Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оздоровительные задачи 3 страница




3. Асана (позы).

4. Пранаяма – управление дыханием.

5. Пратьяхара – освобождене ума от власти чувств и от внешних объектов.

6. Дхарана – концентрация внимания, памяти, терпение.

7. Дьяхана – медитация, созерцание объекта, вникание в сущность объекта сосредоточения.

7. Самадхи – состояние сверхсознания, наступающее при глубокой медитации.

На пути физиологического очищения и совершенства существенное место отводилось хатха-йоге – комплексу физических и этических норм. В переводе с санскрита «Ха» означает «солнце», что символизирует жизненную силу, бодрость, энергию; «тха» – это «луна» как бледное их отражение, как единство двух противоположных начал. Составная часть хатха-йоги представлена физическими упражнениями, в том числе дыхательной гимнастикой, с целью управления физическими и психическими функциями организма.

Несмотря на свой древний возраст, йога и в наши дни чрезвычайно популярна на Востоке. Увлеченность йогой широко распространена в разных странах мира, но следует помнить, что йога – это не только наука о теле, – это прежде всего учение о душе. Йога не предполагает занятий с детьми до 7 лет, и в Индии ребенок первый опыт психофизического совершенства получает в семье. Сейчас имеются некоторые зарубежные публикации по йоге для детей (авторы – создатели Бэби-йоги – Свами Вишну-девананди, Х. Кеннет и др.). Элементы физиологической йоги (асаны, дыхательные упражнения пранаямы, методы контроля жизнедеятельности организма, воздействия на эмоциональное состояние) используются в ряде дошкольных образовательных учреждений в рамках занятий физической культурой.

В Китае традиционным видом физических упражнений является ушу. В переводе с китайского ушу означает «путь воина», «боевое мастерство», «искусство воина». Ушу имеет различные виды упражнений, которые можно выполнять с оружием и без него, с партнером или самому. Этот вид упражнений включает элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат: удары ногой, рукой, броски, захваты, падения, выпады, рубящие и колющие действия. В ушу боевое искусство переплетено с видами художественной деятельности, связано с музыкой, хореографией. Танцевальные элементы помогают вырабатывать естественность и пластику движений. Нашло в ушу и отражение жизни природы, сложились движения, подражающие зверям, птицам, насекомым, что способствует настрою на определенные эмоциональные переживания. В итоге мастерство воина превращалось в культурный и природный феномен. Существуют многообразные «стили» ушу. Условно выделяют две группы ушу: внутренние и внешние стили. Внутренние стили – это больше гимнастика, чем вид борьбы. Хотя их упражнения предполагают наличие противника, но «бой» имеет условный характер, движения при этом мягкие, грациозные, похожие на танец. Внешние стили – это силовые, твердые, содержащие прыжки, удары ногами, кувырки, броски. Как система упражнений ушу возникла из потребности подготовки к труду и военному делу. В Китае ушу – это семейная традиция, тайны, которой строго охраняются и соблюдаются.

Использование различных восточных систем физических упражнений в российских дошкольных учреждениях требует проведения специальных исследований поэтому и не может быть рекомендовано в качестве обязательных упражнений.

Следует отметить, что в последние годы ХХ столетия и первое десятилетие XXI в. наблюдается проникновение общечеловеческой культуры в национальные системы физического воспитания, в том числе и дошкольные, что способствует их взаимообогащению.

 

1.3. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА

В ЦАРСКОЙ РОССИИ

Дошкольные образовательные учреждения являются учреждениями первой ступени образования. Дошкольное воспитание (образование) было введено в систему народного образования России в начале XX в с целью общественного воспитания ребенка с первых месяцев его жизни. Оно было направлено на всестороннее развитие ребенка[10].

