Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика аналитической медитации о драгоценной человеческой жизни 3 страница




Теперь, что касается ценности драгоценной человеческой жизни с точки зрения долгосрочной цели, вы должны знать следующее. Если вы будете правильно использовать драгоценную человеческую жизнь, то сможете стать не только Архатом, но также Буддой. Какова разница между состоянием Архата и состоянием Будды? Состояние Архата – это состояние полного освобождения ума от омраченности. А состояние Будды характеризуется вдобавок к устранению ума от омраченности ещё и реализацией всего потенциала сознания. Вы обладаете всеми возможностями, чтобы принести пользу живым существам. Такое совершенное состояние, состояние Будды, достигнув которого вы станете источником счастья для всех живых существ, вы можете реализовать в течение одной жизни, если будете использовать правильно эту драгоценную человеческую жизнь. Итак, возможности, которыми вы сейчас обладаете, имея эту драгоценную человеческую жизнь, невероятны. Такова ценность драгоценной человеческой жизни, она имеет смысл не только для вас самих, но также для очень многих живых существ. И если эту драгоценную человеческую жизнь использовать только для достижения каких-то мирских целей и удовольствий, то случится очень большая потеря.

Почему вы должны думать о редкости драгоценной человеческой жизни, почему вы должны думать о ценности драгоценной человеческой жизни и почему надо признать, идентифицировать драгоценную человеческую жизнь? Потому что в настоящий момент вы ещё не видите, не понимаете её значимости и вследствие этого растрачиваете её попусту. Потому что для духовной практики очень важно знать смысл драгоценной человеческой жизни: в этом случае у вас появится желание использовать свою жизнь с более высоким смыслом. Но если не размышлять о редкости драгоценной человеческой жизни, то вы можете сказать: «Сейчас мне некогда, а в будущем, снова обретя драгоценную человеческую жизнь, я буду заниматься практикой». Для иллюстрации такой позиции приводится такой традиционный пример. Человек по пути в город нашел кусок золота весом с килограмм. С того места было очень далеко нести этот кусок золота, и он сказал себе: «Уж очень далеко его тащить – выброшу его, а неподалеку от города найду себе другой кусок золота». Но, имея уже золото, отказываться от него в расчете, что ещё раз найдется кусок золота, – это глупо, ибо нереально снова найти килограмм золота. По образу мышления люди, рассчитывающие снова и снова иметь драгоценную человеческую жизнь, не отличаются от этого глупого человека.

Третье положение медитации о драгоценной человеческой жизни – это её редкость: (1) с точки зрения примера; (2) с точки зрения причины; (3) с точки зрения количества.

Для иллюстрации редкости драгоценной человеческой жизни с точки зрения примера, Будда давал в сутрах такой пример: в океане плавает слепая черепаха. Большую часть времени она проводит на дне океана, и только один раз в целый век она всплывает на поверхность. Этот образ слепой черепахи как нельзя лучше объясняет вам положение живых существ, в том числе ваше. Почему вы слепы? Потому что вы пребываете в неведении. Океан символизирует сансару. Дно океана – низшие миры. Столетие, или век, символизирует кальпу времени. Этот образ говорит, что целую кальпу вы проводите в низших мирах и за все это время имеете единственный раз возможность рождения человеком. Будда ясно видел ситуацию существ и из чувства сострадания дал такой пример, чтобы люди могли уяснить свое истинное положение и оценить доставшийся им шанс. Золотое ярмо, движимое порывами ветра, плавает на поверхности океана. Когда черепаха раз в столетие всплывает и не попадает в это золотое ярмо, то это означает, что вы не обладаете драгоценной человеческой жизнью, а просто родились человеком. Это почти невозможная вещь – чтобы слепая черепаха, всплыв, попала головой в золотое ярмо. Но это случилось с вами. И если вы используете правильным образом золотое ярмо, то сможете пересечь океан сансары. А вы вместо этого – расслабляетесь, пьете водку, курите, отдыхаете, занимаетесь бессмысленными мирскими проблемами. Подумайте над этим примером. Тогда у вас родится чувство редкости этой драгоценной человеческой жизни и желание использовать её.

