Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс профессионального становления потенциального предпринимателя




М.Кете де Вриз, описывая процесс профессионального становления потенциального предпринимателя, анализирует тенденцию – экономическую субъективность, которая проявляется в групповой идентичности – профессиональной, организационной, социальной. «Предприниматель, который начинает свой собственный бизнес, в целом делает это потому, что ему трудно работать исполнителем, он – «трудный работник», он не способен работать «на других», подчиняться авторитетам и принимать организационные роли». Перемещение от работы к работе становится хроническим для потенциального предпринимателя, так как он сталкивается с неприятием его идей, воспринимается другими как «чужой», человек без места вызывает раздражает своей иррациональной деятельностью и неконформистскими идеями. Подготовительный период предпринимательства сопровождается конфликтами с авторитетами, трудностями, адаптации к организационной структуре и непредсказуемой сменой работы. М.Кете де Вриз, подчеркивает, что трудности возникают и при решении проблем выбора карьеры в юности, т.е. при формировании профессиональной идентичности, так как, не отождествляя себя с социальными группами, потенциальный предприниматель не приемлет и общепринятые в группах ролевые модели, в том числе и профессиональные. Сбой групповой идентичности проявляется и на последующих этапах профессионализации предпринимателя – когда он управляет созданной им организационной структурой. Воспринимая созданную им организационную реальность в качестве продолжения собственного Я, считая себя не членом организации, а ее хозяином, предприниматель не может выпустить контроль из своих рук, изменить индивидуальные модели решений на групповые модели. В подобной неспособности перехода от стадии создания организации к ее стабилизации специалисты в области экономической психологии видят основную причину финансового краха фирм на стадии их роста и расширения.

 

Высокий уровень самоэффективности Я субъективного контроля потенциального предпринимателя проявляется в противодействии внешнего контроля. Потенциальный предприниматель не склонен считать себя лишь участником, он – субъект экономической деятельности и не может длительное время починяться формальным авторитетам в структуре организации, отождествлять свое Я с какой-либо группой или общностью.

 

Исследование Р.Брокграуза показывает, что в момент ухода с предшествующей бизнесу работы преприниматели имеют высокий уровень неудовлетворенности работой в целом при высокой удовлетворенности оплатой своего труда. По мнению Р.Брокграуза, столь недифференцированная неудовлетворенность работой при удовлетворенности заработной платой вызвана не реальными условиями труда или взаимоотношениями с коллегами и руководством, а центральными личностными структурами потенциального предпринимателя – ценностями, мотивами, самоотношением, которые не позволяют ему работать в качестве исполнителя, воспринимая свое Я как объект внешнего воздействия.

 

Карьерное восхождение предпринимателя требует развития целого ряда способностей, умений и навыков, в частности таких как:

способность использовать более широкий спектр ролевых позиций. Л.Волкова справедливо отмечает, что первая отличительная особенность успешного предпринимателя – многообразие ролей, которые он может достоверно и искренне сыграть. Это способность определяет его карьерный и – даже шире – жизненный успех;

умение выстраивать поведение, ссответствующее конкретной задаче или ситуации;

настойчивость и последовательность в разрешении задач предпринимательской деятельности.

 

Уровень развития данных способностей у предпринимателя, согласно теории социального научения А.Бандуры, напрямую связан со степенью выраженности его самоэффективности в сфере предпринимательской деятельности. Результаты исследования Е.Могилевкина позволяют распространить общетеоретичечский вывод А.Бандуры – «высокая самоэффективность, связаная с ожиданием успеха, обычно к этому успеху и приводит» - на сферу профессиональной карьеры. Данное исследование показывает: чем выше самоэффективность у руководителя, тем в большей степени он настроен на удачу в своем карьерном продвижении; чем ниже самоэффективность. – тем меньше шансов реализовать эффективную профессиональную карьеру.

 

Высокая самоэффективность в сфере предпринимательской деятельности можно рассматривать в качестве одного из существенных личностных факторов, обеспечивающих достижение карьерного успеха. А.Бандура вводит когитивный механизм самоэффективности для объяснения личностного функционирования и изменения. Концепция самоэффективности относится к умению людей осознавать свои способности и выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. Самооценка эффективности влияет на формы поведения, мотивацию, выстраивание поведения и возникновение эмоций. По мнению А.Бандуры, люди, осознающие свою эффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях.

 

Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно ведет к хорошему результату и, таким образом, спсобствует самоуважению. Низкая эффективность, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и, следовательно, снижает самоуважение. С этой точки зрения, люди, считающиеся себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, вероятно, будут уделять чрезмерное внимание своим личным недостаткам и постоянно изнурять себя самокритикой по поводу своей собственной некомпетентности.