На основании древнерусских письменных и иных источников выявлено, что физическая культура в России основывалась на народном воспитании, которое осуществлялось всей родовой общиной. В период первобытнообщинного строя (VI–VIII вв.) наши древние предки имели целую систему средств физического воспитания, которая включала разнообразные упражнения и народные игры. Широко использовались с целью закаливания целебные свойства воды: купание и плавание, парная баня с обливанием холодной водой, купание в проруби – такие процедуры использовались с грудного возраста. В Древней Руси существовала своя возрастная периодизация детей. Так, до трехлетнего возраста ребенка называли «дитя»; с трех лет до семи детей называли «молод» (мальчик или молодой); с семи лет до двенадцати – «чадо», а с двенадцати до 16 лет – «отрок».

С 3-х лет мальчика уже сажали на коня, и это был первый ритуал – «постриг». В 6–7 лет мальчиков начинали воспитывать мужчины. В первых воспитательных учреждениях – «домах молодежи» – мальчики воспитывались 3–4 года. Основой воспитания было укрепление физической подготовки. Для этого проводились всевозможные испытания, мальчики терпели голод, холод, жару, бессонницу; их обучали охотничьим приемам, борьбе. Завершалось такое обучение поединком с учителем. Отдельно готовили детей к служению в княжеской дружине, и приоритет отдавался военным упражнениям: верховой езде, владению холодным оружием, обучали борьбе; широко применялись бег, лазание; развивали у детей силу, ловкость, выносливость. Девочек в основном готовили к ведению домашнего хозяйства, хотя им не запрещалось участвовать в играх и забавах.

По мере развития общества менялось использование физических упражнений простыми людьми и знатью. Так, среди простого люда широко были распространены состязания в беге, прыжках, стрельбе из лука, борьбе, кулачных боях, верховой езде. Проводились игры в городки и горелки. Зимой ходили на лыжах. Знатные люди использовали в физическом воспитании верховую езду, фехтование на шпагах, рапирах, саблях, стрельбу из лука. Многие упражнения являлись частью языческой культуры, и в 1648 г. они были запрещены под влиянием духовенства царем Алексеем Михайловичем. В период царствования Петра I многие из народных физических упражнений стали использоваться вновь.

Впервые вопросы физического воспитания детей были отражены в книге «Гражданство обычаев детских», написанной во второй половине ХVII в. В этот период времени известный государственный деятель Ф. М. Ртищев (1626–1673) организовал училище при Андреевском монастыре на Воробьевых горах и пригласил в школу Епифания Славинецкого, который и стал одним из первых теоретиков физического воспитания в России. Свои мысли о воспитании Е. Славинецкий изложил в седьмой главе своей книги «Гражданство обычаев детских». В книге он пропагандирует игры, которые развивали бы одновременно ум и тело ребенка. Е. Славинецкий считал, что игры должны создавать у ребенка хорошее настроение, они – «ограда» от умственного утомления и разумный отдых.

Игра должна способствовать развитию в детях сообразительности, ловкости и силы. Он ценил игры и за то, что в них ребенок приобретает полезные навыки (сноровку, ловкость, силу, сообразительность), некоторые личностные качества (чувства товарищества, взаимовыручки и уважения друг к другу). Игра рассматривалась им как средство, способствующее вырабатке терпения, выдержки, способности в будущем переносить тяготы жизни и физические страдания. Интересно и то, что Епифаний Славинецкий сопровождал предлагаемые им игры унизительными штрафами, накладываемыми на проигравшего: подметание пола, поднесение воды победителю, надевание позорного венка из лопухов и т. п., что не всегда способствовало созданию должного морального климата среди детей.

В период царствования Петра I физическое воспитание в России стало носить государственный характер. Он впервые ввел обязательное посещение школы дворянскими детьми. Поощрительное отношение Петра I к физическому воспитанию способствовало появлению в России теоретиков, которые научно обосновали его значимость для физической подготовленности детей. Сподвижник Петра I, государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович, государственный деятель и русский историк В. Н. Татищев и другие выступали за то, чтобы физическое воспитание стало частью всего воспитания. Опыт физического воспитания детей был обобщен в уникальном произведении «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением царского величества» (1717), где была подчеркнута важность всестороннего воспитания личности в семье и школе.