Есть и другой пример. Его мне привел Пано Ринпоче, и он был очень полезен для меня. Представьте, слепой и безногий человек спит на краю обрыва. Слепой – из-за неведения, безногий – из-за отсутствия духовных заслуг. У вас мало добродетели, поэтому вы не можете достигать того, чего хотите. Люди, обладающие высокими добродетелями, в состоянии дойти туда, куда стремятся. Если вы не в силах достигнуть в жизни желаемого, то никто другой не виноват. Виноваты главным образом вы сами: вы не имеете достаточно заслуг. Я говорю не о физических ногах, а о «ногах» заслуг, и не о физических глазах, а о глазах мудрости: их не имеется у вас. Итак, слепой и безногий человек спит на краю обрыва, а внизу – дикий олень: это символ драгоценной человеческой жизни. Во сне этот человек падает и попадает на спину оленя. Олень понесся. Человек, очнувшись, обнаружил себя сидящим верхом на диком олене и запел: «Нечто невозможное стало сегодня возможным – я, слепой и безногий, оседлал дикого оленя. Когда же мне петь песню, если не сегодня?» Благодаря обдумыванию данного примера у вас должно родиться такое чувство: «Если сегодня я не буду практиковать Дхарму, то когда же мне удастся сделать это?»

Во время медитации обдумывайте каждое положение, тогда у вас появится некое чувство – вкус этой драгоценной человеческой жизни. А если просто повторять: «Драгоценная человеческая жизнь, драгоценная человеческая жизнь…», то ничто не изменится в вашем уме. Только благодаря обдумыванию каждого положения рождается чувство. И тогда появляется энтузиазм. А повседневная мирская деятельность перестает быть очень значимой. Когда это произойдет, вы перестанете зависеть от внешних объектов. Вы перестанете быть наркоманом внешних радостей, перестанете болеть, не получая желаемого, – испытывать гнев, зависть и т.д. Наверняка Арьи, когда смотрят на нас, видят в нас наркоманов: наркотическая зависимость, которая имеется у нас, гораздо хуже, чем зависимость от обычных наркотиков. Мы привыкли принимать наркотик омрачений, поэтому внезапный отказ от них может дать очень сильную реакцию, лучше отвыкать от них постепенно. Многие мастера советуют: «Самое главное – это установить фундамент». После того как вы установите благодаря размышлениям о драгоценности человеческой жизни первичный фундамент, всё остальное пойдет гораздо легче – все остальные практики Ламрима, начиная саналитической медитации о непостоянстве и смерти и далее, – формирующие Отречение, Бодхичитту и Правильное Воззрение.

Взрастить в себе чувство драгоценности человеческой жизни – это нелегко. Поэтому и необходимы все эти положения. Если вы пропустите хотя бы один пункт, то тогда достигнуть реализации в этой медитации будет очень сложно. На это уйдет много времени. Известен случай о том, как один мастер, прочитав комментарий к Ламриму, принадлежащий перу Третьего Далай-ламы, сказал: «Если бы я знал этот текст раньше, мои достижения пришли бы раньше». Он нашел в этом тексте одно положение, которого ему не хватало при медитации о драгоценной человеческой жизни. Когда я даю вам эти положения аналитической медитации, то даю их в виде, уже собранном на основе всех базовых текстов по Ламриму. В этом виде я получил их от Пано Ринпоче, который дал мне «обнаженный комментарий» к Ламриму.

Теперь рассмотрим редкость драгоценной человеческой жизни с точки зрения причины. Необходимо создать очень мощные причины, прежде всего, иметь высокую нравственность, чтобы родиться снова человеком. Создание таких причин случается редко, потому что для создания таких причин следует принимать и соблюдать обеты. Вы же ежедневно нарушаете свои обеты, и поэтому вам очень трудно будет снова получить драгоценную человеческую жизнь. Тот, кто обругает другого, например, назвав его «собакой», в тот же миг создает причину для того, чтобы пятьсот раз родиться собакой. Родиться в низших мирах – это совсем нетрудно, вы каждое мгновение создаете причины для этого. А создать причины для человеческого рождения – это очень трудно. Фирма вашего ума работает с убытком. Почему? Да по той же причине, по которой многие российские фирмы в 90-е годы потерпели банкротство, – проводимый ими анализ был недостаточно глубоким. Механизмы духовной жизни похожи на механизмы экономического преуспевания или банкротства. Ваш министр финансов не может обеспечить позитивный баланс, из-за чего у вас имеется только одна причина на миллион, чтобы снова родиться человеком, но он обманывает вас, говоря вам, что всё обстоит хорошо в вашей фирме, фирме ума.

