Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательная функция




И действительно, искусство дает нам не знание фактов и объективных закономерностей, а знание значений, знание ценности бытия, знание реальных связей мира и человека, оно заставляет нас, хотим мы того или не хотим, смотреть на мир и на самих себя под определенным углом зрения, т.е. ориентируют наше ценностное отношение к миру – и естетическое, и нравственное, и политическое. Человек начинает видеть мир глазами художника.

Научные сочинения обращаются к мысли того, кто их изучает. Что же касается художественного произведения, то оно обращено одновременно, и к нашей мысли, и к нашему чувству, оно требует от нас совместной работы понимания и переживания. Воспитательная сила искусства зиждется именно на том, что оно заставляет людей себе переживать. Ведь пережить что-либо – значит сделать данное событие фактом своей биографии, внедрить его в глубины своего сознания, исходя из чего и формируется отношение к жизни. Тем самым искусство оказывается способным строить и перестраивать человеческое сознание в его целостности.

Таким образом, говоря об искусстве, как средстве воспитания человека, следует иметь в виду, что речь идет не о преподнесении неких моральных сентенций, не об объяснении того, что хорошо, а что плохо. Воспитательное воздействие искусства осуществляется не силой логического убеждения и не наглядными примерами, а целенаправленным расширением реального жизненного опыта людей благодаря тому, что искусство дает им возможность испытать и пережить то, чего не пришлось им испытать и пережить в действительной жизни. Разумеется, главная роль в общественном воспитании личности принадлежит ее реальному жизненному опыту и подменить его искусство не в состоянии. Однако опыт практической жизнедеятельности человека имеет ряд «недостатков». Во-первых, он конечен, ограничен во времени и пространстве. Реально я не могу пережить того, что было в прошлом, что переживают современные люди в другом государстве. Тут-то на помощь и приходит искусство. Во-вторых, опыт реальной жизни зависит во многом от случайного сцепления обстоятельств в биографии личности. Искусство же предоставляет каждому именно тот опыт, который художником предусмотрен.

Какова же эта цель, куда зовет нас художник – это диктуется обществом, которое воспитало его собственное сознание, сформировало его отношение к жизни. Таким образом, художник ведет людей туда, куда с его помощью хочет привести их общество. По-своему эту же задачу решают и архитектура, и прикладные искусства. Их цель не только в том, чтобы удовлетворить практические нужды людей и одновременно украшать их жизнь, но и в том, чтобы эту жизнь идейно-эмоционально организовывать. Эти предметы возбуждают у пользующихся ими людей соответствующее душевное состояние, «настраивают» их психику на определенный лад, ибо каждый «жанр» человеческой жизнедеятельности требует особой душевной настроенности его участников: у себя дома и в государственном учреждении, в театре и на заводе, во дворце культуры и во дворце съездов люди должны чувствовать себя по-разному.

Поэтому в каждом случае вся вещественная обстановка – начиная от архитектуры здания и интерьера, включая мебель, посуду и одежду призваны возбуждать у него такой строй чувств и мыслей, который помог бы ему органически ощущать и естественно вести себя в данной среде.

Когда архитектура и прикладные искусства помогали церкви внедрять в людские души веру в бога; когда великолепное художественное оформление оружия, знамен, мундиров заставляло воспринимать саму войну как нечто прекрасное и величественное и т.д. – во всех случаях мы имеем дело с воспитанием не только эмоциональным, но и идеологическим, и всякий раз это воспитательное воздействие таит в себе определенную социальную направленность. Вот почему общество всегда испытывает такую живую заинтересованность в искусстве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.