 

А.Бандура предположил, что приобретение самоэффективности может происходить любыми вариантами, такими, как:

способность выстроить поведение – успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачн – низкие ожидания;

косвенный опыт – наблюдение за людьми, успешно выстраивающими поведение, вселяет человеку надежду на самоэффективность и уверенность;

вербальное убеждение – эффективность может быть достигнута через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения целей (вербальная поддержка помогает поверить, что человеку по силам сделать это и способствует развитию навыков учения и концентрации усилий, ведущих к конечному успеху);

эмоциональный подъем – люди с большой вероятностью добиваются успеха, если они не напряжены и эмоционально спокойны.

 

Если сравнивать людей с высоким и низким самоуважением, то оказывается, что люди с чувством собственного достоинства счасливы и менее невротичны, настойчивы, не склонны к депрессии. А.Бандурв полагал, что самоэффективность возрастает в первую очередь не от самовнушения (Я думаю, что могу) или чрезмерного расхваливания (Я гений), ее основной источник – обращение к трудным, но реалистичным задачам и достижению цели. Делать все, что в твоих силах, и добиваться этого – означает чувствовать себя уверенным и спокойным. Успехи помогают расти уверенности и чувству самоэффективности.

 

А.В.Бояринцева, анализируя зарубежные исследования в экономической психологии, отмечает, что феномен экономической субъетивности или бессубъективности имеет личностную основу, которая находится в структуре Я-концепции (в особенности психологического и социального Я). В случае экономической бессубъективности контроль за экономической стороной передается «компетентным другим», т.е. предпочитается полномочный контроль. По мнению А.Бандуры, подобный отказ от личного контроля – ответственности, риска, необходимости тяжелой работы по саморазвитию, требующей затрат времени, усилий и ресурсов». А Бандура рассмативает полномочный контроль как результат низкой самоэффективности Я, «часть цены за желаемую безопасность, основанную на компетентности и известности других, - ограничение личностной эффективности». Таким образом, выбору работы по найму предшествует специфический характер психологического Я – субъективное восприятие подконтрольности Я, его низкой эффективности и некомпетентности.

 

С экономической субъективностью связан и специфический характер социльного Я:

представления о подчиненности своего Я авторитетам, нормам группы;

взаимозависимости своего и других Я;

схожести с другими Я.

 

В случае предобладания в социальном Я «индивидуалистических» элементов – восприятия Я как независимого и не похожего на другие Я – у личности формируются представления о себе как субъекте экономической деятельности, признаками которого являются уверенность и фунциональность.

 

Формирование Я- концепции и ее фунционирование – не статичный процесс, исходящий из системной модели личности, любая ее подситсема находится в непрерывном взаимодействии с другими подсистемами, подвергается трансформации в процессе деятельности. Характер экономической Я-концепции может изменяться, перемещая ее носителя от позиции к позиции между полюсами условного континуума «субъектности – бессубъектности». Успешность предпринимательской деятельности состоит в умении изменять свою позицию в данном континууме в зависимотси от этапа деятельности предпринимателя – создание своего дела, стабилизация созданной структуры и кризис роста.

 

Нижележащим уровнем в стуктуре Я-концепции является специфическая профессиональная идентичность – профессиональное Я личности. Профессия воспринимается не только содержательно – с точки зрения предметной наполненности, но и функционально – как источник экономического и социального статуса. Объективное восприятие собственного места между полюсами «работа на себя» и «работа по найму» приобретает в профессиональном Я содержательную наполненность, что связано с выбором конкретной сферы профессиональных предпочтений. Первоначально формируется именно тип субъективности, который подтверждается тем фактом, что в момент ухода с предшествующей предпринимательству работы большинство потенциальных предпринимателей (86%) не знали, чем конкретно они будут заниматься, но четко сформулировали свои дальшейшие цели в терминах работы «на себя».

 

Профессиональное Я формируется не только на основе экономического Я (тип субъективности), но и на основе психологического Я. Личностное чувство контроля над ситуацией и восприятие своей эффективности могут конкретизироваться в ощущении компетентности и самоэффективности в получении образования, в выполнении конкретных профессиональных функций и в карьере в целом. Профессиональное Я включает также элементы, формирующиеся на основе социального Я.

 

Воспринимая себя как потенцильного предпринимателя, личность формирует представления и о профессиональной общности, членом которой он собирается стать. Данные представления носят в основном стереотипный характер и относится к психологическим, личностным и ценностным характеристикам представителей различных профессиональных страт. В исследовании В.С.Агеева и А.А.Тенькова было показано, что основную роль в формировании профессиональной идентичности играет формирование стереотипных представлений о «своей и чужих» профессиональных общностях. Важным выводом этого исследования в контексте рассмотрения профессионального Я является заключение о раннем формировании профессиональных стереотипов и ценностей профессиональной общности – до начала профессиональной деятельности, а также о том, что «степень овладения этими ценностями и стереотипами тесно связана с успешностью адаптации к профессии и развитием профессиональной идентичности личности».