Я мог бы, конечно, сейчас рассказывать вам о Ясном Свете ума – очень подробно, со всеми тонкостями: о материнском и сыновнем Ясном Свете, о Ясном Свете смысла, о Ясном Свете-примере и т.д. Но никакой пользы это вам сейчас не принесет. В настоящий момент пользу вам принесет именно наставление о драгоценной человеческой жизни. Если ваш ум не повернулся к Дхарме, то нет смысла говорить о собственно буддийской практике, тем более, такой высокой, как медитация Ясного Света. Как говорил один из известных мастеров, если духовные учителя, не дав своим ученикам достаточно наставлений по Сутре, дают им слишком много наставлений по Тантре, то они тем самым укрепляют у своих учеников корни сансары. Я не хотел бы способствовать укреплению у вас корней сансары – они и без того очень прочные.

Редкость драгоценной человеческой жизни с точки зрения количества вы можете осознать следующим образом. Возьмите себя: сколько живых существ обитает в вашем теле? Миллионы, если иметь в виду всю микрофауну ваших внутренностей, все вирусы и т.д. И только вы один обладаете драгоценной человеческой жизнью. Если взять существ ада и животных, то их совокупное количество намного превышает число людей. А среди людей тех, кто имеет драгоценную человеческую жизнь, совсем мало в сравнении с людской массой всего человечества. Поэтому драгоценная человеческая жизнь очень и очень редка с точки зрения количества.

Если вы по такой методике поразмышляете о драгоценной человеческой жизни, то у вас появится чувство драгоценной человеческой жизни: «У меня такая редкая и ценная жизнь. Я не буду её попусту тратить, а использую правильно – на пользу себе и другим». С такой мотивацией пребывайте в однонаправленной концентрации на этом чувстве. Просто пребывайте в этом чувстве. Вообще говоря, есть много видов однонаправленного сосредоточения – за счет разнообразия объектов сосредоточения. Вы можете однонаправлено сосредоточиться на образе Будды, на внешних объектах. Или, если вы занимаетесь медитацией о любви и сострадании и достигаете переживания любви и сострадания, вы однонаправлено сосредоточиваетесь на этом переживании, которое вам удалось у себя вызвать. Это тоже – медитация по однонаправленной концентрации. Или, если вы посредством анализа феноменов сосредоточиваетесь на каком-то аспекте феноменов, то это тоже – однонаправленное сосредоточение. К примеру, вы медитируете о непостоянстве или Пустоте феноменов. В этом случае вы не взращиваете в себе непостоянство или Пустоту, а однонаправлено концентрируетесь на определенном аспекте феноменов – на непостоянстве или Пустоте. То есть существуют различные виды медитации однонаправленной концентрации.

Я даю вам не мое собственное учение, которое я придумал, это – Учение Будды, это то, чему учили великие мастера прошлого, которые, исходя из своего собственного опыта переживаний, пришли к этому заключению о драгоценности человеческой жизни. Будда и все великие учителя прошлого достигли состояния буддовости, именно используя драгоценную человеческую жизнь. Все духовные наставники сходятся в том, что, только используя эту драгоценную человеческую жизнь, можно достигнуть состояния Архата или Будды. Иначе это почти невозможно, хотя в принципе, возможно, всё же есть и исключения из этой общей закономерности. Поэтому вам очень повезло. Очень многие существа, родившись в мире мирских богов, обладая ясновидением, молятся: «Пусть же в будущем я смогу родиться на земле, там, где существует Учение Будды». И особенно молятся о том, чтобы в будущем получить рождение там, где распространено Учение Ламы Цонкапы, и иметь возможность практиковать единство Сутры и Тантры и достигнуть в течение одной жизни состояния Будды. Существа, которые обладают ясновидением, острым умом, испытывают зависть к вам. И они испытывают к вам зависть только потому, что вы в данный момент обладаете драгоценной человеческой жизнью. А тем, кто имеет миллионы долларов, они не завидуют, так как знают: тот маленький бриллиант, который вы имеете, бесценен, и по сравнению с нашим богатством все эти доллары – это ничто. Если мирские боги испытывают зависть, то завидуют только вашей драгоценной человеческой жизни.