М. В. Ломоносов, великий русский ученый, педагог (1711–1765) придавал большое значение физическому развитию для обеспечения здоровья человека. Он рекомендовал больше двигаться и заниматься физическим трудом. Эту свою мысль он выразил в следующих словах: «Поспешествовало бы сохранению здравия движение тела в крестьянах пахотною работою, в купечестве – дальнею ездою по земле и по морю, военным — экзерцициею и походами»[11]. Эти идеи М. В. Ломоносова о необходимости и важности постоянного движения для совершенствования физического развития продолжил И. Л. Данилевский, который считал необходимым укреплять тело ребенка с детства. Он подчеркивал, что без оздоровления физическими упражнениями в детстве сердце не перенесет тяжелые испытания в зрелом возрасте. И. Л. Данилевский придавал большое значение единству умственного и физического воспитания и отмечал, что здоровье ребенка во многом зависит от закалки.

Интересные мысли о физическом воспитании детей от рождения до юношества высказывал известный просветитель, представитель либерального дворянства XVIII в., педагог, И. И. Бецкой (1704–1795). Он считал движения главными в обеспечении физического развития ребенка и рекомендовал приучать детей почаще быть на воздухе. Он рекомендовал разнообразные подвижные игры, бег, прыжки, танцы для разностороннего физического развития, а дождь или солнце не должны этому мешать. И. И. Бецкой писал, что «склонность, которую вселяет к игре и увеселению природа в детские годы, – главные средства к умножению здоровья и к укреплению телесного сложения»[12].

И. И. Бецкой считал важнейшим делом воспитание и преобразование общества. В своей книге «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества» дал такие рекомендации:

«– С великим попечением охранять младенцев от стужи при начале их жизни.

–Содержать их, како возможно, чисто: сие весьма стараться всеми способами, чтоб дети были на вольном воздухе, который бы всегда свободно в покоях переменяться мог.

– При отнятии от груди, разумеется, около девяти месяцев или после, приваживать их ходить. Для свободного выправливания ног надобно им чаще быть развязанными и сколько возможно держать их с утра до вечера на вольном воздухе.

– Лучше младенцу учиться ходить самому собою, а не на помочах, от которых, кажется, нет пользы.

– Обучать их всему играючи и, сколько возможно, без принуждения.

– Понеже забава, веселость и игра суть главные средства к укреплению здоровья, того для не надлежит поступать с детьми сурово, когда и случится делать им выговоры без свирепства и злобы, дабы большим страхом не навредить их остроты природной.

– Приучать детей быть на воздухе, как на холодном, так и на теплом, во время большого их движения, а лишняя в том бережливость им весьма вредна.

– Труды и вольный воздух укрепляют в детях телесное сложение, умножают веселье и от всех будущих недостатков предохраняют, напротив того, от лености и худого воздуха вырастают они тако слабы, что весь свой век в болезнях препровождают.

– Равномерно приучать их более стоять, нежели сидеть, да и то на деревянном стуле, можно заставлять ходить большими шагами, держа голову прямо, плечи назад, не выпячивая брюха».

Можно отметить, что на первое место в воспитании детей преддошкольного и дошкольного возраста И. И. Бецкой выдвигал физическое воспитание.

Развитие русской науки, культуры, педагогики, анатомии, медицины способствовало и дальнейшему развитию научно-педагогических основ физического воспитания. Н. И. Новиков – русский просветитель (1744– 1818). Он впервые развил идеи, касающиеся всеобщего физического воспитания как части общего воспитания. В своих педагогических трудах рассматривал три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное, а главной из всех забот он считал попечение о своем теле. Говоря о необходимости физического воспитания, считал, что оно должно начинаться с первых дней жизни человека, с его младенческого возраста. Процесс физического воспитания должен продолжаться до полного сформирования организма. Он уделял особое внимание закаливанию и контролю за правильной осанкой детей.