 

Как отмечает А.В.Бояринцева, ценностно-смысловой аспект профессионального Я требует внимания, так как достижение личностной и социальной идентичности осуществляется после длительного периода экспериментирований и исканий, на основе которого личность выбирает для себя род занятий и мировоззренческую ориентацию. Выбор жизнедеятельности производится на фоне противоречивых взглядов и ценностей культурных стандартов поведения, которые обрушиваются на личность окружающими условиями жизни, массовой культурой, средствами информации. Современная ситуация конкуренции и материальные условия жизни способствует формированию ранней экономической и профессиональной идентичности на фоне не сложившейся системы ценностных ориентаций. При раннем включении в «жесткий рынок» подросток не успевает сформировать собственную систему убеждений, процесс моральных исканий у него отсутствует или приобретает прагматическую, рациональную окраску. Анализ образа «идеального предпринимателя» и «предпринимателя – проходимца» у подростков показывает, что идеал не ассоциируется в сознании с категорией нравственности. Образ идеала наделен этически нейтральными психологическими характеристиками, а предпринимательский успех связан в сознании с рациональностью, опытом, знаниями, отстранненостью от решения проблем морального выбора. В реальности любая субъективная модель экономического успеха включает этико-смысловые ориентиры – этически окрашенные цели достижения успеха, способы достижения, представления о сравнительной ценности собственного и других Я. Если ориентиры не осознаны, процесс моральных исканий не завершен, то за этическим «нейтралитетом» потенциально может стоять стихийно сформированная этическая или внеэтическая ориентация – утилитарная, функциональная, прагматическая.

 

В основе этической ориентации личности лежит личностный смысл Я, который может быть различным в зависимости от преобладания в структуре Я-концепции того или иного вида идентичности:

социальной;

национальной;

экономической;

материальной;

профессиональной.

 

Челове может воспринимать смысл собственного Я как «Я есть то, что я умею», «Я есть то, к какой группе принадлежу». Задача этико-экономического воспитания состоит в том, чтобы в процессе экономической социализации «материальное Я» не приобрело в стуктуре Я-концепции приоритетные позиции, чтобы смысл Я не свелся к формуле «Я есть то, что Я имею в материально-денежном выражении». Личностный смысл профессионального Я также не должен сводиться к формуле «Я есть то, насколько много я могу заработать».

 

Как подчеркивает А.В.Бояринцева, Я-концепция личности может быть выделена в качестве интегрирующего фактора для всех подсистем и элементов индивидуального функционирования, включая подсистемы экономической социализации и профессионализации. Феномен экономической субъективности или бессубъективности имеет личностную основу, которую следует искать в структуре Я-концепции, в особенности психологического и социльного Я. В случае экономической бессубъективности контроль за экономической стороной своей жизни передается «компетентным другим», т.е. предпочитается полномочный контроль. С экономической субъективностью связан и специфический характер социльного Я:

представления о подчиненности своего Я авторитетам, нормам группы;

взаимозависимости своего и других Я;

схожести с другими Я.

 

В заключении своего исследования А.В.Бояринцева приходит к выводу, что формирование Я-концепции и ее функционирование не статичный процесс. Любая ее подсистема находится в непрерывном взаимодействии с другими подсистемами, подвергается трансформации в процессе деятельности. Характер экономической Я-концепции может изменяться, перемещая ее носителя от позиции к позиции между полюсами условного континуума «субъектности – бессубъектности». Успешность предпринимательской деятельности состоит в умении изменять свою позицию на данном континуме в зависимости от этапа деятельности предпринимателя – создание своего дела, стабилизация созданной стурктуры и кризис роста.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Дать определение понятию «карьера».

2. Какие предпосылки оказывают существенное влияние на карьерное продвижение предпринимателя

3. Каковы факторы и условия предпринимательского успеха

4. Дайте описание «Экономического Я» человека.

5. Проанализируйте основные компоненты Я-концепции личности.

 

Литература

 

1. Завьялова Е.К., С.Т.Посохова. Психология предпринимательства: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2004.

2. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Психология предпринимательства: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

3. Масликова Ж.В. Формирование экономической и профессиональной Я-концепции личности предпринимателя. II Всероссийская Межвузовская научно-практическая конференция по теме: Образование – основной фактор развития человека и общества. – Волгодонск, 2000.

4. Масликова Ж.В. Психология предпринимательства. Учебно-методический комплекс. – Ростов – на – Дону: ИУБиП, 2001.

5. Щербатых Ю. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие. —СПб.: Питер, 2008

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

10.1. Предприниматель как личность и субъект деятельности

10.2. Личностные качества предпринимателя

10.3. Типология личности предпринимателя

Контрольные вопросы для самопроверки

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.