Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В детском саду 2 страница




В подготовительный период освоения игры в хоккей дети знакомятся со следующими основными понятиями: клюшка, крюк клюшки, шайба и т. п.

Детей обучают стойке хоккеиста: туловище наклонено вперед, ноги слегка согнуты в коленных суставах, клюшка опущена на лед. При обучении держания клюшки ребенок держится за нее двумя руками. При этом он удерживает клюшку одной рукой сверху за конец рукоятки, а другой – снизу в 30–40 см от конца рукоятки.

Вначале детям дают играть маленькими клюшками на снегу без коньков, чтобы ребенок привык к тяжести клюшки. В процессе этой игры у детей развивается ловкость, они учатся маневрировать и бить по шайбе. Дети могут осуществлять ведение маленькими клюшками льдинки или другого предмета, стараясь загнать его в лунку, круг или воротца. Можно использовать игры «Передай шайбу», «Кто быстрее догонит шайбу до круга» и др. С самого начала обучения игре в хоккей важно на­учить правильно и свободно держать клюшку двумя руками. Крюк клюшки нужно держать так, чтобы он нижним ребром приле­гал ко льду. Во время игры дети не должны перехватывать клюшку рука­ми. Чтобы в руках играющих детей она была легкой и послушной, детям предлагаются различные упражнения: махи руками с клюшкой, пере­нос клюшки вокруг туловища и из одной руки в другую; вращение клюшки, держа ее двумя руками, и др. Даются также упражнения на ведение шайбы: плавное ведение – крючок клюшки постоянно соприкасается с шайбой; ведение «рубка шайбы»: шайба ведется легкими уда­рами крючка то справа, то слева.

Детей обучают броскам шайбы клюшкой. При броске слева принимается и. п. стойки: ноги на ширине плеч и слегка согнуты, правая нога выставлена немного впереди левой, игрок становится в полоборота к цели, шайба с клюшкой находится слева от игрока. Во время выполнения броска шайбу не от­рывают от крюка клюшки. Аналогичным способом выполняются броски шайбы справа.

Если дети овладели навыком передвижения на коньках, то им можно предложить игру в хоккей на коньках по упрощенным правилам. Подготовительными упражнениями для такой игры являются: упражнения на конь­ках для развития ловкости и умения маневрировать, дети стараются проскользнуть между какими-либо ограничителями, стараясь не задеть ни одного; пробежать на коньках, ведя тряпичный мяч или деревянную шайбу клюшкой; пробегают все вместе на коньках до черты расстояние 10–15 м, при этом каждый ведет клюшкой по льду свою шайбу, и тот, кто пересечет черту первым, считается победителем.

Можно давать и такие групповые упражнения, как ведение шайбы с последующим загоном ее в ворота, отмеченные краской на льду. Побеждает тот, кто первым загонит шайбу (льдинку) в ворота 3 раза.

Дети играют в хоккей на небольшой ледовой пло­щадке 15x7,5 м, расположенной на участке детского сада. Этот небольшой каток обносят снежными валами высотой 1 м. Для игры детям ставят ворота с металлическим корпусом и сеткой размером 1,8 м. Для игры в хоккей одежда детей должна быть лег­кой и свободной, не стесняющей движений.

Предлагаются следующие правила игры:

1. Играют двумя командами по 5–6 человек в каждой команде.

2. Общая продолжительность игры – 20 мин, играют два периода по 10 мин с перерывом между ними 5–8 мин.

3. В процессе игры возможна замена игроков по усмотрению судьи или педагога.

4. Во время игры нельзя толкаться, поднимать клюшку выше плеча и перебрасывать шайбу высоко по воздуху.

5. Через каждые 5 мин следует заменять вратаря членами команды (по­очередно, по предложению судьи).

6. Игрокам нельзя заходить в зону вратарской площадки.

7. После пропущенной шайбы игру начинают с центра поля.

8. За нарушение правил игрока можно удалять с поля на 1–2 мин.

Городки это старинная русская игра, которая способствует развитию глазомера, точности движений, укреплению мышц рук и плечевого пояса, повышению эмоционального состояния детей.