Вот такой драгоценной жизнью вы обладаете. Поэтому, не растрачивайте ее. Читайте, по крайней мере, ежедневно, хотя бы сто раз мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Очень важно выполнять свои ежедневные обязательства. И в этом случае вы, когда придет время умирать, умрете не с пустыми руками. У вас в руках будет иметься кое-что. В противном случае вы встретитесь с существами низших миров, и они упрекнут вас: «Как же ты, обладая драгоценной человеческой жизнью, не смог воспользоваться ею правильно и оказался с пустыми руками?» И вам будет очень стыдно. Для вас тогда начнется настоящий кошмар. Все остальное – это не кошмар. Даже если потеряете ногу – в этом нет ничего страшного. Вы должны сказать себе в такой ситуации: это очень хорошо, это благословение моего духовного наставника, он говорит таким образом, что я слишком много гуляю там и сям, надо прекращать бессмысленные хождения, сидеть на одном месте и заниматься практикой. Это не кошмар – ампутация ноги и даже потеря глаза. Если случится потерять глаз, воспринимайте это как наставление своего учителя: он говорит тебе, что ты слишком много смотришь на всякие странные вещи, достаточно насмотрелся, хватит тебе теперь и одного глаза, теперь занимайся практикой.

В жизни много всякого случается, и если у вас выработался такой образ мыслей, то чтобы не случилось с вами, это превратится в фактор, способствующий вашей духовной практике. Если вы заболеете, то это – тоже хорошо. Считай это наставлением Учителя. Этим он говорит тебе: «Из-за того, что ты был здоровым, ты потерял много времени, теперь отдыхай от пустой суеты в больнице, занимайся практикой и ни о чем не беспокойся – тебя будут обслуживать, кормить, я всё устроил».

Я расскажу вам один вдохновляющий пример. У известного и очень почитаемого в Монголии и Бурятии современного духовного наставника Акула Ринпоче был старший брат, Ринцон Ринпоче. Родом они из Ладака. Когда-то очень давно, ещё в молодости, брат куда-то исчез, и они не виделись в течение многих лет. Но впоследствии Бакула Ринпоче понял, что его брат занимается медитацией в горах: он стал йогином Ямантаки и духовным наставником многих индусов. Когда его брату исполнилось девяносто лет, Бакула Ринпоче решил с ним повидаться и поднялся в горы Ладака. Он отправил своего секретаря[22] вперед, к пещере, где медитировал брат. В пещере не было ни окон, ни дверей. Человек внутри спросил: «Кто ты?» Секретарь объяснил, что с ним хочет повидаться его брат, Бакула Ринпоче, который прибыл издалека[23] специально с этой целью. Ринцон Ринпоче попросил позвать одного из своих учеников. Пришел мальчик-индус, которому он велел приготовить чай и вышел сам из пещеры – длинноволосый, как индусский отшельник. Мальчик принес две банки горячего чая ему и подошедшему сюда Бакула Ринпоче. Ринцон Ринпоче взял банку, полную горячего чая, и стал пить, не обжигаясь, а Бакула Ринпоче взял банку, сначала обернув её своей монашеской накидкой, и тоже стал пить чай. Ринцон Ринпоче сказал: «Я очень рад, что ты даешь учение и приносишь пользу людям. Однажды я сидел в заднем ряду во время твоего учения и слушал: интересное учение ты даешь, но было бы хорошо, если бы оно также оказалось действенным». Через десять минут чаепития он заявил: «Всё, время братского общения вышло. Теперь иди и живи с пользой для живых существ. А мне надо вернуться к медитации Пустоты». Это – пример того, как практикуют современные мастера Дхармы, наполняя смыслом каждое мгновение этой драгоценной человеческой жизни.

Мой Учитель советовал мне: «Всегда, когда ты будешь заниматься практикой, ты должен сажать себя вниз». Это означает, что надо уяснить свое истинное положение: каждый момент мы можем умереть и переродиться в низших мирах. Это надо уяснить хорошо. Поэтому сейчас не надо думать о каких-то высоких вещах, о том, чтобы превращать водку в нектар, или о духовной супруге. Прежде всего, надо научиться сидеть на земле – осознать свое настоящее положение и из страха перерождений в низших мирах сделать всё возможное, чтобы этого не случилось. Тогда это станет практикой, создающей противоядие. Тогда вы не выбросите золото, которое у вас сейчас в руках. Многие мудрые мастера говорили: «Из драгоценной человеческой жизни достичь состояния Будды – легче, чем из животного состояния – получить человеческое рождение». Почему так? Дело в том, что животное из-за незнания закона кармы убивает других существ и постоянно увеличивает свою негативную карму. Очень редко происходит так, что с благословения Будды ему удается создать какую-то положительную карму. И если одна положительная карма, которая приходится на миллион отрицательных карм, встретится с подходящими условиями, то это существо может обрести человеческую жизнь. Я получил это наставление от Пано Ринпоче, когда медитировал в горах.