Академик, профессор анатомии А. П. Протасов впервые в России в конце ХVIII в. вводит понятие «физическое воспитание» и обосновывает в своих работах необходимость движений для сохранения здоровья.

Его современник ученый-медик Н. М. Максимович-Амбодик выступал за необходимость обеспечения гармонического воспитания детей. Он считал, что уже с первых дней после рождения вместо тугого пеленания ребенку должна быть предоставлена максимальная возможность для движений. Он писал, что «тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниет». Поэтому для воспитания здоровых, физически развитых людей Н. М. Максимович-Амбодик рекомендовал закаливание детей, приучение их к холоду и другим «воздушным переменам». Важное значение он придавал играм детей. «Никогда не должно мешать детям, – писал он,– в их забавах и упражнениях. Они могут играть, резвиться, прыгать, веселиться. Сама природа вселяет в неповинных детей сию склонность к игре и забавам»[13]. Н. М. Максимович-Амбодик указывал, что каждый возраст имеет свои особенности и поэтому воспитание детей, в том числе и физическое, нужно выстраивать индивидуально. Он считал, что требования к детям всегда должны быть соразмерны сложению их тела, возрасту, способностям, крепости, силам телесным и получаемой ими пище.

А. Н. Радищев – русский писатель (1749–1802) считал, что физическое воспитание имеет большое значение для детей, благодаря упражнениям оно способствует укреплению телесных сил и здоровья.

П. Н. Енгалычев (1769–1829) – представитель древнейшего русского княжеского рода, ученый, писатель в своих трудах тоже рассматривал вопросы физического воспитания детей. Высказываясь о физическом и нравственном воспитании, он писал, что «всякого благоразумного человека обязанность стоит в том, чтоб доставить детям своим телесное здравие, основательный разум, твердую душу, хороший нрав, доброе сердце»[14]. Им составлен словарь физического и нравственного воспитания, в котором он говорит о конкретных телодвижениях для людей и их пользе.

Таким образом, во второй половине ХVIII в. физическое воспитание стало рассматриваться как часть всестороннего воспитания, поэтому физической культуре в этот период уделялось достаточно серьезное внимание всеми народами России. Широко популяризировались разнообразные подвижные игры, возникшие еще в далеком прошлом. Стали достаточно активно развиваться идеи физического воспитания народа, что отразилось в трудах ученых, просветителей, писателей.

Продолжают рассматриваться проблемы физического воспитания в России и во второй половине ХIХ – начале ХХ в. Они заняли важное место в трудах великих русских педагогов и ученых. Так, большое внимание в своих работах уделял вопросам физического воспитания известный русский хирург Н. И. Пирогов (1810–1881). Его особая заслуга состояла в том, что он впервые сказал о необходимости введения в школах научно обоснованной системы физического воспитания, которой на тот период в России не существовало.

Рассматривают вопросы физического воспитания детей В. Г. Белинский (1811–1848), А. И. Герцен (1812–1870), Н. А. Добролюбов (1836–1861), Н. Г. Чернышевский (1828–1889), Д. И. Писарев (1840–1893). В. Г. Белинский обосновал идеал воспитания человека-гражданина. Он наметил возрастную периодизацию, согласно которой младенчество – это период от рождения до 3 лет, пора детства – от 3 до 7 лет, отрочество – от 7 до 14 лет. Считал, что физическое воспитание – важная сторона первоначального семейного воспитания. А. И. Герцен тоже признавал важным в семейном воспитании воспитание физическое. В. Г. Белинский и А. И. Герцен рассматривали природу человека как единство духовного и физического, говорили о необходимости гармонического развития человека. Рекомендовали учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма. В качестве средств физического воспитания предлагали народные виды физических упражнений, гимнастические забавы и различные игры. Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский поддерживали принцип единства физического и психического в человеке, а физическое воспитание считали частью всестороннего воспитания и развития людей обоего пола. Физические упражнения – средство активного отдыха, которое следует использовать после монотонной или умственной работы. Здоровье понималось ими как достаточное физическое развитие, крепость мышц, хорошая работа внутренних органов при обязательном условии развития интеллекта. Д. И. Писарев полагал, что развитие личности определяется обстановкой жизни и воспитания, пропагандировал профилактику заболеваний, считал, что физическое воспитание должно осуществляться под наблюдением врача.