Для детей-дошкольников подбираются облегченные биты длиной 45–50 см, весом 400–450 г, городки должны быть высотой 10–12 см, сечением 3–4 см. В упрощенном виде игра доступна детям с 5 лет.

Ребенка обучают бросать биту двумя способами: согну­той в локте высоко поднятой рукой с битой, другой способ – бросок прямой рукой, отведенной в сторону-назад. Ребенок в ходе игры может пользоваться любым способом.

На земляной площадке чертят «город» – квадрат, каждая сторона которого рав­на 1 м. На расстоянии 3–4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, обозначающая кон. Между городом и коном на расстоянии 2–2,5 м от города наносится вторая черта – полукон. После того, когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и по­лукона относят на расстояние 5–6 м (кон) и 2–3 м (полукон).

Детей знакомят с названиями фигур и с их выкладыванием. Далее на передней линии города складываются следующие фигуры: «забор», «бочка», «колодец», «письмо», «самолет» и др. Бросая биты в ходе игры, игра­ющий старается выбить городки за пределы квадрата-города. Вначале биты бросают с кона, а когда выбьют хотя бы один городок – с полукона. Выигрывает тот, кто выбьет большее количество город­ков при меньшем количестве бросков.

Для проведения игры детей делят на два звена по три человека в каждом; биты в начале игры должны лежать у линии кона, там же должны находиться и играю­щие. На площадках из городков поочеред­но выкладываются фигуры. Когда выбита одна фигура, то тогда можно выкладывать следующую. Если с линии кона выбивается один городок, то играющие переходят на линию полукона, откуда выбивают остальные городки и фигу­ры. Выигравшим считается то звено, которое раньше выбьет пять фигур. При этом учитываются: правильность позы и сильного удара по желанию либо от плеча, либо наотмашь. Городки и биты приносятся только с внешней стороны площадки в целях безопасности, чтобы не попасть под удар другого звена.

Занятия могут проводиться с группой детей и индивидуально.

Футбол. В старшей группе детского сада дети в основном осваивают упражнения, подводящие к игре в футбол. Даются упражнения: в катании мяча подошвой ноги в различные стороны, стоя и подпрыгивая на одной ноге, жонглирование мячом, подбивая его подъемом ноги, бедром, чередуя ту и другую ноги. Дети упражняются индивидуально, каждый со своим мячом. Даются упражнения в прокатывании мяча в заданном направлении, попадании в кеглю, в ворота. Обучают детей перемещаться с мячом по площадке, слегка подбивая мяч ногами, поочередно. Необходимо следить, чтобы мяч не откатывался далеко. Дети учатся передавать мяч друг другу ударом, который называется «щечкой» (внутренней стороной стопы). В упражнениях участвуют мальчики и девочки.

В подготовительной группе совершенствуются ранее приобретенные навыки передачи мяча партнеру в медленном беге. Обучают удару по мячу с разбега. Когда дети достаточно уверенно действуют с мячом, переходят к игре в футбол.

Для игры готовят площадку размером: 30–40 м – длина, 15–30 м – ширина, поперек площадки проводится средняя линия. На торцовых сторонах стойками обозначаются ворота размером 3–4 м. Края площадки обозначаются 6 флажками – 4 угловых, 2 – средних.

Каждая команда состоит из 5–7 игроков. Из них: 1 капитан, 1 вратарь. Перед началом игры капитаны команд бросают жребий, по которому одна из команд начинает игру.

Игроки, начинающие игру, ведут мяч серией передач к воротам, стараясь забить гол. Другая команда защищается, не пропуская противника к своим воротам. Мяч передается только ногами (можно головой, туловищем). Руками ловить мяч может только вратарь. Играют 2 тайма по 15 минут. Перерыв – 5 минут. Перед вторым таймом меняются воротами. Выигрывает команда, забившая больше голов.

Кегли – спортивная игра, доступная дошкольникам. Цель ее – сбить мень­шим количеством шаров, пускаемых руками, как можно большее число фи­гур-кеглей, которые устанавливают на площадке в определенном порядке.

