Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценностно-мотивационные ориентиры предпринимательской деятельности




Большое значение для понимания психологии предпринимательства имеют механизмы побуждения к предпринимательской деятельности, к выбору целей и средств достижения предпринимательского успеха. К ним в первую очередь относятся:

сложившаяся система мотивов и целей организации личного дела;

иерархия устойчивых и динамических жизненных ценностей;

этические нормы бизнеса.

 

Важным регулятором жизни и деятельности предпринимателей являются жизненные ценности. Жизненные ценности представляют собой определенный способ взаимодействия человека с окружающей реальностью или конечную цель его существования, деятельности, которые с личной или социальной точки зрения предпочтительнее других способов взаимодействия и других целей. Ценностные ориентации и мотивы играют ключевую роль на всех этапах предпринимательской деятельности, начиная с поисков бизнес- идеи и завершая коррекцией результатов. Более того, пути и средства решения многих проблемных ситуаций обусловливаются приоритетами предпринимателей. Существенное влияние оказывает также соотношение лично и общественно значимых ценностей, степень близости индивидуальной иерархии ценностей и иерархии отдельной социальной группы, с которой тесным образом взаимодействует предприниматель, или иерархия ценностей общества в целом.

 

Традиционно среди мотивов участия в предпринимательской деятельности называют деньги. Взаимосвязь между деньгами и бизнесом настолько глубоко вошла в сознание нашего общества, что не только предприимчивая молодежь, обучающаяся в бизнес-классе, но и молодые люди с гуманитарными интересами представляет себе успешного человека обязательно имеющим деньги или их вещественные символы. В реальности же мотивационная роль денег далеко не однозначна. Для предпринимателя деньги, богатство – это скорее средства реализации своих планов, идей, что не исключает признания за деньгами также и средства поддержания высокого материального уровня. Практика свидетельствует, что те, кто, занимаясь предпринимательством, стремятся лишь к быстрому обогащению, долго в нем не задерживаются. Различают три мотива денег:

«деньги ради денег»;

«деньги для выживания»;

«деньги ради дела».

 

Каждый мотив доминирует у предпринимателей с определенным психологическим складом. Мотив «деньги ради денег» формируется преимущественно у тех, кто создает свое дело для быстрого извлечения прибыли и скорейшего личного обогащения. Такие предприниматели:

общительны;

энергичны;

предприимчивы.

 

Они стремятся выглядеть престижно, но в основном за счет большого количества внешних атрибутов благополучия. Вокруг них появляется определенное окружение, живущее по своим внутренним законам, которые нередко противоречит государственным. Клановый «кодекс чести» не всегда совпадает с общепринятыми моральными нормами и правилами общежития.

 

Мотив «деньги ради выживания» отражает необходимость участия в бизнесе, связанную с суровой реальностью существования. У таких предпринимателей:

слабо выражены амбиции, честолюбие;

они согласны на разумный минимум комфорта;

бизнес для них не образ жизни, а способ выживания.

 

В основе мотива «деньги ради дела» лежит стремление к самореализации, к самовыражению в своем деле, а также стремление к власти над ситуацией, над умами и знаниями других. Открывая свое дело, предприниматель стремится разрушить управленческие структуры прошлого. Предприниматели с доминированием мотива «деньги ради дела» отличаются:

широтой взглядов;

ориентацией на постижение нового;

своеобразием и гибкостью мышления.

 

Престиж для них заключается не во внешних атрибутах благосостояния, а главным образом в осознании возможностей управлять экономическими, политическими и социальными процессами в соответствии со здравым смыслом и реальными фактами.

 

По мнению специалистов, первые две волны современных российских предпринимателей характеризовались следующими мотивами:

стремление к быстрому обогащению через использование хаотичности текущей ситуации;

желанием уйти от зависимости со строны государственных структур, получить свободу действий и независимость;

стремлением раелизовать свой потенциал;

желанием реализовать новые идеи;

невозможностью обеспечить себе должный уровень жизненного комфорта за счет заработной платы;

стремлением повысить социальный статус, авторитет.

 

Л.Е.Душацкий, изучавший в конце 1990 –х годов ценностно-мотивацинные компоненты российских предпринимателей, подчеркивает полимотивированность предпринимательской деятельности. Он выделяет дальние, соответствующие смыслу жизни, и близкие, обеспечивающие конкретную предпринимательскую деятельность мотивы:

1. Первые формируют стратегические цели, согласующиеся со смыслом жизни.

2. Вторые определяют тактическую линию поведения.

 

Результаты проведенного им исследования показали, что направленность мотивации жизни предпринимателей такова: дело – статус - потребление. Направленность практической деятельности имеет несколько другие векторы: дело – потребление – статус. Богатство как смысл жизни занимает второе место среди всех прочих ценностей. Таким образом, деньги не явлеются идеалом сами по себе, они являются скорее средством, с помощью которого можно приобрести желаемые блага: свободу, устойчивое положение и власть.

 

Предпринимательский мотив не исчерпывается деньгами. Предпринимательский мотив – это не только побуждение, связанное с актуальной для конкретного человека потребностью. Побуждающую роль могут играть важнейшие общественные потребности. Такое понимание мотивов предпринимательсвкой деятельности вытекает из социальных целей и функций, диапазон которых широк и разннообразен.

 

Таким образом, факторы и условия предпринимательского успеха - это и высокая мотивация на достижение успеха с умеренной мотивацией на избегание неудач, и направленность личности на общение, и определенные ценностные ориентации и определенное самоотношение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.