Много внимания вопросам физического воспитания уделил выдающийся педагог К. Д. Ушинский (1824–1870). Он совершенно по-новому подошел к проблемам образования и воспитания человека. К. Д. Ушинский считал, что, прежде чем приступать к процессу образования и воспитания человека, должно его – человека всестороннее изучить. Рекомендовал строить педагогический процесс на знании физиологии и психологии ребенка. Он отмечал, что педагог, не знающий этих предметов, не сможет правильно воспитывать ребенка, поскольку научно обоснованное воспитание во много раз эффективнее. Умственное воспитание он считал необходимым осуществлять в неразрывной связи с физическими упражнениями. Причем физические упражнения должны быть на каждом уроке, чтобы тогда умственная деятельность была более эффективной. К. Д. Ушинский рекомендовал использовать народные подвижные игры как наиболее доступные детям в процессе физического воспитания.

Пропагандировали подвижные игры в физическом воспитании педагоги Е. А. Покровский (1838–1895), П. Ф. Каптерев (1849–1922). Они рассматривали подвижную игру в качестве эффективного средства разностороннего воспитания ребенка. Е. А. Покровский написал книгу о детских играх, преимущественно русских, в которой представил описание многих игр и особенности их проведения с детьми.

П. Ф. Лесгафт (1837–1909) – русский педагог, анатом и врач внес огромный вклад в развитие теории физического воспитания. Его научная деятельность относится к концу ХIХ – началу ХХ в. Он является создателем отечественной научной системы физического воспитания. Его система рассмотрена в таких работах, как «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», «Семейное воспитание». Основными идеями его системы физического образования явились: познавательный характер занятий физическими упражнениями, развитие интеллектуальных возможностей человека в процессе занятий физическими упражнениями, воспитание гармонически развитой личности. В основу отбора физических упражнений для занятий П. Ф. Лесгафт положил следующие принципы: учет анатомо- физилогических, половых и психологических особенностей детей, постепенность усложнения осваиваемых упражнений и разнообразие используемых движений; в основу обучения детей физическим упражнениям им был положен принцип сознательности и активности обучаемых. Принцип сознательности при обучении физическим упражнениям, как считал П. Ф. Лесгафт, является необходимым условием гармонического развития личности ребенка, поскольку осмысленность своих физических действий помогает ребенку рационально использовать свои силы. П. Ф. Лесгафт писал, что для детей более ценными являются естественные виды движений, специальные гимнастические упражнения для развития координации. Он уделил большое внимание в физическом воспитании подвижным играм, которые помогают готовить ребенка к жизни, отмечал, что особенно ценны в этом отношении игры с правилами. Он видел возможность приобретения ребенком в занятиях подвижными играми самостоятельности в действиях, основанной на личной инициативе, благодаря которой у ребенка постепенно вырабатывается большая сила воли и твердый характер. Поэтому игры, как он думал, должны оказывать благотворное влияние на физическое состояние ребенка и его психику.