В дошкольном учреждении в постоянном распоряжении детей должно быть оборудование для игр в кегли, городки, серсо, бадминтон, настольный теннис, баскетбол.

 

3.6. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ

О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

В дошкольных учреждениях физическая культура направлена на реализацию двигательной активности детей. Однако необходимо наряду с решением оздоровительных задач решать и задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры.

Дети старшего дошкольного возраста способны усвоить ряд необходимых знаний о физической культуре, которые помогут им лучше понимать значение физических уп­ражнений, соблюдения гигиенических правил во время занятий физической культурой. Также следует учить детей приме­нять полученные знания. Усвоение знаний должно формировать сознатель­ное отношение детей к занятиям физической культурой и потребность в самостоятельно­м использовании физических упражнений. Все преподносимые ребенку необходимые знания должны быть строго научными, тщательно отобранными, дозированными в объеме, чтобы ребенок их усвоил. Кроме того, следует очень точно подбирать средства и методы для преподнесения детям-дошкольникам этих знаний. С. О. Филиппова и другие отмечают, что формирование знаний по физической культуре у детей является сложной проблемой, которая «заключается в том, что знания обусловливаются двойствен­ной природно-социальной сущностью совокупности ценностей в этом виде культуры. Объектом освоения являются не только природ­ные составляющие человека, но и его социальные качества. И чтобы у ребенка не было неопределенности в той информации, которую он получает, сведения необходимо конкретизировать»[43]. Любые знания, в том числе о физической культуре, детям преподносят с учетом особенностей каждого возрастного этапа дошкольного детства и с учетом уровня их познавательных возмож­ностей. Весь учебный познавательный материал о физической культуре необходимо конкретизировать на определенный возраст детей. Можно предварительно составить теоретические модели этих знаний по каждому разделу. Такие модели помогут оценивать уровень формируемых у ребенка знаний.

Источниками знаний, которые дети получают на занятиях физическими упражнениями, являются: информация педагога, непосредственно двигатель­ная деятельность самих детей, заранее подготовленный иллюстративный материал, при этом такие сведения не должны снижать моторную плотность занятия. Знания могут сообщаться детям и в других формах работы с ними как педагогом, так и при чтении художественной и специальной литературы. Возможно использование экс­курсий на места занятий изучаемых детьми видов спорта; отображение в рисунках увиденного на экскурсии, также дети могут нарисовать и свои занятия физической культурой. Учитывая, что ведущим видом деятельности детей-дошкольников является игра, поэтому возможно проведение игр: «Угадай вид спорта», «Одень спортсмена» и т. д. Можно рекомендовать просмотр телепере­дач о спорте вместе с родителями или в условиях ДОУ. Также специалисту по физической культуре ДОУ следует организовывать встречи со спортсменами, приглашая их для бесед с детьми и показательных выступлений; про­ведение физкультурных праздников «Папа, мама и я – спортивная семья», занятия физической культурой вместе с родителями. Все это будет способствовать повышению интереса детей к занятиям физическими упражнениями, спортивным соревнованиям, проходящим в стране. Дошкольники могут узнавать чемпионов по фотографиям в печатных изданиях, могут на­звать их имена, вид спорта, могут понимать, за что они удостоены высоких спортивных званий.

Необходи­мо, чтобы все сообщаемые сведения соответствовали особенностям их восприятия детьми. Полезен будет совместный с детьми анализ прочитанной литературы. Сформированная у ребенка система знаний способствует реше­нию следующих задач:

– повышать мотивацию занятий физическими упражнениями;

– усиливать эффективность освоения физических упражнений;

– формировать желание самостоятельно заниматься фи­зическими упражнениями;

– способствовать лучшему усвоению программы дошкольного учреждения в целом.

Следует помнить, что формирование интереса к определенному виду спорта начинается еще в дошкольном возрасте и содействуют этому окружающие взрослые.

