон, несправедливые обвинения может не каждый. Если дать выход своим эмоциям – возникнет скандал. Терпеть молча – тоже не выход, так как сдерживание отрицательных эмоций вредно для организма. В этом случае можно применить приемы «отстранения»: ненавязчиво рассматривать крикуна, сосредоточившись на какой-нибудь мелочи в его костюме, или разглядывать прическу. Можно размышлять о его семейном положении, возрасте, любимом занятии; рассматривать глаза, изменение цвета лица вследствие крика, фиксировать задержки дыхания. Полезно анализировать речь (особенности произношения слов, богатство лексики, интонации, удачные речевые обороты, ошибки в произношении слов и построении фраз). Можно сосредоточиться и на своих ощущениях, дыхании, пульсе, следить за своим состоянием (взорвусь – не взорвусь). Эти приемы позволяют перенести неблагоприятные воздействия без стресса. Разрядившись и не заведя вас, партнер обычно чувствует себя неловко,испытывает чувство вины. В таком состоянии он готов к продолжению контакта. Теперь все зависит от вашего желания в продолжении общения с этим человеком.

Чтобы не возникало барьеров в общении с вами, будьте внимательны к партнеру с первой же минуты встречи. Приветливо поздоровайтесь, выразите просьбу в корректной форме, поблагодарите за услугу. Если обратились к вам, а вы вынуждены отказать, сделайте это так, чтобы не обидеть партнера.

Ну а если все же возникли барьеры в общении – как их преодолевать?

Вопрос 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.