Он рекомендовал выбирать из подвижных игр те из них, которые более подходят к цели, поставленной педагогом. По его мнению, процесс воспитания, в том числе физического, должен начинаться в семье и продолжаться в школе, чтобы ребенок мог приобрести опыт справляться с трудностями, которые встречаются в жизни. Также он считал, что физическое воспитание должно продолжаться и далее, то есть всю жизнь, поэтому очень важно учить ребенка с детства сознательно осваивать физические упражнения и уметь использовать их с наименьшей затратой сил, но с наибольшим эффектом и пользой. В процессе физического воспитания П. Ф. Лесгафт рекомендовал больше применять ходьбу, бег, прыжки, метание, а также путешествия и гимнастические упражнения. Все освоенные движения должны обязательно закрепляться в подвижной игре. Он указывал на то, что гармоничное развитие – это длительный и последовательно развивающийся процесс, который должен строиться с постепенным нарастанием физических нагрузок с учетом возраста человека, его половых и индивидуальных особенностей.

П. Ф. Лесгафт важную роль в физическом воспитании отводил преподавателям, которые должны регулировать и направлять учебный процесс, а также быть примером для своих воспитанников. При этом сами они должны иметь хорошую выправку, заниматься своим телом, следить за своей внешностью и производить благоприятное впечатление. Учитель физической культуры, по мнению П.Ф.Лесгафта, должен систематически готовиться к занятиям, предусматривая смену упражнений, их разнообразие, а владеть словом должен лучше учителя словесности.

П. Ф. Лесгафт рекомендовал включать физическое воспитание в программу для дошкольных учреждений, считая, что чем раньше с ребенком будут заниматься физическими упражнениями, тем более сильное воздействие на организм ребенка они окажут. Для детей он не рекомендовал соревнования, а также поощрения и наказания, которые могут унижать или возвышать ребенка.

Следует отметить, что как государственная дисциплина физическое воспитание в России появилось и развилось значительно позднее, чем в странах Европы и Азии. П. Ф. Лесгафт изучил и проанализировал все мировые системы и в конце ХIХ – начале ХХ в. создал оригинальную российскую систему физического воспитания с учетом лучших мировых систем. Теория физического воспитания П. Ф. Лесгафта имеет важное значение и в наши дни, многие ее положения до сих пор являются актуальными.

Идеи П. Ф. Лесгафта продолжил развивать его ученик, В. В. Гориневский (1857–1937), врач-педиатр, гигиенист, один из основоположников лечебной физической культуры, а также выдающийся деятель спортивной медицины. В 1910 г. им была создана специальная лаборатория по изучению проблем, связанных с физическим воспитанием на базе Тенишевского училища. В. В. Гориневский экспериментальным путем установил особенности физического развития в различные возрастные периоды жизни человека. Отмечал большое влияние физических упражнений, их воздействий на все органы и системы человеческого организма, на его тело и, в особенности, на деятельность центральной нервной системы. Поэтому он считал, что физическому воспитанию следует уделять особое внимание. Важными являются его положения о связи физического и эстетического воспитания: в процессе занятий физическими упражнениями у детей можно формировать красивые, выразительные движения, отражающие индивидуальные и психические особенности в деятельности человека. В. В. Гориневским написаны многочисленные научные работы: о врачебном контроле занятий физическими упражнениями и спортом населения, о закаливании, о культуре тела, о научных основах спортивной тренировки и другие. Он написал книгу «Физическая культура детей дошкольного возраста», пользовавшуюся популярностью. Он еще раз доказал ведущую роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. Научные труды В. В. Гориневского внесли достойный вклад в педагогическую науку и науку о физическом воспитании. В. В. Гориневского можно по праву считать основателем постреволюционной системы физического воспитания.

 

1. 4. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА

В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД И СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ЕЕ РАЗВИТИЯ

 

В первой половине XX в. учениками и последователями П. Ф. Лесгафта была продолжена разработка теории и методики физической культуры детей дошкольного возраста.