В условиях ДОУ наибольшего эффекта в формировании знаний у детей можно добиться при условии совместной деятельности специалиста по физической культуре и воспитате­лей возрастных групп. Это может происходить в следующих вариантах взаимодействия: в начале месяца воспитатель проводит занятие в группе с детьми на заданную тему. Этот рассмотренный материал закрепляется в течение всего месяца специалистом по физической культуре на каждом физкультурном занятии и связан с физическими упражнениями, которые дети осваивают. Теоретические сведения могут сообщаться либо в подготовительной части занятия, нацеливая детей на предстоящую двига­тельную деятельность, либо в процессе выполнения упражне­ний. В заключительной части эти сведения могут быть кратко повторены.

С. О. Филипповой и другими выделяется следующая структурная организация учебного материала:

В первую группу «История физической культуры» выделя­ются теоретические сведения, знакомящие детей с историей различных видов спорта и историей Олимпийских игр. Темы охватывают только те виды спорта, с элементами которых ребенок сам сталки­вается в своей двигательной деятельности (бег, прыжки, игры с мячом, лыжи и т. п.).

Вторая группа «Организм человека» объединяет темы, рас­сказывающие о строении и функционировании организма человека, различии двигательных возможностей мальчиков и девочек.

Третья группа «Основы личной гигиены» включает темы по гигиене занятий физическими упражнениями. Она призвана при­учить детей использовать такие средства физического воспитания, как гигиенические мероприятия и естественные силы природы.

Четвертая группа тем «Физические упражнения» не только знакомит детей с различными упражнениями, но и объясняет на доступном для детей уровне их различия и предназначение.

В пятой группе тем, объединенной названием «Охрана здоро­вья», подбираются материалы, дающие ребенку сведения о том, как избежать ситуации, опасной для здоровья, или как надо действовать, если ребенок все же в эту ситуацию попал.

Шестая группа тем названа «Растим человека» и объединяет зна­ния о роли физической культуры в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка. Последовательно детям даются знания о том, какие упражнения нужно делать для того, чтобы быть не только здоровым, но и красивым, веселым, умным.

Седьмая группа тем «Играем сами» является обобщающей, так как их прохождение строится как самостоятельное моделирова­ние ребенком своих знаний, основанных на полученных ранее све­дениях. Эти занятия призваны помочь ребенку осознать готовность к организации самостоятельной двигательной деятельности. Поэто­му воспитатель на занятии в группе предлагает детям рассказать о том, как они самостоятельно будут заниматься физическими упраж­нениями. А специалист по физической культуре на занятиях пред­лагает детям выступить в роли организатора утренней гимнастики, физкультминутки, подвижной игры.

Темы, отнесенные к восьмой группе «Веселая физкультура», предназначены для рекреационной деятельности (досуги, праздники) и самостоятельных занятий детей (рабочие тетради, настольные игры).

В результате целенаправленной работы по формированию зна­ний в области физической культуры старшие дошкольники:

• могут охарактеризовать несколько наиболее популярных видов спорта;

• знают основные системы организма, их предназначение, изме­нение функционирования в процессе занятий физическими уп­ражнениями;

• имеют навыки личной гигиены при занятиях физическими упражне­ниями;

• соблюдают правила, обеспечивающие сохранение здоровья в процессе занятий физическими упражнениями;

• понимают значение занятий физическими упражнениями;

• знают названия упражнений, выполняемых на физкультурных занятиях, а также используемого инвентаря и оборудования;

• могут подобрать упражнения для утренней гимнастики, физкультминутки, умеют организовать подвижную игру[44].

Также имеются и такие рекомендации, как ис­пользование элементов олимпийского образования с целью воспитания положительного отношения дошкольников к занятиям физической культурой (С. О. Филиппова и др.). При этом отмечается, что олимпийское движение выступает важной частью культуры и истории человечества. Оно также несет воспитательную функцию, помогает решать проблемы патриотического воспитания.

Теоретические сведения для старших дошкольников должны опираться на мифические персонажи Олимпа, традиции Олимпийских игр, историю появления олим­пийских медалей. Важно отмечать те человеческие качества спортсменов, которые приводят их к победе. Организация такой работы в ДОУ должна строиться на взаимодействии всех специалистов.