Пано Ринпоче давал нам, нескольким ученикам, наставления, а после получения учения мы должны были заниматься медитацией над полученными наставлениями. Особый упор он делал на развитие у нас страха перед рождением в низших мирах. До того, как я получил это наставление, я получил много посвящений, меня интересовали тантрические практики, Туммо. Но после этого я забросил их, сказав, что временно не буду этим заниматься, и стал делать упор на очистительные практики. И только тогда практика Прибежища обрела для меня ценность, я стал настоящим буддистом. В моем сердце возникло настоящее чувство Прибежища, слезы катились у меня из глаз, я искренне обращался к Трем Драгоценностям: «Что бы ни случилось в этой жизни – не страшно, только бы мне не переродиться в низших мирах! Помогите, пожалуйста, избежать этой опасности!»

Вообще-то существуют разные типы традиционных комментариев: бывает комментарий «слово в слово», когда объясняется каждое слово, бывает комментарий «смысла и опыта». То, что я вам сейчас даю – это комментарий «смысла», который исходит из опыта и дается для того, чтобы у вас этот опыт появился. Учитель тоже должен давать комментарий, исходя из собственного опыта. Хотя у меня нет большого опыта, я даю вам этот комментарий, исходя из того небольшого опыта, который у меня имеется. Поэтому, получив такое наставление, вы должны после этого заниматься медитацией над услышанными наставлениями. При этом не обязательно садиться в позу медитации, просто размышляйте над этими положениями, не надо все воспринимать как бесплатную информацию.

Не думайте, что есть более глубокое наставление, чем учение, которое вы получаете в настоящий момент, ибо то, насколько глубоким или неглубоким является учение, – это зависит от ученика. Все учения одинаково глубоки, но когда учитель говорит, что это наставление является глубоким для вас, то это означает, что в данное время это наставление является наиболее подходящим для вас. Ведь то лекарство, которое прописал вам врач, который очень хорошо знает ваше заболевание, более полезно для вас, чем все другие лекарства, имеющиеся в аптеке. Не все дорогие лекарства являются эффективными для вас. Эффект лечения зависит от того, принимаете ли вы лекарства, прописанные вам врачом. Эффективность того или иного учения зависит от того, что дает учитель. Настанет время, когда вы пойдете в своем духовном излечении дальше. Затем, когда вы достигнете каких-то совершенств, то для вас есть еще более глубокие наставления.

Изучаемый нами коренной текст «Три основных аспекта Пути», который был написан Чже Цонкапой, суть обращение его к своим ученикам – наказ культивировать эти Три Основы. Это очень сильный текст. И вам необходимо его читать каждый день, чтобы получать благословение. Вы можете легко заучить этот текст. Раньше люди заучивали толстые тома текстов. Я не прошу вас о чем-то подобном, а всего лишь прошу вас запомнить эти две страницы в качестве вашего обязательства. Те люди, которые хотят заняться медитацией в Курумкане, должны запомнить сущностные положения аналитической медитации по темам Ламрима: о развитии преданности Гуру, о драгоценной человеческой жизни, непостоянстве и смерти. Очень важно знать эти положения наизусть. Сущностные положения необходимо запомнить наизусть: тогда ваша медитация в затворничестве будет эффективной. А также в будущем, когда вы сами будете давать учение, то если вы будете помнить все эти положения наизусть, то вам будет легко: не понадобится все время обращаться к книгам. Для тех, кто занимается медитативной практикой, запомнить наизусть эти положения очень важно: вам потребуется размышлять над каждым положением, чтобы у вас развивалась убежденность, – это и есть аналитическая медитация. Если вы будете знать наизусть все положения аналитической медитации по темам Ламрима, то тем самым будете знать, каким образом надо медитировать по каждой теме этого учения. Если вы запомните наизусть все положения, то, основываясь на том или ином положении, можете в целях прояснения каких-то отдельных моментов и их взаимосвязи устраивать диспуты с друзьями и обмениваться опытом понимания и переживания этих тем. Это послужит подготовкой к медитации.

Помимо медитации о драгоценной человеческой жизни вам следует для отсечения привязанности к этой жизни и обретения отречения медитировать также о непостоянстве и смерти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.