Л. И. Чулицкая-Тихеева (1868–1938) – детский врач, врач-гигиенист, доктор медицины, профессор – углубила педагогические идеи П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского. Она вела преподавательскую деятельность в педагогическом институте дошкольного образования[15] и в Педиатрическом институте, где она еще и заведовала кафедрой анатомо-физиологических особенностей гигиены детского возраста, преподавала в институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Ее труды внесли достойный вклад в дело физического воспитания дошкольников. Ею опубликованы «Основные задачи физической культуры ребенка дошкольного возраста (1922), «Физическая культура ребенка дошкольного возраста» (1925), «Гигиена дошкольного возраста» (1936), «Развитие движений у детей на первом и втором году» (1936). Также Л. И. Чулицкая исследовала особенности физического развития детей дошкольного возраста, разработала гигиенические рекомендации по охране здоровья и укреплению нервной системы детей, рекомендации по питанию детей, закаливанию. Она изучала вопросы развития моторики ребенка первых семи лет жизни, рекомендовала проводить в дошкольных учреждениях физкультурные занятия с детьми.

Е. А. Аркин (1873–1948), врач, врач-гигиенист, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук РСФСР, консультант дошкольного отдела Наркомпросса, Московского отдела народного образования. Преподавал в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина, в педагогическом институте дефектологии, являлся директором Центрального музея по дошкольному воспитанию. Он написал книгу «Дошкольный возраст» (1948), которая явилась фундаментальным трудом, в ней описаны особенности детей дошкольного возраста и даны рекомендации по физическому воспитанию детей. Опираясь на труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова, он в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности, с необходимостью режима дня и организации жизни ребенка, указывал на важность сотрудничества детского сада и семьи. Его исследования также нашли свое отражение в работах: «Физическое воспитание в детском саду» (1946), «Ребенок в дошкольные годы» (1968).

Е. Г. Леви-Гориневская (1889–1956), врач, кандидат медицинских наук, продолжила изучение проблем физического воспитания детей в детском саду. Она определила основные пути функционирования системы физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Основные ее публикации – это «Физическое воспитание ребенка-дошкольника» (1946), «Физическое воспитание в детском саду» (1956), а также совместная работа с А. И. Быковой «Закаливание организма ребенка».

А. И. Быкова исследовала вопросы развития основных движений ребенка, разработала методику их развития и определила ее значение, а также содержание и организацию физкультурных занятий. Подчеркивая воспитывающий характер обучения, А. И. Быкова рекомендовала развивать основные движения путем использования игровых методов и подвижных игр, разрабатывала программы по физическому воспитанию детей совместно с Н. А. Метловым, М. М. Канторович, Л. И. Михайловой и в соавторстве с ними публиковала сборники подвижных игр для детских садов.

Значительный вклад в развитие физического воспитания дошкольников внес Н. А. Метлов. Он окончил юридический факультет МГУ, затем Московскую консерваторию. Всю свою жизнь он посвятил детям. Н. А. Метлов работал на общественных началах в детских садах, организовывал спортивные праздники. Он написал свыше 130 работ по физическому воспитанию детей. Одной из значительных его публикаций была работа «Утренняя гимнастика в детском саду». Работая совместно с профессором В. Ф. Невским, исследовал психофизиологические основы, а также содержание утренней гимнастики. В 60-е г. XX в. Н. А. Метлов написал учебник для педагогических училищ «Методика физического воспитания» и книгу для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов «Утренняя гимнастика под музыку». С 1924 г. Н. А. Метлов преподавал в МГПИ им. В. И. Ленина (ныне – МГПУ) учебный предмет «Гимнастика и подвижные игры». Он принимал участие в разработке и создании первых программ по физическому воспитанию для вузов, педучилищ и детских садов.

А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаева стали авторами первых учебников для средних и высших профессиональных учебных заведений по теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста. Так, учебник «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», выдержал три издания (1975, 1978, 1985) и получил II премию за лучшую научную книгу и диплом ВДНХ. Этот учебник способствовал совершенствованию подготовки специалистов по физической культуре для дошкольных образовательных учреждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.