В программе Т. С. Казаковцевой «Здоровье с детства» представлены темы, по которым у детей должны формироваться знания. Так, для детей от 3 до 5 лет следует формировать знания по следующим темам: «Я – человек», «Как я устроен», «Режим дня», «Как правильно умываться», «Я чищу зубы», «Я всегда буду чистый», «Как нужно правильно одеваться», «Для чего нужно закаляться», «Правила здорового приема пищи», «Что делать, если заболел», «Как быть здоровым», «Как называются физические упражнения», «Как безопасно заниматься физическими упражнениями», «Помоги себе сам», «Как не попасть в беду».

Для детей 5–7 лет выделены такие темы для формирования соответствующих им знаний у детей: «Как беречь свое здоровье», «Как я устроен», «Я и мои родители», «Твои гигиенические процедуры», «Правила личной гигиены», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Правила ухода за одеждой» (в этой теме можно рассматривать и уход за спортивной одеждой и обувью), «Какая еда полезна для человека», «Из чего состоит наша пища», «Культура еды – основа здоровья», «Как уберечь себя от болезни». О физических упражнениях предлагается давать знания о каждом из них по следующей схеме: как называется упражнение, как оно появилось, для чего это упражнение необходимо, что оно укрепляет в организме человека, как безопасно им заниматься. Также рекомендуется сообщать сведения о физкультурном инвентаре и оборудовании. Очень важными и, на наш взгляд, связанными с занятиями физической культурой являются сведения о негативном воздействии на человека вредных привычек, сведения о полезности для здоровья нравственных поступков человека, соблюдении безопасного поведения и о мерах самопомощи. Такие темы для изучения и рекомендации к упражнениям и играм по их изучению тоже предложены автором.

Следует отметить, что перечень тем по формированию знаний у ребенка, касающихся в целом проблем здоровья, физической культуры и ее пользе для здоровья человека, представлен в работах Н. Н. Кожуховой, Л. А. Рыжковой, М. М. Самодуровой, Г. К. Зайцева, Л. В. Баль, В. В. Ветровой и др. В современных программах также рассматриваются и знания о здоровом образе жизни ребенка.

 

3.7. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

С МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ

 

Современная концепция образования детей в дошкольном уч­реждении предусматривает выстраивание всех взаимодействий с детьми на основе личностно-ориентированного подхода. Поэтому педагогу необходимо изучать каждого ребенка и учитывать его ин­дивидуальные особенности. В процессе занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста педагог должен учитывать уровень их развития, состояние здоровья, тип высшей нервной деятельности и половые особенности.

Учет уровня физического развития ребенка. За период дошкольного детства ребенок интенсивно растет и развивается. Масса тела ребенка прибавляется по 2–2,5 кг ежегодно, а к 6–7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка. Происходит увеличение окружности грудной клетки, величина которой зависит от упитанности ребенка, уровня его физического развития, физической подготовленности и у 7-летнего ребенка она равна его полуросту. Увеличивается окружность головы. Этому способствуют занятия физическими упражнениями, которые совершенствуют массу головного мозга, развивают его функции. В дошкольном возрасте начинается окостенение опорно-двигательного аппарата (с 2–3 лет), формируются изгибы позвоночника и своды стопы. Также увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани, однако тонус мышц-сгибателей выше, чем разгибателей. В дошкольном возрасте мышечный тонус играет большую роль в формировании правильной осанки ребенка, поскольку он создает «мышечный корсет». Рост мышечной массы происходит за счет утолщения мышечных волокон, и вначале развиваются мышцы таза и ног. Мышцы рук развиваются к 6 годам. К 5-летнему возрасту увеличивается сила и работоспособность мышц. Однако к длительным мышечным нагрузкам ребенок еще не способен, поскольку костно-мышечный аппарат относительно слаб.

По уровню развития основных движений, по их количественным и качественным характеристикам можно определить уровень совершенствования костно-мышечного аппарата и центральной нервной системы ребенка.

В период от 3 до 7 лет происходит увеличение роста ребенка, однако

этот процесс происходит неравномерно. Так, 3–5-летний ребенок за год вырастает примерно на 4–6 см, а в 5 лет рост ребенка по сравнению с его ростом при рождении удваивается. В 5 лет интенсивность роста возрастает, и этот период называется периодом «первого вытяжения». У детей дошкольного возраста меняются пропорции тела: руки и ноги становятся длиннее, растут быстрее, чем туловище. Рост и развитие ребенка рассматриваются как реализация организмом генетической программы при условии взаимодействия его с окружающей средой.

За период дошкольного детства увеличивается масса сердца и сила его сокращений, повышается работоспособность сердца. Пульс становится реже: так, у детей 3 лет он составляет 100–110 уд./мин, а к 6 годам составляет примерно 80 уд./мин. В этот же возрастной период артериальное давление составляет 80/55 – 110/70 мм/ рт. ст.

По мере развития дыхательных мышц увеличиваются объем легких и глубина дыхания. Однако продолжается развитие легочной ткани, а узость дыхательных путей затрудняет поступление воздуха в легкие. Это обусловливает большую, чем у взрослых, частоту дыхания (в 4 года она составляет 22–26 дыханий в минуту). Кроме того, дошкольники не могут согласовывать дыхание с движениями, что говорит об отсутствии сознательного его регулирования. Развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма способствуют физические упражнения, выполняемые на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении.

Энергозатраты ребенка увеличиваются пропорционально росту интенсивности физических упражнений. Восполнение всех энергетических трат организма ребенка происходит за счет сбалансированного питания.

Следует также отметить, что в период от 3 до 7 лет особо выделяют третий, пятый и седьмой годы жизни ребенка, поскольку в эти годы происходит количественный рост и основательная перестройка функций организма.

Улучшает физическое состояние дошкольников двига­тельный режим, реализуемый дифференцированно с учетом уровня со­стояния здоровья, физической подготовленности и функциональных возможностей детей. Это воз­можно только при взаимодействии педагогов и медицинских работников дошкольного учреждения. Режим двигательной активности детей дошкольного возраста складывается из количества движений, выполненных ребенком в течение дня, и нормируется по объему и интенсивности. Объем суточного режима двигательной активности нагрузки подсчитывается по количеству выполненных упражнений по данным шагомера или по времени, в течение которого осуществлялась двигательная активность. По данным Количество шагов в сутки для детей 3 лет должно составлять 9–9,5 тыс.; для детей 4 лет – 10–10,5 тыс. для 5-летних –11–12 тыс.; для 6-летних – 13–13,5 тыс.; для 7-летних – 14–15 тыс. (Эти данные можно контролировать с помощью «щагомера»).

По продолжительности временного компонента гигиенически обоснованный двигательный режим должен составлять не менее 50% времени бодрствования ребенка.

В программе «Здоровье с детства» Т. С. Казаковцевой предлагается следующий вариант двигательного режима:

– для второй младшей группы летний двигательный режим составляет 4 часа, т.е. 66% от времени бодрствования; зимний двигательный режим составляет 3 часа 20 мин, т. е. 55% времени бодрствования;

– для средней группы летний двигательный режим рекомендуется тоже 4часа (66 %); а зимний – 3часа 40 мин (61%);

– для детей старшей группы летний режим – 4часа 10 мин (69% времени бодрствования), а зимний – 3 часа 50 мин. (63% времени бодрствования);

– для детей подготовительной группы летний двигательный режим рекомендован продолжительностью 4 часа 20 мин. (72% времени), зимний – 4 часа (66 % времени бодрствования). Определяя время бодрствования, исходили из времени пребывания ребенка в ДОУ с 8час до 18часов. Приведенный вариант двигательного режима рассматривается как развивающий. Кроме того, рекомендовано в отдельные его периоды несколько повышать интенсивность двигательной активности детей и разнообразить виды движений.

Учет состояния здоровья детей. После перенесенных детьми заболеваний состояние их здоровья определяет врач. Существующая практика предусматривает временное освобождение детей, перенесших такие заболева­ния, как ОРЗ, грипп, тонзиллит, бронхит, пневмонию и т д., от физкультурных занятий и прогулок. На период освобождения у детей снижается двигательная активность и не восполняется дефи­цит движений, возникший во время болезни. Все это понижает биологическую надежность систем организма, снижает эмоциональный тонус и ведет к более позднему выздо­ровлению. Это положение может исправить осторожно дозированная мышечная нагрузка, которая будет способствовать восстановлению сниженных в результате болезни ребенка его функциональных возможностей.

Поэтому для детей, перенесших заболевания, следует индивидуализировать физическую нагрузку на физкультур­ных занятиях, поскольку занятия физическими упражнениями с первых дней возвращения в дошкольное учреждение после болезни будут способствовать более быстрому восстановлению ребенка. При дозировании нагрузки следует ис­ключить упражнения, которые требуют большого физического напряже­ния. К таким упражнениям следует отнести бег, подвижные игры, прыжки, лазание, а также упражнения, связанные с резким изменением положения тела, что может вызвать у ребенка головокружение.

Упражнения и величину их нагрузки для каждого ребенка определяет врач на основании анамнеза, в зависимости от его физического состояния и результатов функциональных проб.

Учет психологических особенностей детей. Для занятий физической культурой педагог должен знать особенности нервной системы детей. Можно выделить возбудимых детей, у которых наблюдается высокий уровень физической работоспособности. Эти дети хорошо и достаточно ус­пешно выполняют упражнения на скорость, а упражнения, требующие выносливости, у них получаются хуже. Такие дети выполняют все упражнения в более быстром, чем требуется, темпе, недостаточно точно воспроизводя рисунок движения. Для тренировки нервных процессов у таких детей необходимо использо­вать чередование упражнений с разным темпом и добиваться стро­гого выполнения заданного ритма и рисунка движения. В подвижных играх полезно чаще давать им роли, требующие активного тор­можения.

У детей со слабым типом нервных процессовдвигательная активность понижена, для них особенно трудными являются нагрузки скоростного характера, а также упражнения на выносливость. Они довольно долго овладевают новыми движениями, поэтому для них требуется большее количество повторений упражнения при разучивании, а для за­крепления двигательных навыков с такими детьми следует проводить дополнительную индивидуальную работу, она необходима и для подготовки ребенка к участию в подвижных играх. Педагог должен побуждать их к участию в подвижных играх во время самостоятельной деятель­ности детей и поручать им роли, тре­бующие активного действия в организованных подвижных играх. Эти дети требуют постоянного одобрения, поощрения, похвалы для укрепления веры в свои силы.

Как показали исследования, проведенные совместно со студентами ВятГГУ[45], дети со слабым типом высшей нервной деятельности при условии доброжелательного к ним, могут сами включаться в двигательную деятельность, подражая другим детям (Т. С. Казаковцева, Л. Н. Безденежных).

Педагог должен помнить, что положительная оценка действий ребенка вызывает у него активизацию деятельности, а отрицательная – подавляет и рассогласовывает физиологические процессы. У детей также могут быть разные ответные реакции на оценку их деятельности педагогом. У самоуверенных детей по­ложительная оценка педагога может вызвать слабый отклик, отрицательная же может оказаться более эффективной. Детей робких, физически слабых отрицательная оценка может полностью дезорганизовать. Особую значимость имеют совместные с ребен­ком радостные сопереживания педагога по поводу его достижений и успехов. Однако бывают иногда необходимы переживания ребенком по по­воду совершенных им нехороших поступков, выражающиеся в виде отрица­тельных социально значимых эмоций, огорчения, раскаяния.

Учет половых особенностей детей. Сегодня наиболее актуаль­ным и наименее исследованным является вопрос учета пола ребенка в занятиях с ним физической культурой. Принадлежность к определенному полу – одна из фундаментальных ха­рактеристик личности. Поэтому современные требования реализации индивидуального подхода в процессе формирования личности ребенка не могут быть реализованы без учета половых особенностей. При отсутствии дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек стираются границы между жен­скими и мужскими социальными ролями, не осуществляется полоролевая социализа­ция и воспитание полоролевого поведения ребенка. Это приводит к тому, что все менее отчетливо прояв­ляются традиционные черты, присущие свойствам личности детей разного пола. Это касается проявления мальчиками мужественности и девочками женственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.